Психологический стресс, адаптация и дезадаптация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 20:56, реферат

Описание работы

Психологический стресс.
Адаптация и дезадаптация.
Соматизация психологических проблем, психологические особенности депрессивного синдрома.
Механизмы формирования связанных со стрессом расстройств.

Файлы: 1 файл

Министерство здравоохранения Республики Беларусь.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

 

 

Психологический стресс, адаптация и дезадаптация. Соматизация психологических проблем, психологические особенности депрессивного синдрома

 

Гомель, 2015

Содержание

 

  1. Психологический стресс.

  1. Адаптация и дезадаптация.

  1. Соматизация психологических проблем, психологические особенности депрессивного синдрома.

  1. Механизмы формирования связанных со стрессом расстройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  психологического стресса и его  разновидности

В современной жизни стрессы имеют большое значение. Они воздействуют на человеческое поведение, его способность к работе, здоровье, межличностные и семейные отношения.

Стресс – это напряженное состояние человеческого организма, как психическое, так и физическое.

Стресс может быть в каждой человеческой жизни, поскольку в любой сфере жизни и деятельности человека может встретиться множество стрессовых факторов.

Стрессовые ситуации могут возникнуть как дома, так и на работе. С точки зрения управления, большую заинтересованность вызывают факторы организации, вызывающие стресс на рабочем месте.

Стресс приводит ко многим заболеваниям, а значит, наносит серьезный урон человеческому здоровью, тогда как здоровье – одно из самых важных условий плодотворной и счастливой человеческой жизни.

Всякая неожиданность, нарушающая привычный ход жизни, может стать причиной стресса.

Иногда стресс может оказать положительное влияние, поскольку в случае необходимости помогает задействовать ресурсы человеческого организма. Но чрезмерные стрессы могут вести к истощению, которое может привести к физическим и психическим заболеваниям.

Наиболее полной и общей является классификация стресса, предложенная Р.Т.Won

- межличностный стресс;

- личностный стресс;

- внутриличностный стресс;

- рабочий стресс;

- семейный стресс;

- экологический стресс;

- общественный стресс.

- финансовый стресс;

Понижение ресурса помогает увеличению уязвимости к разным расстройствам, связанным со стрессом, а именно: страх, отчаяние, тревога, депрессия.

Внутриличностный стресс. Множество наших требований к окружающему миру и его влияния на нас связаны с данным типом стресса. Данная область своеобразная центробежная сила, оказывающая воздействие на все области нашей жизни.

Межличностный стресс взаимодействует с конкретными сферами жизни. Поскольку любому человеку приходится все время решать разнообразные общественные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с иными лицами и "его оценка существенно воздействуют на наше переживание, восприятие, отношение к событиям и становятся проблемами в межличностных отношениях".

Личностный стресс относится к тому, что делает личность и что с ней происходит, когда он не исполняет, нарушает конкретные предписанные общественные роли, такие как роль мужа, родителя, служащего и т. п.

Семейный стресс вмещает в себя все проблемы в семье и семейных отношениях – супружеские проблемы, конфликты между поколениями, работа по дому, болезнь и смерть в семье, жизнь с молодежью, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с повышенной нагрузкой по работе, отсутствием самоконтроля за результатом деятельности, неопределенностью ролей и ролевым конфликтом. Плохая защита от опасностей на работе, несправедливое оценивание труда, нарушение организации может привести к стрессу.

Социальный стресс можно отнести к проблемам, которые переживают, испытывают огромные группы людей, – к примеру, спад экономики, банкротство, бедность, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс можно объяснить влиянием экстремальных условий внешней среды, ожиданием подобного воздействия или его последствий – загрязнение воды и воздуха, суровые условия погоды, недоброжелательство соседей, толкотня, повышенная степень шума и т. п.

Финансовый стресс не нуждается в разъяснениях. Невозможность оплаты счетов, не обеспечение расходов доходами, затруднения в выплате долга, несоответствие степени зарплаты результатам деятельности, возникновение финансово необеспеченных и дополнительных расходов, эти и иные обстоятельства могут явиться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи

с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

Вопрос об объективных причинах возникновения психологического стресса является достаточно спорным в современной психологии. В основном психологии склонны к выделению следующих объективных причин возникновения стресса:

- условия жизни и работы (постоянные компоненты нашей  жизни, причем не всегда люди  имеют возможность их перемены):

- локальные – относятся  домашние бытовые проблемы (плохое  отопление, неработающий лифт, перебои  в водоснабжениии т.д.) изматывающая, тяжелая работа и проблемы  с транспортом;

- глобальные – представлены  загрязнением экологии. При этом  часто вредные факторы среды  обитания приводят к стрессу  не за счет прямого воздействия  на организм;

-взаимодействие с иными  людьми: отношения с людьми близкими (эмоциональные); профессиональные  отношения (рациональные); конфликты  с незнакомыми людьми.

- экономические и политические  факторы:

- экономические – высокие  расходы и низкие доходы;

- политические – невыгодное  экономическая законодательная  база и неэффективная политическая  власть.

- чрезвычайные обстоятельства

- социальные, природные и  техногенные чрезвычайные ситуации;

– криминал – ущерб экономики и ущерб достоинству и здоровью;

- заболевания

- несоответствие программ  генетики современным условиям. На сегодняшний день учеными  твердо установлено, что "множество  ответных реакций на физические  и биологические воздействия  несут рефлекторный характер  и запрограммированы генетически  на уровне ДНК".

- стресс от осуществления  отрицательных родительских программ. Часть поведенческих программ  вкладывается в детскую голову  его родителями, учителями или  иными лицами, пока его сознание  еще достаточно внушаемо. Данные  программы называют "жизненными  принципами", "неосознанными установками" или "родительскими сценариями", и они могут иметь большое  значение в дальнейшей жизни  индивида. Данные установки могут  быть вполне полезны для маленького  ребенка, но по мере его взросления  и перемены жизненных условий  они могут усложнять жизнь, делая  неадекватным поведение и вызывая  стрессы.

- когнитивный диссонанс  и механизм психологической защиты. Как мы уже было выяснено  ранее, источником большинства стрессов  являются человеческие эмоции, провоцирующие  его на внезапные реакции вопреки  разуму, пытающемуся рационально  и спокойно оценить какую-либо  ситуацию. Однако бывает и так, что разум подыгрывает чувствам, находя для оправдания алогичных  человеческих поступков псевдологичные" объяснения. По мере освоения  внешней среды в каждом человеческом  сознании формируется конкретная "виртуальная" картина окружающего  мира, описывающая и объясняющая  все, что происходит с другими  людьми и ним самим, а также  со всем остальным миром.

 

2. Адаптация и дезадаптация

 

 Адаптацией (от лат. adaptare — приспособлять) называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, npоявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т. д. Ж. Пиаже (1969) рассматривал адаптацию в качестве одн го из главных процессов интеллектуального развития ребенка. В адаптации им были выделены две составляющие — аккомодация и ассимиляция. Аккомодация определялась Пиаже как перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации, а ассимиляция — как присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное. Иными словами, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, и, во-вторых, изменяется психическая организация человека — когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.    

Социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией — процессом взаимодействия с социальной средой,  в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и  группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптированностью.

Конструктивные механизмы позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни, используя возможность осуществлять оценку ситуации, анализ, синтез и прогноз событий, антиципацию последствий деятельности. М. И. Бобнева (1978) выделила следующие механизмы адаптации:

- социальное воображение — способность  понимать свой опыт и определять  свою судьбу, мысленно помещав  себя в реальные рамки данного  периода развития общества, и  осознавать свои возможности;

- социальный интеллект — способность  усматривать и улавливать сложные  отношения и зависимости в  социальной среде;

- реалистичную направленность  сознания;

- ориентировку на должное.

Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, позволяющую снижать тревожность, обеспечивающую целостность «Я-концепции» и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия между представлениями об окружающем мире и представлениями о себе.

Наряду с различными формами адаптации существует явление дезидаптации. Дезадаптацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и  внутриличностными конфликтами. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.). 

Дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой. 

Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:

1) пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, пpoфeccиoнaльными  проблемами, хроническими заболеваниями  и др.;

2) пережитые экстремальные ситуации  — травматические ситуации, в  которых человек участвовал непосредственно  как свидетель, если они были  связаны с восприятием смерти  или реальной ее угрозы, тяжелых  травм и страданий других людей  (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние — посттравматическое стрессовое расстройство);

3) неблагополучное включение в  новую социальную ситуацию или  нарушение устоявшихся взаимоотношений  в группе.

 

 

3. Соматизация как механизм психологической защиты, особенности депрессивного синдрома.

Одним из механизмов психологической защиты является соматизация.

Информация о работе Психологический стресс, адаптация и дезадаптация