Cоматизация («сома» от лат. – тело) является трансформацией
человеком неосознанных психологических
проблем (подавленность,
страх, тревога, депрессия и пр.) в заболевания тела.
Симптомы этого вида психологической
самозащиты могут быть разнообразными:
Чувство, словно не хватает
воздуха.
Слабость.
Усталость.
Проблемы с мочеиспусканием.
Головные боли.
Тошнота.
Ком в горле.
Головокружение и т.п.
В большинстве случаев соматизация дает
о себе знать, когда человек с повышенным
вниманием относится к собственному самочувствию,
состоянию здоровья. Также к «бегству
в болезнь» склонны и те, кто, казалось
бы, бесконечно могут рассказывать о здоровом
образе жизни, своих болезнях и пр. Эти
люди могут с упоением спорить на такие
темы, но при этом чувствительно реагируют
на любые замечания, советы в свой адрес.
К примеру, вы чувствуете, что не можете
найти свое место в жизни, отчаиваетесь.
В итоге депрессивное состояние выражается
в болях груди, головокружении. Это яркий
пример реакции организма на психологические
проблемы, что, в свою очередь, относится
к исследованиям в области соматизации.
Соматизация конфликта
Данное явление – это не что иное, как
особенность психики каждого человека.
В моменты стрессовых ситуаций, конфликтов
с обществом мозг способен переводить
психологическое напряжение в тело. Так
у мужчин в основном страдает желудок,
а женщины жалуются на сердечные расстройства.
Напоследок, необходимо напомнить, что
каждый человек сам отвечает за собственную
жизнь, состояние здоровья и важно следить
за своим настроением, душевным состоянием.
Ведь душа и тело неразрывно связаны.
Депрессивный синдром — психопатологический синдром, характеризующийся триадой
симптомов:
пониженным настроением по типу гипотимии,
торможением интеллектуальной
деятельности (брадипсихия, брадифрения),
двигательной и волевой заторможенностью (гипобулия).
Для депрессивного синдрома
также характерно угнетение инстинктивной
деятельности (понижение аппетита вплоть
до анорексии или, наоборот, переедание; снижение
сексуальных влечений; снижение самозащитных
тенденций, появление суицидальных мыслей и действий), трудности
в концентрации внимания и сосредоточенность
его на тягостных переживаниях, пониженная
оценка собственной личности (в некоторых
случаях — при глубокой депрессии — достигающая бредовых идей самообвинения и самоуничижения).
Часто депрессивный синдром
наблюдается в рамках биполярного аффективного расстройства, либо рекуррентной депрессии. Кроме того, этот синдром характерен
для шизофрении и шизоаффективного расстройства. Выраженность отдельных симптомов,
входящих в структуру депрессивного синдрома,
бывает различной, в зависимости от конкретного
заболевания и особенностей его течения
у каждого больного.
Депрессивный синдром может
также иметь соматогенное происхождение,
то есть возникать в результате соматических заболеваний. Соматогенные депрессии могут
развиваться при инфекционных, токсических,
органических и других психозах, при инсульте, эпилепсии, опухолях и травмах головного
мозга, болезни Паркинсона, различных эндокринных заболеваниях
(в частности, нарушениях функции щитовидной железы), авитаминозах и др.
Причиной депрессивного синдрома
также могут быть побочные действия некоторых
лекарств: например, нейролептиков, гормональных препаратов, антибиотиков, анальгетиков, антигипертензивных средств.
- Механизмы формирования психологических
проблем и психосоматических расстройств:
Телесно-психологические проблемы
как нарушения психологической адаптации
Соматический (клинический)
подход к психологическим проблемам
Когнитивные механизмы формирования
психологических проблем
Симптомы психосоматических
расстройств
Наиболее
типичными соматическими проявлениями
затяжного стресса и накопленных неотреагированных
отрицательных эмоций служат:
А) боль в области сердца,
возникающая вне связи с физической нагрузкой
и имитирующая стенокардию. Не случайно
подобные функциональные кардиалгии,
боли в области сердца психогенного характера
описываются интуитивно-образным выражением
«принимать близко к сердцу».
Б) Боли в области шеи
и головы, особенно в затылочной области
или боли мигренозного характера, охватывающие
половину головы; реже — боли в височной
области или в области лица, имитирующие
невралгию тройничного нерва.
В) Боль в области живота,
имитирующая заболевания органов пищеварения.
Г) Боли в спине (в пояснице,
в межлопаточной области), либо расцениваемые
как проявления остеохондроза позвоночника,
либо провоцирующие действительные обострения
этого в прямом смысле болезненного процесса.
Нередко повышение тонуса околопозвоночных
мышц сочетается с «застойным» напряжением
мышц конечностей, приводя к отдаленным,
так называемым мышечно-тоническим проявлениям
остеохондроза позвоночника.
Д) Скачки артериального
давления (обычно его повышение, реже понижение),
преимущественно проявляющиеся в колебаниях
давления систолического (и изменении
пульсовой амплитуды давления).
Е) Сердцебиение или
перебои сердца, заставляющие человека
болезненно, с тревожным ожиданием вслушиваться
в свой сердечный ритм.
Ж) Нарушение глотания
и ощущение «комка» в горле. Сюда же может
присоединяться спазм мышц, управляющих
голосовыми связками, что приводит к нарушению
голосообразования («перехватило голос»).
Именно таким образом человек нередко
теряет голос в минуты сильного душевного
волнения. Можно упомянуть два регрессионных
механизма подобных нарушений: во-первых,
это подавленный крик у грудного ребенка
(«первичный крик», по А. Янову); во-вторых,
подавленная речь в более старшем возрасте
(на фоне строгих окриков родителей, запрещающих
ребенку словесное выражение своего мнения
и своих эмоций).
З) Одышка, не связанная
с болезнями органов дыхания и проявляющаяся
как чувство «неудовлетворенности» вдохом,
сопровождающееся желанием вздохнуть
поглубже. (Последнее может приводить
к избыточно глубокому дыханию — так называемый
гипервентиляционный синдром). Регрессионных
механизмов здесь также как минимум два.
Наиболее ранний из них — это запечатлевшийся
в памяти на подсознательном уровне первый
вдох, по механизму импринтинга становящийся
стереотипной реакцией на стресс. Второй
регрессионный компонент гипервентиляции
— подавляемая детская реакция плача
(ребенок рефлекторно пытается остановить
плач за счет частых глубоких вдохов с
коротким выдохом).
И) При этом часто возникает
ощущение онемения и покалывания в руках
(и как составная часть гипервентиляционного
синдрома, и как самостоятельное проявление).
Аналогичные ощущения в ногах могут сопровождаться
болезненными судорогами икроножных мышц.
(Вносит свой вклад и вызванное длительными
стрессами и сдвигом гормонального баланса
нарушение обмена микроэлементов, в первую
очередь кальция, приводящее к повышению
нервно-мышечной возбудимости. «Вымывание»
кальция из организма у женщин старше
40 лет может приводить к остеопорозу, сопровождаться
болями в костях.)
К) Заложенность носа,
затрудняющая носовое дыхание и расцениваемая
как «вазомоторный ринит». В отличие от
«чистых» ринитов, ухудшение состояния
обычно отчетливо связано с обострением
психологических проблем (конфликтами,
перегруженностью на работе, переутомлением
у учащихся и т. д.) При этом часто также
обнаруживается болезненное напряжение
мышц задней поверхности шеи (телесное
отражение неспособности нести бремя
ответственности). Регрессионный механизм
— также задержанный плач («невыплаканные
слезы»).
Л) Кратковременное
нарушение зрения (предметы как бы расплываются
перед глазами, и человеку приходится
напрягать зрение, чтобы сфокусировать
его и увидеть окружающее более отчетливо).
Регрессионный механизм — «расфокусированное»
зрение новорожденного ребенка (переход
из водной среды в воздушную, неумение
фиксировать взгляд).
Связанное со стрессом
напряжение может приводить и к более
серьезным нарушениям со стороны органа
зрения, начиная со зрительного утомления,
спазма аккомодации, которое может со
временем приводить к близорукости, или
повышению внутриглазного давления (ведущему
к глаукоме). Символический, конверсионный
механизм связанных со стрессом нарушений
зрения — «Не вижу, потому что не хочу
видеть».
М) Предыдущее часто
сопровождается головокружением («как
подумаю о проблемах, голова идет кругом»),
а последнее, в свою очередь, также может
быть связано с неуверенностью при ходьбе,
ощущением «ватных» ног или чувством,
что «земля уплывает под ногами». Регрессионный
механизм — ощущения ребенка, который
еще только учится стоять и ходить. К головокружению
могут добавляться приступы тошноты, шума
в ушах, снижающего остроту слуха — так
называемый меньероподобный синдром (лабиринтный
отек). Конверсионно-символический подсознательный
механизм подобных нарушений — «Не слышу,
потому что не хочу слышать».
Н) Приливы жара («кровь
бросилась в голову») или озноба («от страха
все внутри заледенело»), иногда волнообразно
сменяющих друг друга («бросает то в жар,
то в холод»), которые могут сопровождаться
мышечным тремором (пациент описывает
свои ощущения, как «волнуюсь буквально
до дрожи в руках и ногах»). Регрессионный
механизм — несовершенство механизма
терморегуляции у новорожденного ребенка,
физически нуждающегося в тепле материнского
тела.
О) Нарушение аппетита
— от полного отвращения к еде до приступов
«волчьего» голода. (Обычно пациент рассказывает,
что для того, чтобы успокоиться в эмоциогенной
ситуации, ему необходимо «заесть свой
стресс»). Здесь имеют место как физиологический
механизм, связанный с депрессивными расстройствами
(описанный выше), так и собственно психологический,
регрессионный механизм — аналогия с
грудным вскармливанием, когда ребенок
в состоянии дискомфорта либо отказывается
от груди, либо, наоборот, ищет материнскую
грудь и успокаивается. Для грудного ребенка
кормление — это не только удовлетворение
физиологической потребности в пище, но
и важнейший способ получения положительных
эмоций, и канал близкой телесной коммуникации
с матерью (бондинга, вегетативного резонанса).
П) Приступы психогенной
тошноты (реже — рвоты), возникающие непосредственно
в стрессовой ситуации или же в преддверии
(«в предвкушении») эмоционально насыщенных
событий, нежелательных встреч, связанных
с неприязненными отношениями («меня от
него тошнит»). Чаще встречается у детей
и подростков, — например, у ребенка, который
не хочет идти на уроки, где подвергается
давлению (или унижению) со стороны учителя,
возникают приступы рвоты во время утренних
сборов в школу (при мысленном представлении
травмирующей ситуации). Психогенная рвота
встречается также при юношеской дисморфофобии,
в связи с недовольством собственной внешностью
и навязчивым желанием похудеть. Регрессионный
механизм — «срыгивание» у грудного ребенка
при перевозбуждении.
Р) Нарушения сна —
бессонница или, наоборот, сонливость,
сопровождающаяся ощущением того, что
сна было недостаточно. Иными словами,
человек после пробуждения чувствует
себя «разбитым», иногда может даже жаловаться
на боли в мышцах (следствие того, что даже
во сне он не расслабляется), описывая
свои ощущения «как будто всю ночь мешки
таскал» или даже «как будто палками колотили»
(подобное самонаказание может быть подсознательно
желаемым для критически настроенного
Супер-Эго).
С) Обильное мочеиспускание,
которое обычно возникает после приступов
паники. (Здесь стрессовые расстройства
пересекаются с проявлениями так называемого
несахарного диабета и могут утяжелять
протекание последнего).
Т) Разнообразные сексуальные
проблемы (как снижение сексуального влечения
и потенции, так и в некоторых случаях
гиперсексуальность). Нередко они могут
быть вызваны привычным напряжением мышц
области таза. Тем самым подобные проблемы,
как обнаружил В. Райх, могут быть напрямую
связаны просто с неумением человека расслабиться
в прямом смысле, то есть снять мышечное
напряжение. Регрессионный механизм нарушений
потенции у мужчин, женской холодности
— инфантильный отказ от «взрослости»,
от своей половой роли. Сюда же примыкают
функциональные нарушения менструального
цикла у женщин (нерегулярность цикла,
аменорея, предменструальный синдром).