Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 20:56, реферат
Описание работы
Психологический стресс. Адаптация и дезадаптация. Соматизация психологических проблем, психологические особенности депрессивного синдрома. Механизмы формирования связанных со стрессом расстройств.
Главным
отличием всех вышеописанных психосоматических
расстройств от обычных телесных страданий
является характер их протекания: отчетливые
ухудшения совпадают с моментами бурных
душевных переживаний. Важно подчеркнуть
также наличие личностной предрасположенности,
или личностно-типологических особенностей,
предрасполагающих к возникновению психосоматических
нарушений.
Подобные расстройства
могут возникать как в непосредственной
связи со стрессом (в момент острого стресса
или на фоне продолжающейся хронической
нервно-психической напряженности), так
и иметь отставленный по времени характер.
В последнем случае организм начинает
«сыпаться» спустя какое-то время после
стрессовых событий. Это так называмый
«синдром рикошета», который следует за
стрессом наподобие хвоста кометы. Причем
подобное может происходить, даже если
эмоционально значимые события были позитивными,
связанными с жизненными успехами — «синдром
достижения», вызванный переживанием
бурных положительных эмоций и, самое
главное, обретением долгожданных радостей,
к которым человек упорно стремился.
К чему все эти недомогания
приводят, помимо плохого самочувствия?
Физические страдания вызывают, в свою
очередь, страдания душевные. Первичные
эмоциональные проблемы перерастают во
вторичный психологический дискомфорт.
Перечислим самые частые проявления психосоматических,
связанных со стрессом расстройств на
психологическом уровне:
А) беспокойство, тревога
в чистом виде. (Тревога — это не что иное,
как страх, не направленный на какой-либо
конкретный предмет). Особенно характерна
для затяжного стресса так называемая
«свободно плавающая», немотивированная
тревога, иными словами — беспочвенные
опасения по поводу маловероятных событий,
которые возможно никогда не произойдут.
Б) Подавленное настроение
(вплоть до стойко пониженного, доходящего
до степени депрессии. От тревоги до депрессии
один шаг…) Возможны также резкие перепады
настроения, нередко сопровождающиеся
эмоциональной неуравновешенностью —
неконтролируемыми бурными вспышками
эмоций и «выплескиванием» агрессивности.
В) Немотивированная
раздражительность и конфликтность, вызванные
не внешними причинами, а внутренним состоянием
человека.
Г) Нарушение отношений
с людьми. В соответствии с типологией
К. Хорни, отношения могут изменяться от
эмоциональной холодности, бесчувственности
(движение «от людей») до открытой враждебности
по отношению к окружающим (движение «против
людей»). Либо, напротив, моет возникать
инфантильная зависимость от окружающих
(движение «против людей») - демонстрация
своего душевного разлада и беспомощности,
приниженность, поиск внешней поддержки
и сочувствия.
Д) Стремление отгородиться
от реальной жизни как источника стресса,
изолироваться от повседневной суеты,
напоминающей о стрессовых событиях, и
от людей, с ними связанных — уединиться
в воображаемой келье или «башне из слоновой
кости». Средствами ухода от реальности
могут быть различного рода зависимости,
как химические — будь то алкоголь или
наркотики, так и зависимое поведение
— игры азартные (gambling) или игры компьютерные,
интернет-зависимость или различного
рода фанатизм.
Сочетанный — и психологический,
и физиологический — характер носят приступы
паники, варьирующие от опасения потерять
контроль над собой до всепоглощающего
страха смерти. Регрессионный механизм
— оживление у взрослого человека первичных
детских страхов (описанных далее).
Естественно, обе описанные
группы причин приводят в итоге к снижению
социальной активности и трудоспособности.
В первую очередь, вследствие постоянной
(даже в начале рабочего дня или после
отдыха) и внешне беспричинной усталости,
связанной с истощением нервной системы.
Свой вклад в снижение работоспособности
вносит и повышенная отвлекаемость, невозможность
сосредоточиться.
Отдельно нужно сказать
о страхах, являющихся формой выхода создаваемой
стрессом внутренней психологической
напряженности и одновременно проекцией
детских негативных переживаний. По крайней
мере, упомянем наиболее Универсальные формы
страхов - такие, как:
1) Страх смерти —
первичный, «животный» правополушарный
страх. (На самом деле это не страх смерти
как таковой, так как страх по определению
связан с чем-то конкретным и известным.
Опыт же умирания обычно у человека отсутствует
— за исключением тех немногих, кто перенес
клиническую смерть.) То, что ассоциируется
со смертью — в первую очередь боязнь
чего-то неизведанного, опасного для жизни,
неподвластного человеческим силам и
неумолимого.
Страх одиночества - детский страх покинутости,
именуемый в психоанализе страхом «потери
объекта», потери «защитника» или «кормильца»,
а по сути — страх потери матери (или заменяющего
ее лица, заботящегося о ребенке), острое
переживание собственной беспомощности
и беззащитности. Именно поэтому приступы
паники у взрослых людей всегда облегчаются
в присутствии значимых для них близких,
которые в буквальном смысле слова держат
больного за руку, символически заменяя
родителей.
2) Страх потери контроля -
«левополушарный». Страх потерять контроль
над собой — это продукт дремлющих в психике
взрослого человека суровых родительских
указаний, усвоенных им в детстве (Супер-Эго,
внутренний «Родитель»). Можно назвать
его страхом рациональной части сознания
перед собственным «непослушанием».
3) Страх сойти с ума (смешанный,
с точки зрения межполушарного конфликта).
Более частными разновидностями
страхов, также являющимися отражением
детскости, являются их конкретные подтипы
(фобии), связанные с тем или иным специфическим
объектом страха. К примеру, это агорафобия — страх ребенка, который
боится остаться один, без матери рядом,
или противоположная разновидность страхов
— социофобия, страх ребенка, который
панически боится «чужих» людей.