Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:09, курсовая работа
Знание особенностей периодизации возраста имеет важное значение во многих областях жизни человека. Без умения определять возраст человеческой личности, настоящий возраст, не представляется возможным, например, принять решение о готовности ребенка к поступлению в школу; ведь люди индивидуальны, и физический возраст не может быть единственным критерием в данной области. В качестве другого примера можно указать на юридическую практику при расследовании преступлений несовершеннолетних.
Введение………………………………………………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………………………………..6
1 Возрастная психология………………………………………………………………14
2 Понятие возраста в психологии……………………………………………………..16
3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии……………..17
Заключение………………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………………………….25
Приложения……………………………………………………………………………26
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Петрозаводский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Психологический возраст |
Фамилия студента |
Шурупов |
Имя студента |
Василий |
Отчество студента |
Владимирович |
№ контракта |
08001080701019 |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1 Возрастная психология………………………
2 Понятие возраста в психологии…
3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии……………..17
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Знание особенностей периодизации возраста имеет важное значение во многих областях жизни человека. Без умения определять возраст человеческой личности, настоящий возраст, не представляется возможным, например, принять решение о готовности ребенка к поступлению в школу; ведь люди индивидуальны, и физический возраст не может быть единственным критерием в данной области. В качестве другого примера можно указать на юридическую практику при расследовании преступлений несовершеннолетних. Устанавливая возраст, по достижении которого человек может быть привлечен к уголовной ответственности за преступные действия, законодатель, вероятно, опирался на данные научной психологии, которые могут в общем виде решить вопрос о том, с какого возраста люди обычно правильно понимают общественное значение своего поведения и адекватно социальной необходимости руководят им. Таким образом, получается, что если обвиняемый не достиг возраста уголовной ответственности, то в деле нет субъекта преступления.
Закон же в данном случае устанавливает лишь одно понятие возраста — паспортное, т. е. число прожитых лет. Вместе с тем в законе предусмотрены обстоятельства (ст. 392 УПК РСФСР), когда ход психического развития несовершеннолетних существенно отклоняется от возрастных закономерностей и приводит к умственной отсталости. Определение реального уровня и патологических особенностей психического развития в этих случаях помогает ответить на вопрос, полностью ли несовершеннолетний сознавал значение своих действий и в какой мере мог руководить ими. Как видите,
Так что же такое «психологический возраст»? Согласно Выготскому, психологический возраст - уровень умственного и личностного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень1.
Однако даже к такому определению в современной психологической практике весьма неоднозначное отношение. Какую по количеству выборку считать достаточной для определения среднего значения? Где гарантия, что реальный уровень умственного и личностного развития действительно может быть валидно измерен – ведь результаты измерения будут влиять на важные в жизни человека события, ошибаться нельзя.
На этими и другими вопросами я и попытался разобратся, насколько можно, в данной курсовой работе.
Для того чтобы осветить используемые при этом критерии экспертной оценки, необходимо коснуться содержания понятия «возраст» в психологии. «Мы могли бы предварительно определить психологический возраст, — писал Л. С. Выготский, — как определенную эпоху, цикл или ступень развития, как известный относительно замкнутый период развития...»2.
Такое понимание возраста полностью признается современной психологией3. Дальнейшая эволюция учения о возрастной периодизации психического развития показала4 неоспоримость намеченных Л. С. Выготским положений о диалектическом характере развития ребенка, протекающего в виде закономерно повторяющихся периодов относительно медленного количественного нарастания возрастных изменений («стабильных возрастов») и быстрого формирования качественно новых личностных образований («кризисных возрастов»).
Развитие личности каждого человека индивидуализировано. Вместе с тем единство социальных законов психики определяет типичные психологические особенности, общие для людей одного возрастного периода. Это позволяет диагностировать «психологический возраст» на основании знания общих закономерностей развития психики и сопоставления с ними «реального уровня» развития несовершеннолетнего. Однако при этом возникают два принципиальных методологических ограничения. Во-первых, критерии такого сопоставления могут носить лишь качественный характер, так как развитие ребенка есть «единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс». Во-вторых, на основании такого качественного сопоставления можно диагностировать только сам период возрастного развития, иногда его фазу, но никак не паспортный возраст. Иными словами, принятое в советской психологии понятие «психологический возраст», эквивалентное периоду возрастного развития, принципиально не равноценно паспортному возрасту, существенно шире его границ.
Поэтому встречающиеся еще в постановлениях следователей или определениях судов вопросы о соответствии развития несовершеннолетнего его паспортному возрасту или возрасту уголовной ответственности (т. е. 14 или 16 годам), на наш взгляд, сформулированы не вполне верно. Требуемой точности ответ на них часто не может быть получен в силу особенностей самого эталона. Понятие «умственный возраст», введенное в психологию А. Бине и Т. Симоном в 1908 году в виде термина «умственный уровень», было отвергнуто советской психологией, так как оно основывается на неприемлемых теоретических пред посылках о спонтанно линейно развертывающемся врожденном интеллекте и опирается на сугубо статистическое понимание возрастных особенностей. Умственный возраст, по А. Бине, определяется числом решенных при тестировании задач нарастающей трудности, каждая из которых, согласно мнению автора, соответствует определенному хронологическому периоду жизни ребенка. Отношение умственного возраста к хронологическому возрасту (в процентах) было названо коэффициентом интеллекта IQ (Концепция умственного возраста и тест Бине наибольшее распространение получили в США. Адаптированный и усовершенствованный психологами Станфордского университета этот тест под названием шкал Станфорд — Бине широко применяется в клинической практике и сейчас (последняя рестандартизация теста проводилась в 1972 году). «Умственный возраст» (МА) индивида в шкалах Станфорд — Бине определяется путем нахождения базового возраста (уровень сложности заданий, при котором исследуемый справляется со всеми заданиями теста) и прибавления к нему добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня5.
Исчерпывающая критика метода А. Бине, основанного на чисто количественной концепции детского развития, была дана Л. С. Выготским, Вместе с тем, Л. С. Выготский не умалял значения психологических измерений, в том числе и «коэффициентов умственного развития». Он лишь отрицал необоснованные претензии этих измерений на самостоятельную диагностику возрастного развития и низводил их до адекватной роли одного из симптомов развития. При этом Л. С. Выготский подчеркивал важный методологический принцип диагностики возрастного развития — опору на всю совокупность данных, характеризующих психическое созревание, прежде всего — на качественные новообразования личности, а не только установление уровня интеллекта.
Истинность методологических положений Л. С. Выготского подтверждена современными исследованиями. Как указывает Ю. В. Карпов, в настоящее время нет ни одной теоретически обоснованной методики, позволяющей определить, на какой стадии развития интеллекта находится тот или иной ребенок. На основании собственных данных Ю. В. Карпов, а также А. Я. Иванова доказывают продуктивность использования для целей диагностики и оценки состояния умственного развития детей специального подхода — так называемого обучающего эксперимента по Л. С. Выготскому. Этот принцип диагностики возрастного развития был предложен Л. С. Выготским с целью определения «зоны ближайшего развития». Диагностика «зоны ближайшего развития» позволяет установить состояние еще не созревших, но находящихся уже в периоде созревания психических структур и процессов. Этим не только существенно расширяется охват психологического материала, но и определяется потенциальная динамика личности, интеллекта.
В данный момент отрицательное отношение к понятию «умственный возраст» высказывается многими западными психологами. От него, в частности, отмежевывается признанный авторитет в области тестирования интеллекта Д. В. Векслер, считающий концепцию умственного возраста «сомнительной и неоднозначной». Автор обоснованно указывает, что вследствие разного характера ошибок при решении задач теста одинаковые результаты его применения (показатели успешности) не могут считаться психологически эквивалентными, так как измеряют неоднородные интеллектуальные качества. По мнению А. Анастази, понятие «умственный возраст» (МА) удобно прежде всего как наглядная метафора, облегчающая оценку «умственного развития неспециалистам. Ссылаясь на критерии Американской ассоциации по изучению умственной неполноценности (ААМД), А. Анастази отмечает, что ребенка не следует определять как умственно отсталого, если только наряду с отставанием в интеллектуальном функционировании не будет выявлено задержки личностного развития (по шкале социальной зрелости) и связанных с этим нарушений адаптивности поведения6. При указанных ограничениях МА и IQ теряют свою самостоятельную экспертную значимость и не могут сами по себе, без учета личностного фактора, использоваться для диагностики умственной отсталости даже при их ортодоксальной трактовке. Они тем более не пригодны для прямого достижения конечной цели КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых — решения вопроса о мере осознания и руководства своими действиями, так как не раскрывают регулирующих и отражательных функций личности.
Основные методологические принципы
диагностики возрастного
«Психологический возраст» есть качественно определенный период развития личности несовершеннолетнего, охватывающий хронологический промежуток в несколько лет и ограниченный критическими точками. Анализ психического развития должен начинаться с выяснения критического периода, открывающего диагностируемый возрастной этап.
Определение «психологического возраста»
требует учета всей совокупности
личностных и интеллектуальных особенностей,
взятых в единстве и динамике с
ситуацией социального
Наиболее уместно принцип целостности и динамики в диагностике «психологического возраста» может быть реализован при комплексном подходе, основанном непосредственно на изучении всей истории развития («схемы развития») несовершеннолетнего, дополненной определением актуального уровня развития и зоны ближайшего развития.
Диагностика личностных и интеллектуальных
новообразований имеет
Задержка психического развития несовершеннолетних может быть установлена на основании различных отклонений в ходе их психического развития от соответствующих личностных и интеллектуальных норм педагогической и возрастной психологии. Существенное отставание реального уровня развития от этих «норм» позволяет говорить о различных вариантах задержки психического развития: умственной отсталости (при большей выраженности интеллектуального недоразвития) и (или) личностном инфантилизме (при преимущественном недоразвитии личностных структур). Как правило, эти варианты психического недоразвития сочетаются и поэтому обязательно должны учитываться в едином комплексе. При этом следует постоянно иметь в виду, что во всех случаях психической отсталости, как связанных, так и не связанных с патологией биологической основы психики, конечная цель экспертов заключается не в определении периода возрастного развития. Диагностика отклонений в психическом развитии несовершеннолетнего есть лишь первый этап экспертной оценки. Второй ее этап состоит в решении вопроса, мог ли несовершеннолетний, обладающий установленными возрастными особенностями психики, в актуальный период — в ситуации совершения инкриминируемого ему преступления — полностью сознавать значение своих действий, в какой мере мог руководить ими. Ответ на этот вопрос эксперты могут получить посредством анализа содержания и структуры сознания и самосознания несовершеннолетнего, рассмотрения способов и качества произвольной регуляции им своего поведения. В случаях психической отсталости, не связанной с биологическими (органическими) причинами, такая оценка может быть сделана преимущественно на основании степени отклонения реального уровня психического развития несовершеннолетнего от существующих возрастных стандартов. При зависимости психической отсталости главным образом от биологической, органической патологии головного мозга отклонения от нормативных данных служат лишь вспомогательным показателем тяжести патологии и используются в комплексе с патопсихологическими и психиатрическими критериями оценки глубины умственной отсталости. Использование в прямых целях возрастных стандартов здесь встречает двоякие ограничения.
Во-первых, вследствие патологической дисгармоничности, диссоциированности созревания психики, наличия не только количественных, но и качественных различий с нормой практическое применение возрастных нормативов резко затруднено или малоэффективно. Как отмечал Л. С. Выготский, «психологическая картина умственной отсталости не есть однородное целое, что те симптомы, в которых обнаруживается отсталость, не могут быть выстроены в один ряд...»7.