Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:09, курсовая работа
Знание особенностей периодизации возраста имеет важное значение во многих областях жизни человека. Без умения определять возраст человеческой личности, настоящий возраст, не представляется возможным, например, принять решение о готовности ребенка к поступлению в школу; ведь люди индивидуальны, и физический возраст не может быть единственным критерием в данной области. В качестве другого примера можно указать на юридическую практику при расследовании преступлений несовершеннолетних.
Введение………………………………………………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………………………………..6
1 Возрастная психология………………………………………………………………14
2 Понятие возраста в психологии……………………………………………………..16
3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии……………..17
Заключение………………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………………………….25
Приложения……………………………………………………………………………26
Основной критерий здесь - интеллект.
От 0 до 1,5-2 лет идет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
Начиная с 2 и до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
Далее, с 7 и до 12 лет стадия конкретных операций - идет возникновение элементарного логического рассуждения.
И заканчивает данную периодизацию последняя стадия, от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
Также стоит сказать о периодизации Лоренса Кольберга12, основанной на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. На табл. Приведены описания уровней и приведены примеры мотивации человека в каждом из них
Название |
возраст |
мотивация поведения |
1 уровень: |
До 7 лет |
Страх перед правом силы |
Боязнь не получить желаемого | ||
2 уровень: стыд
перед |
14 лет |
Стыд перед ближайшем окружением |
Стыд пред общественным порицанием | ||
3 уровень |
после |
Желание соответствовать своей системе принципов |
Существует множество и других различных периодизаций развития.
Возраст человека – один из основных
критериев его психической
Возраст делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве и юношестве, т.к. в этот момент закладываются основные черты личности, представления о мире и своем в нем месте.
Изучением возрастных особенностей человеческой
психики и искажениями
Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему.
Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие и практический инструментарий в этой области.
Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.
Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.
Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.
На данном этапе развития научной мысли медецына и психология все более и более интегрируются, заимствуют методы и решения друг у друга, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Возраст |
период от рождения до момента исчисления
и В. биологический, характеризующий
биологическое состояние |
2 |
Совершеннолетие |
с достижением которого, согласно законодательным нормам, наступает полная гражданская дееспособность |
3 |
Дееспособность |
способность своими действиями приобретать права и порождать для себя юридические обязанности |
4 |
Деликтоспособность |
способность лица нести юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную) за совершенное правонарушение, преступление (деликт) |
5 |
Нравственность |
категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов |
6 |
Совесть |
способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты |
7 |
Этика |
теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой являются происхождение, сущность, функции морали, структура морального сознания и поведения |
8 |
IQ |
Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраст |
9 |
Зрелость |
наиболее продолжительный |
10 |
Эмансипация |
(лат. emancipatio) — освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в права |
1 |
Выготский Л.С., Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл 2005. - 1136 с. - ISBN 5-699-13728-9 |
2 |
Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка, Издательство: МПСИ, 2005 г. - 656 стр. - ISBN 5-89502-615-X |
4 |
Краткий психологический словарь, Издательство: Феникс, 2010 г. - 320 стр. - ISBN 978-5-222-16746-5 |
5 |
Н. Е. Веракса. А. Н. Веракса История возрастной психологии. Детская психология, Издательство: Академия, 2008 г. - 304 стр. - ISBN 978-5-7695-4757-7 |
6 |
Анна Анастази, Сьюзан Урбина, Психологическое тестирование, Издательство: Питер, 2009 г. - 688 стр. - ISBN 978-5-272-00106-1 |
7 |
Л. С. Выготский. Собрание сочинений в шести томах. Том 5 Издательство: Педагогика, 1983 г. - 368 стр. |
8 |
П. П. Блонский Память и мышление, Издательство: ЛКИ, 2007 г. - 208 стр. - ISBN 978-5-382-00308-5 |
9 |
А. Н. Леонтьев Психологические основы развития ребенка и обучения, Издательство: Смысл, 2009 г. - 426 стр. - ISBN 978-5-89357-278-0 |
10 |
Lawrence Kohlberg, Approach to Moral Education, 1989 г. - 322 стр. - ISBN 9780231059763 |
11 |
Зигмунд Фрейд, Введение в психоанализ, Издательство: Азбука-классика, 2009 г. - 416 стр. - ISBN 978-5-9985-0453-2 |
12 |
Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка Издательство: МПСИ, 2005 г. - 656 стр. - ISBN 5-89502-615-X |
А |
|
Б |
|
1 Выготский Л.С. Психология развития человека с. 14-17
2 Цит. по: Эльконину Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.— Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка с. 217-219
3 Краткий психологический словарь с. 46—47
4 Н. Е. Веракса. А. Н. Веракса История возрастной психологии. Детская психология
5 Анастази А. Психологическое тестирование. Книга I. Пер. с англ. с. 209
6 Анастази А. там же, с. 213
7 (Выготский Л. С. Собр. соч., т. 5, с. 128
8 А. Н. Леонтьев Психологические основы развития ребенка и обучения
9 Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка
10 П. П. Блонский Память и мышление
11 Зигмунд Фрейд, Введение в психоанализ
12 Lawrence Kohlberg, Approach to Moral Education