Психологический возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Знание особенностей периодизации возраста имеет важное значение во многих областях жизни человека. Без умения определять возраст человеческой личности, настоящий возраст, не представляется возможным, например, принять решение о готовности ребенка к поступлению в школу; ведь люди индивидуальны, и физический возраст не может быть единственным критерием в данной области. В качестве другого примера можно указать на юридическую практику при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………………………………..6
1 Возрастная психология………………………………………………………………14
2 Понятие возраста в психологии……………………………………………………..16
3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии……………..17
Заключение………………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………………………….25
Приложения……………………………………………………………………………26

Файлы: 5 файлов

Шурупов В. В. К. Р. Возрастная психология.zip

— 43.67 Кб (Скачать файл)

Шурупов В. В. К. Р. Психологические проблемы умирания и смерти.zip

— 291.80 Кб (Скачать файл)

Приложение А.zip

— 15.56 Кб (Скачать файл)

Приложение Б.zip

— 25.71 Кб (Скачать файл)

Психологический возраст.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Основной критерий здесь - интеллект.

От 0 до 1,5-2 лет идет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

Начиная с 2 и до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

Далее, с 7 и до 12 лет стадия конкретных операций - идет возникновение элементарного логического рассуждения.

И заканчивает данную периодизацию последняя стадия, от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Также стоит сказать о периодизации Лоренса Кольберга12, основанной на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях  Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного  развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. На табл. Приведены описания уровней и приведены примеры мотивации человека в каждом из них

Название 

возраст

мотивация поведения

1 уровень: 
Страх наказания

До 7 лет

Страх перед  правом силы

Боязнь не получить желаемого

2 уровень: стыд  перед 
окружающими людьми

14 лет

Стыд перед  ближайшем окружением

Стыд пред общественным порицанием

3 уровень  
Совесть

после  
16 лет

Желание соответствовать своей системе принципов


 

 

Существует множество и других различных периодизаций развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни  и особенностей характера. В зависимости  от возраста человек по-разному воспринимает различные жизненные ситуации, ибо с возрастом увеличивается опыт. По – этому, даже сильный и здоровый, но молодой человек всегда будет проигрывать человеку пожилому.

Возраст делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно  выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве и юношестве, т.к. в этот момент закладываются основные черты личности, представления о мире и своем в нем месте.

Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.

Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему.

Возраст подлежит диагностике, как  биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие и практический инструментарий в этой области.

Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит  отметить два очень тесно связанных  между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.

Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

Психологический возраст – важнейшая  характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и  применяемая в науке.

На данном этапе развития научной  мысли медецына и психология все более и более интегрируются, заимствуют методы и решения друг у друга, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Возраст

период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий  биологическое состояние организма  на данный момент времени

2

Совершеннолетие

с достижением которого, согласно законодательным нормам, наступает  полная гражданская дееспособность

3

Дееспособность

способность своими действиями приобретать  права и порождать для себя юридические обязанности

4

Деликтоспособность

способность лица нести юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную) за совершенное правонарушение, преступление (деликт)

5

Нравственность

категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и  вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов

6

Совесть

способность человека к осуществлению  морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты

7

Этика

теоретическая дисциплина преимущественно  философского характера, объектом изучения которой являются происхождение, сущность, функции морали, структура морального сознания и поведения

8

IQ

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраст

9

Зрелость

наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью

10

Эмансипация

(лат. emancipatio) — освобождение от  какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в права


 

Список использованных источников

1

Выготский Л.С., Психология  развития  человека. — М.:  Изд-во  Смысл 2005. - 1136 с. - ISBN 5-699-13728-9

2

Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка, Издательство: МПСИ, 2005 г. -  656 стр. - ISBN   5-89502-615-X

4

Краткий психологический словарь, Издательство: Феникс, 2010 г. - 320 стр. - ISBN   978-5-222-16746-5

5

Н. Е. Веракса. А. Н. Веракса История  возрастной психологии. Детская психология, Издательство: Академия, 2008 г. - 304 стр. - ISBN   978-5-7695-4757-7

6

Анна Анастази, Сьюзан Урбина, Психологическое тестирование, Издательство: Питер, 2009 г. - 688 стр. - ISBN   978-5-272-00106-1

7

Л. С. Выготский. Собрание сочинений  в шести томах. Том 5

Издательство: Педагогика, 1983 г. - 368 стр.

8

П. П. Блонский Память и мышление, Издательство: ЛКИ, 2007 г. - 208 стр. - ISBN   978-5-382-00308-5

9

А. Н. Леонтьев Психологические основы развития ребенка и обучения, Издательство: Смысл, 2009 г. - 426 стр. - ISBN   978-5-89357-278-0

10

Lawrence Kohlberg, Approach to Moral Education, 1989 г. - 322 стр. - ISBN   9780231059763

11

Зигмунд Фрейд, Введение в психоанализ, Издательство: Азбука-классика, 2009 г. - 416 стр. - ISBN   978-5-9985-0453-2

12

Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка Издательство: МПСИ, 2005 г. - 656 стр. - ISBN   5-89502-615-X


Приложения

А

Б


1 Выготский Л.С. Психология  развития  человека с. 14-17

2 Цит. по: Эльконину Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.— Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка  с. 217-219

3 Краткий психологический словарь с. 46—47

4 Н. Е. Веракса. А. Н. Веракса История возрастной психологии. Детская психология

5 Анастази А. Психологическое тестирование. Книга I. Пер. с англ. с. 209

6 Анастази А. там же, с. 213

7 (Выготский Л. С. Собр. соч., т. 5, с. 128

8 А. Н. Леонтьев Психологические основы развития ребенка и обучения

9 Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка

10 П. П. Блонский Память и мышление

11 Зигмунд Фрейд, Введение в психоанализ

12 Lawrence Kohlberg, Approach to Moral Education


Информация о работе Психологический возраст