Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:09, курсовая работа
Знание особенностей периодизации возраста имеет важное значение во многих областях жизни человека. Без умения определять возраст человеческой личности, настоящий возраст, не представляется возможным, например, принять решение о готовности ребенка к поступлению в школу; ведь люди индивидуальны, и физический возраст не может быть единственным критерием в данной области. В качестве другого примера можно указать на юридическую практику при расследовании преступлений несовершеннолетних.
Введение………………………………………………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………………………………..6
1 Возрастная психология………………………………………………………………14
2 Понятие возраста в психологии……………………………………………………..16
3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии……………..17
Заключение………………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………………………….25
Приложения……………………………………………………………………………26
Во-вторых, и это главное, при выраженной умственной недостаточности органической природы, особенно при олигофрении, применение обычных, полученных на здоровых «норм» с прямой диагностической целью является не только малоэффективным, но и методологически неверным. Единство законов психического развития в норме и патологии не означает их тождества.
Именно поэтому в таких
Таким образом, в КСППЭ несовершеннолетних определение степени отклонения реального уровня развития подэкспертного от возрастных стандартов всегда является не самоцелью, а средством решения главной задачи. Сама по себе диагностика возрастного периода даже тогда, когда она может быть выполнена методологически и методически корректно (в случаях умственной отсталости, обусловленной педагогической запущенностью), еще не дает полного ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетнего руководить своими действиями и полноте их осознания. В сравнительно простых ситуациях рефлексия и саморегуляция у него могут оказаться актуально достаточными, в других, более сложных, будут неполными. Диагностика отклонения от нормы соответствующего возрастного периода дает лишь общий ориентир, но не предрешает экспертной оценки. Последняя выполняется обязательно с учетом внешних (сложность ситуации) и внутренних (динамические состояния личности, например аффект) условий совершения инкриминируемых деяний.
Рассмотренные методологические ограничения заставляют искать подходы, позволяющие преодолеть возникающие экспертные трудности. Одним из таких подходов, предложенным автором настоящей книги совместно, с Е. Г. Дозорцевой и апробированным в практике Института им. В. П. Сербского, является определение актуального уровня функционирования психологических структур и механизмов, обеспечивающих реализацию способности несовершеннолетних полностью сознавать значение своих действий и в полной мере руководить ими.
Как известно, мотив, побуждающий деятельность, определяет лишь «зону объективно адекватных целей» (А. Н. Леонтьев), через которые он может быть реализован8. Полнота субъективного отражения этой зоны зависит от социального опыта человека, освоенности им соответствующей сферы значений (ценностей, «образцов целей», возможных форм поведения, принятых в культуре), Окончательный выбор целей и средств их достижения обусловлен их оценкой. При этом сознательным и свободным можно считать лишь тот выбор, который основан на адекватной оценке, учитывающей многообразные объективные обстоятельства и связи. Поскольку оцениванию подлежат будущие действия, то необходимым его элементом является прогноз, способность предвидеть как непосредственные результаты, так и возможные последствия этих действий. Такая оценка осуществляется на нескольких уровнях, которые в целом соответствуют уровням критичности. Сделанная на основе операциональных, целевых и смысловых критериев оценка приводит к принятию решений, выбору целей и способов их достижения. В свою очередь реализация этих целей зависит от способности субъекта руководить своими действиями или способности к организации целенаправленного поведения. Основное значение в этом аспекте имеют возможности прогнозирования, планирования, контроля и коррекции действий. Прогноз становится теперь основой плана, т. е. конкретного определения конечных и промежуточных (опосредующих) результатов, а также последовательности выполнения действий и операций. Контроль выполняет функцию сличения субъективного образа потребного результата и реального положения вещей, оценки расхождения между ними, сигнализируя о необходимости коррекции. Коррекция направлена на устранение этого расхождения, приближение реального к должному, иными словами, на реализацию плана и достижение целей.
Достаточный уровень развития и слаженность функционирования рассмотренных звеньев, связанные с определенной степенью созревания лежащих в их основе личностных структур, позволяют осуществлять адекватное полагание и эффективное достижение целей. Именно наличие такой степени зрелости и функциональной слаженности создает потенциальную возможность субъекта преступления сознавать преступное значение своих действий и руководить ими. Эта возможность должна пониматься как его способность в конкретной ситуации верно отражать в сознании в системе своих субъективных личностных смыслов объективные содержания, связи и отношения, заданные культурой. Полное осознание несовершеннолетним значения своих действий включает в себя правильное понимание объективного содержания собственного поведения, целей совершаемых действий, предвидение их прямых и косвенных результатов, последствий для себя и общества, оценку своего поведения с точки зрения действующих правовых норм и общепринятой морали. Возможность лица руководить своими действиями следует определить как способность в конкретной ситуации совершать произвольные и осознанные поступки, как свободу выбора целей и средств их достижения. Необходимой предпосылкой этого является наличие объективных и субъективных альтернатив поведения.
Описанная теоретическая схема, использованная Е. Г. Дозорцевой, позволяет дифференцированно оценивать меру возможности субъекта преступления сознавать значение своих действий или руководить ими. Эта мера может быть охарактеризована как степень достаточности и адекватности, слаженности функционирования рассмотренных структур и механизмов в конкретной криминальной ситуации. Поскольку данные структуры и механизмы являются теми психическими звеньями, которые опосредуют влияние не только уровня возрастного развития, но и патологических причин и связанных с ними особенностей личности несовершеннолетних, такой подход позволяет учесть результат взаимодействия обоих факторов: и фактора индивидуального психического развития (онтогенеза и дизонтогенеза), и психопатологического. Для практики КСППЭ это имеет принципиально важное значение, так как наиболее полно соответствует ее предмету — установлению системного взаимодействия психологических и психопатологических причин, решению конкретных экспертных задач.
Что же такое возрастная психология? Возрастная психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
Во первых - это изменения, которые происходят в психике и поведении при переходе человека из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение объема памяти, словарного запаса), эволюционные, качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного внимания к произвольному), революционные (более глубокие и происходят быстро, появляются на рубеже периодов; ситуационные изменения – изменения, связанные с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка.
Во-вторых, понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Психологический возраст – отдельная характеристика, и вполне может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
В третьих, закономерности, механизмы и движущие силы психического развития.
И в четвертых, возрастная психология изучает детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
Проблема органической и средовой
обусловленности психики и
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
Проблема соотношения и
Проблема соотношения
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
В современной научной практике выделяется 3 раздела возрастной психологии:
детская психология (от рождения до 17 лет); психология взрослых, зрелых возрастов; геронтология или психология пожилого возраста.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
Различают возраст хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления (или смерти), и возраст биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, приспособительных и других изменений в организме. Такие изменения используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека. Биологический возраст вполне может не соответствовать хронологическому. Применительно к человеку возрастные периоды — это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные морфологические и функциональные сдвиги в отдельных тканях, органах и всем организме. Возрастная периодизация у детей отражает этапы становления функциональных систем или органов.
Для определения умственного
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст, социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает);
эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
Примером подобных периодизаций может послужить периодизация Рене Заззо9 (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): Первый этап включает в себя время с рождения до третьего года жизни, это раннее детство, второй этап начинается с третьего года, и длится до пяти лет – дошкольный возраст. Далее идет этап начального школьного образования (с пяти до двенадцати лет), потом обучение в средней школе (12-16 лет) и завершает данную периодизацию последний этап, с семнадцати лет и далее, высшее образование.
0-8 мес. - 2,5 года |
беззубое детство |
2,5 - 6,5. лет |
детство молочных зубов |
6,5 и старше |
детство постоянных зубов |
Вторая периодизация связана с именем Павла Петровича Блонского10. Он выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов (табл. 1).
Таблица 1
Для второй группы характерно построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, руководствующееся инстинктами и насыщенное сексуальной энергией11. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Таким образом, мы имеем еще одну типизацию признаков взросления, состоящую из пяти стадий.
Первая стадия, охватывающая собой период с рождения и до первого года, получала название оральньной (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я».
Далее следует анальная стадия (с первого по третий год) (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).
Третья стадия, с третьего по пятый год, называется Фрейдом фаллической (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
Четвертая стадия, по Фрейду, как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка, и потому была им названа латентной (с пятого по двенадцатый год). Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
Ну и пятая, последняя стадия (двенадцать – восемнадцать лет), генитальная стадия, соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
Свои стадии развития предложил швейцарский ученый и философ Ж. Пиаже.
Он предложил концепцию, согласно которой процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.