Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа
Описание работы
Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов работы практического психолога и активно применяется во всех «психологических школах». Рассматривая историю возникновения консультирования, специалисты связывают его появление с промышленной революцией XIX века и интенсивным развитием профориентации, а соответственно и профконсультации. Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования).
Рассмотрим
каждую из названных задач подробнее.
Прояснение проблемы состоит в том, что,
внимательно выслушав клиента, некоторое
время понаблюдав за ним, психолог-консультант
приходит к определенному выводу относительного
того, в чем на самом деле состоит проблема
клиента. Иногда его вывод в целом совпадает
с мнением клиента, а иногда расходится
с ним. В последнем случае психолог-консультант
объясняет клиенту, почему он - консультант
- пришел именно к данному выводу, отличающемуся
от того, о чем первоначально думал сам
клиент.
Проблемное
информирование клиента как раз в этом
и заключается. Проводя такое информирование,
психолог-консультант не только аргументированно
объясняет клиенту, в чем состоит его проблема,
но также поясняет, почему данная проблема
возникла и как ее в принципе можно практически
решить.
Следующий,
логически необходимый и обычно параллельно
выполняемый наряду с предыдущим шаг -
это психологическое изучение личности
клиента. Без такого изучения трудно, во-первых,
рассчитывать на полное, глубокое понимание
клиентом своей проблемы, во-вторых - на
активное личное участие клиента в ее
решении. Сделав этот необходимый при
консультировании шаг, психолог получает
возможность объяснить клиенту его проблему,
максимально учитывая при этом индивидуальность
клиента. Далее психолог-консультант с
учетом его собственного понимания сути
проблемы и индивидуальности клиента
формулирует рекомендации клиенту по
оптимальному решению проблемы. Такие
рекомендации должны быть краткими, простыми
и понятными клиенту, а также практически
выполнимыми в реальных условиях жизни
клиента с должным сознательным контролем
с его стороны.
Далеко
не всегда клиент сразу же и с расчетом
на успех может приступить к реализации
советов и рекомендаций, полученных от
психолога-консультанта. Нередко из-за
собственной неопытности или неумения
он совершает ошибки и нуждается в получении
оперативной текущей помощи со стороны
психолога-консультанта. Тот же, в свою
очередь, не должен думать, что он полностью
исполнил свой профессиональный долг,
если выслушал клиента, прояснил для себя
и для него суть проблемы и предложил рекомендации
по ее правильному решению. Задача психолога-консультанта
состоит также в том, чтобы обеспечить
по возможности безошибочное выполнение
клиентом полученных им советов и рекомендаций.
Не исключается, правда, и то, что клиент
не пожелает выполнять полученные от психолога-консультанта
рекомендации, и тогда психолог не несет
ответственности за конечный практический
результат психологического консультирования
(если, конечно, клиенту были даны правильные
рекомендации).
Многие проблемы
психологического характера, с которыми
люди сталкиваются в жизни, таковы, что
могут возникать повторно, и одноактное
их решение не всегда является полной
гарантией того, что они еще раз не возникнут
в будущем. Поэтому, проводя консультационную
работу с клиентом, важно добиваться того,
чтобы повторное возникновение аналогичной
проблемы в будущем было сведено к минимуму.
В этом, в частности, и заключается одна
из задач психопрофилактики. Решая ее,
психолог-консультант добивается того,
чтобы сам клиент своими собственными
действиями мог предупредить и избежать
повторного возникновения в его жизни
подобной проблемы в будущем.
Для того
чтобы клиент был в состоянии самостоятельно
решить психопрофилактическую задачу,
а также для того, чтобы он был в состоянии
оказать самому себе нужную помощь, консультант-психолог
иногда добровольно берет на себя профессионально
не обязательную для него задачу: передать
клиенту элементарные полезные для него
психологические знания.
Виды психологического
консультирования
Поскольку
в психологическом консультировании нуждаются
разные люди и за помощью они обращаются
по различным поводам, психологическое
консультирование можно разделить на
виды в зависимости от индивидуальных
особенностей клиентов и тех проблем,
по поводу которых они обращаются в психологическую
консультацию.
Прежде
всего, выделим так называемое интимно-личностное
психологическое консультирование, необходимость
в котором возникает довольно часто и
у многих людей. К этому виду можно отнести
консультирование по таким вопросам, которые
глубоко затрагивают человека как личность,
вызывают у него сильные переживания,
обычно тщательно скрываемые от окружающих
людей. Это, например, такие проблемы, как
психологические или поведенческие недостатки,
от которых человек во что бы то ни стало
хотел бы избавиться, проблемы, связанные
с его личными взаимоотношениями со значимыми
людьми, различные страхи, неудачи, психогенные
заболевания, не требующие вмешательства
врача, и многое другое. Сюда же может относиться
глубокое недовольство человека самим
собой, проблемы интимных, например половых,
отношений.
Следующий
по значимости и частоте встречаемости
в жизни вид психологического консультирования
- семейное консультирование. К нему можно
отнести консультирование по вопросам,
возникающим у человека в собственной
семье или в семьях других, близких для
него людей. Это, в частности, выбор будущего
супруга (супруги), оптимальное построение
и регулирование взаимоотношений в семье,
предупреждение и разрешение конфликтов
во внутрисемейных взаимоотношениях,
отношения мужа или жены с родственниками,
поведение супругов в момент развода и
после него, решение текущих внутрисемейных
проблем. К последним относится, например,
решение вопросов распределения обязанностей
между членами семьи, экономики семьи
и ряда других.
Третий
вид консультирования - психолого-педагогическое
консультирование. К нему можно отнести
обсуждение консультантом с клиентом
вопросов обучения и воспитания детей,
научения чему-либо и повышения педагогической
квалификации взрослых людей, педагогического
руководства, управления детскими и взрослыми
группами и коллективами. К психолого-педагогическому
консультированию относятся вопросы совершенствования
программ, методов и средств обучения,
психологическое обоснование педагогических
инноваций и ряд других.
Четвертый из числа наиболее
распространенных видов психологического
консультирования - деловое консультирование.
Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей,
сколько существует разнообразных дел
и видов деятельности у людей. В целом
же деловым называется такое консультирование,
которое связано с решением людьми деловых
проблем. Сюда,
к примеру, можно отнести вопросы выбора
профессии, совершенствования и развития
у человека способностей, организации
его труда, повышения работоспособности,
ведения деловых переговоров и т.п.
Каждый из перечисленных видов
психологического консультирования в
чем-то сходен с другими, например в том,
что одинаковые по своей психологической
трактовке проблемы могут возникать в
разных видах деятельности и в различных
ситуациях. Но вместе с тем в каждом из
названных видов психологического консультирования
есть свои особенности. Обсудим их.
Интимно-личностное
консультирование - вид консультирования,
который требует закрытых от посторонних
лиц и одновременно открытых для общения
консультанта и клиента доверительных
отношений между ними. Такое психологическое
консультирование требует создания особой
обстановки, так как напоминает исповедь.
Этот вид консультирования по самой природе
тех проблем, которых он непосредственно
касается, не может быть эпизодическим
или кратковременным. Он предполагает,
во-первых, большую психологическую преднастройку
на него как психолога-консультанта, так
и самого клиента; во-вторых, длительного
и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта
с клиентом; в-третьих, обычно достаточно
длительного периода решения возникшей
у клиента проблемы. Последнее связано
с тем, что большинство проблем интимно-личностного
характера сразу не решается.
Семейное
консультирование - вид консультирования,
который требует знания психологом-консультантом
сути семейных проблем, способов их разрешения,
желательно - на собственном опыте семейной
жизни. Вряд ли семейным консультированием
могут успешно заниматься люди, которые
не имеют или не имели семьи. Как вполне
вероятное можно допустить и обратное:
хорошим психологом-консультантом по
семейным вопросам вряд ли сможет стать
человек, который сам неоднократно пытался
создать или сохранить семью, но ему это
сделать не удалось. Его личный опыт если
и может оказаться в чем-то полезным другим
людям, то, скорее всего в отрицательном
плане. Вместе с тем надо отметить, что
в этом и в других подобных случаях собственный
опыт необходим для того, чтобы стать хорошим
психологом-консультантом. Человек, имеющий
отрицательный жизненный опыт семейных
взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать
другим о том, чего следует избегать в
семейной жизни, но не о том, что нужно
делать для того, чтобы сохранить семью
и наладить внутрисемейные взаимоотношения.
Однако из этого правила могут быть, наверное,
исключения. В психологической практике
известно немало случаев, когда психологами-консультантами
по семейным вопросам - и неплохими - становились
люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи
в семейной жизни.
Психолого-педагогическое
консультирование - вид консультирования,
который предполагает наличие у консультанта
педагогического образования и опыта
обучения и воспитания людей. Неплохими
психологами-консультантами по психолого-педагогическим
вопросам обычно становятся, например,
бывшие учителя и воспитатели, имеющие
опыт педагогической работы и соответствующее
образование. То же самое, что только что
было сказано относительно психолого-педагогического
консультирования, касается и делового
консультирования. Наиболее успешно им
могут заниматься люди, которые на собственном
опыте хорошо знают ту сферу деятельности,
в которой они собираются вести психологическое
консультирование.
Деловое
или профессиональное консультирование
- вид консультирования, который может
осуществляться до приема человека на
работу, например, во время школьного или
профессионального обучения, а также в
ходе выполнения им своих функциональных
обязанностей. В данном случае профессиональное
консультирование как вид психологической
помощи со стороны психолога-консультанта
выступает в качестве одного из звеньев
профессиональной ориентации.
Профессиональное
консультирование (от лат. professio - род занятий,
consultatio - совещание) - один из видов деятельности
психолога-практика представляет собой
оказание помощи человеку в профессиональном
самоопределении с целью принятия осознанного
решения о выборе профессионального пути
с учетом его психологических особенностей
и возможностей, а также потребностей
общества. Таким образом, консультант
должен учитывать не только пожелания,
личностные и когнитивные особенности
клиента, но и социокультурную ситуацию,
в рамках которой он оказывает профессиональную
помощь: в частности, состояние рынка труда,
потребность в специалистах определенного
вида и уровня, внутриорганизационные
условия, а также особенности межорганизационных
взаимодействий.
В профессиональном
консультировании, которое включает профориентацию,
профотбор психологу приходится заниматься
профессиональной информацией, профессиональной
пропагандой и профессиональным просвещением.
Профессиональное просвещение - выработка
у учащихся знаний о мире профессий, способов
и условий осуществления профессионального
выбора. Профессиональная информация
- представляет собой ознакомление молодежи
с основными профессиями и специальностями.
Профессиональная пропаганда - имеет дело
с профессиями, по которым наблюдается
дефицит кадров либо ожидается расширение
их подготовки в связи с увеличением объема
или реконструкцией производства.
В этой многосторонней, многогранной
работе психологу-консультанту не обойтись
без помощи коллег, психологов, которые
в случае необходимости смогли проконсультировать
его по соответствующим проблемам.
Условия результативности
психологического консультирования
психологический консультирования
педагогический
Для того
чтобы психологическое консультирование
было достаточно успешным, т. е. давало
максимально возможные положительные
результаты, в процессе проведения консультирования
необходимо соблюсти ряд условий.
Раскроем
суть и поясним эти условия.
Условие 1. Человек, обращающийся
за помощью к психологу-консультанту,
должен иметь реальную, а не вымышленную
проблему психологического характера,
а также явно выраженное желание как можно
скорее ее решить. Бывает, что некоторые
люди идут на прием к психологу-консультанту
не потому, что у них на самом деле есть
сложная проблема, которую они во что бы
то ни стало хотят решить, а, например,
просто из праздного любопытства или с
явным намерением что-то доказать психологу-консультанту,
то есть намерением, весьма далеким от
желания что-либо изменить в самих себе.
Психолог-консультант таким людям вряд
ли напрямую сможет чем-то существенно
помочь, за исключением, быть может, снижения
их амбиций и самоуверенности.
Когда же
у человека есть реальная проблема, но
он ее не вполне осознает и, как следствие
этого, не выражает желания от нее избавиться,
то такому человеку психолог-консультант
сможет помочь лишь в том случае, если
в результате беседы с ним у клиента произойдет
осознание собственной проблемы и возникнет
желание как можно скорее от нее избавиться.
Если же клиент достаточно хорошо знает
свою проблему, но ничего не хочет менять
ни в своей психологии, ни в поведении,
то такому человеку вряд ли чем-либо существенно
поможет даже достаточно опытный психолог-консультант.
Условие 2. Консультант-психолог,
к которому за практической помощью обратился
клиент, должен иметь опыт проведения
психологического консультирования и
соответствующую профессиональную психологическую
подготовку. В связи с этим психологическое
консультирование аналогично в некотором
роде врачебной практике. От психолога-консультанта,
как и от врача, прежде всего, требуется
не навредить клиенту и сделать все от
него зависящее, чтобы консультирование
прошло успешно.
Условие 3. По количеству затрачиваемого
на него времени психологическое консультирование
должно быть достаточно длительным для
того, чтобы психолог-консультант смог
до конца понять и найти оптимальное решение
проблемы, волнующей клиента, а также успешно
ее решить вместе с самим клиентом. Здесь
также имеется в виду время, необходимое
для того, чтобы проконтролировать шаги,
направленные на решение проблемы, дать
оценку получаемых результатов и довести
начатое дело до конца, т.е. получить то,
что полностью удовлетворило бы как клиента,
так и консультанта-психолога.