Однако чаще всего консультация
педагогов инициируется проблемами ребенка,
которые уже видны. И тогда главная задача
психолога -- дать понять педагогу, в чем
эти проблемы, как их нивелировать педагогическими
и организационными мероприятиями и т.п.
2. Основные цели консультирования
педагога.
Наиболее часто встречающийся
запрос педагогов касается поведенческих
проблем. К сожалению, до настоящего времени
запрос педагогов к психологу, касающийся
проблем познавательного плана, не занимает
должного места. Педагог не рассматривает
психолога как специалиста, способного
помочь в решении проблем, связанных с
познавательным развитием. Тем более это
характерно для системы специального
образования в целом, поскольку в идеале
педагогический состав ее должен в большинстве
своем состоять из педагогов-дефектологов
либо педагогов, ориентирующихся в проблемах
обучения детей с отклонениями в развитии.
В то же время психолог, имеющий, как правило,
общепсихологическое, а не специально
психологическое образование, не имеет
достаточных знаний в области отклоняющегося
развития. Поэтому наиболее частым запросом
педагога является просьба к психологу
не столько разъяснить поведенческие
особенности детей, сколько непосредственно
(и желательно за короткое время) исправить
поведение ребенка. Педагог дает конкретный
запрос («этот дерется, этот плачет, что
с этим делать») и ожидает от психолога
столь же конкретного ответа. Первое, что
необходимо понять в подобном случае:
мы не можем ограничиться конкретным ответом
на конкретный запрос педагога. Это было
бы непрофессионально, да и эффективность
подобного рода действий психолога оказывается
в таких случаях крайне низкой. В любом
случае необходима достаточно продолжительная
разъясняющая работа, которая и является
самой консультацией.
3. Структура консультирования.
1. Всегда следует начинать
беседу с педагогом с того,
каким он видит ребенка. Имеет
смысл уточнить: «Насколько вам
кажется поведение ребенка естественным
в той ситуации, о которой идет
речь?»
2. Далее необходимо спокойно
и заинтересованно выслушать
не только жалобы и претензии
педагога, но и его мнение о
том, в чем заключаются причины
подобных явлений. Прежде чем
преступить к следующему этапу
консультирования, психолог должен
для самого себя определить, до
какой степени мнение педагога
является совпадающим с его
собственным мнением о ребенке
и его проблемах и может
ли он немедленно приступить
к обсуждению детских проблем
или же ему понадобится какое-то
время для обдумывания ситуации.
Достаточно часто последовательность
двух первых этапов консультирования
может быть и обратной: вначале педагог
предъявляет те или иные жалобы, описывает
те или иные проблемы ребенка, а после
этого целесообразно поговорить о том,
каким в целом видит педагог ребенка безотносительно
предъявляемых претензий.
3. Этап собственно консультирования
педагога в отношении тех или
иных проблем конкретного ребенка,
группы детей (класса в целом).
Не следует употреблять собственно
психологическую терминологию, а
по возможности выбирать понятные
для непсихолога понятия и определения.
Эффективность этого этапа будет в первую
очередь зависеть от толерантности психолога,
его знания детей, обсуждаемого ребенка,
от умения обосновывать и убеждать другого
человека. Достаточно часто педагогу требуется
определенное время для того, чтобы обдумать
полученную информацию. Поэтому вся информация
должна быть разумно дозирована, а не «выдана»
за один прием.
Благоприятным можно считать
тот случай, когда педагог повторно обращается
к психологу через некоторое время с аналогичным
вопросом и это может, в свою очередь, являться
поводом для более углубленного объяснения
состояния ребенка по отношению к предъявленным
проблемам.
4. Активное проявление
интереса психолога к тому, насколько
полезными оказались его рекомендации
и какие из них действительно
работают. Это окажется полезно
не только с психотерапевтической
стороны, но и чрезвычайно важно
для самого психолога.
Таким образом, можно говорить
о том, что речь может идти не о единичном
факте консультирования педагога, но о
процессе психологического сопровождения
педагога как важнейшего участника образовательного
процесса.
Агрессивное поведение -- это
наиболее распространенный способ реагирования
на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые
трудности, ограничения или запреты.
И все-таки агрессивное поведение
не всегда причиняет вред другому человеку
или предмету. Предприимчивость, активность,
напористость, самооборона, упорство в
своих желаниях и стремлениях имеют то
же происхождение, что и непослушание,
жестокость, упрямство. Постоянная необходимость
бороться, преодолевать препятствия может
развить дух инициативы или же породить
замкнутость и враждебность, может сделать
ребенка упорным либо безвольным. Для
того чтобы поощрять развитие положительных
сторон агрессивности и препятствовать
появлению отрицательных, необходимо
понять природу и происхождение агрессивного
поведения.
Время от времени ученые начинают
спорить: является ли мужская агрессивность
биологически предопределенным качеством.
Проведенные исследования показывают,
что действительно мужчины чаще ведут
себя более агрессивно, чем женщины, соответственно
мальчики агрессивнее девочек. Но доказательств
генетической предрасположенности мужчин
к агрессивному поведению, ни медикам,
ни биологам обнаружить, пока не удается.
Большинство психологов склоняется
к мысли, что на высокую степень агрессивности
мальчиков оказывает влияние культурно-воспитательная
традиция. Модели поведения, предлагаемые
мальчикам, значительно отличаются от
моделей поведения, предоставленных на
выбор девочкам.
Агрессия входит в мужской стереотип
поведения, она чаще ожидается и поощряется.
Различия в поведении мальчиков и девочек
появляются уже на втором году жизни. Мальчик
с раннего возраста должен уметь давать
отпор, его учат и поощряют самостоятельно
разбираться с обидчиками. Девочку порицают
за излишнюю активность, напористость,
желание командовать.
Одно и то же поведение на детской
площадке может порадовать родителей
девочки и расстроить родителей мальчика,
и наоборот. Например, малыш безропотно
отдает свою игрушку более агрессивному
сверстнику. «Молодец! Умеет уступить,
нежадная!» -- с гордостью скажут родители
девочки. «Ну и тяпа же наш сын! Даже не
может постоять за себя!» -- расстроятся
родители мальчика. Социологи отмечают,
что в среднем женщины всех возрастов
проявляют больший интерес к переживаниям,
эмоциям окружающих, чем мужчины. Хотя
представители обоих полов одинаково
разбираются в чувствах других людей,
женщины более склонны к сопереживанию,
так как эта роль предписана им нашей культурой.
Достаточно, например, сравнить
выбор игрушек для мальчиков и девочек.
Некоторые игрушки мальчиков направлены
на разрушение, например оружие, а девочек
на созидание (наборы для шитья, вышивание,
кухонная утварь). Куклы и мягкие игрушки
ориентируют девочек на мир чувств и переживаний,
а бесчувственная техника или конструкторы
побуждают мальчиков, даже играя, добиваться
какой-либо цели. Девочки, играя в дочки-матери,
в больницу, школу или магазин, репетируют
различные социальные роли, причем опять
же созидательные. Игры мальчиков в школьном
возрасте -- это главным образом боевые,
состязательные игры.
Девочек максимально приобщают
к творческим занятиям (танцы, музыка,
рисование), мальчиков чаще отдают в спортивные
секции, предпочитая различные виды борьбы
и мотивируя это тем, что мальчику необходимо
уметь постоять за себя. Хотя в конце концов
все спортивные соревнования, встречи,
матчи не что иное, как цивилизованная,
подчиненная определенным правилам и
порядку, сублимированная форма агрессивного
поведения. В некоторых видах спорта это
более очевидно (например, в боксе), в некоторых
едва обозначено (фигурное катание). Но
в любом случае смысл спортивных состязаний
в том, чтобы победить соперника и выиграть.
А стремление быть первым одинаково развито
у мужчин и женщин.
Наиболее сильные проявления
агрессии характерны для детей. Агрессивность
обнаруживается очень рано -- в отчаянном
плаче грудного младенца нетрудно услышать
злость и возмущение. Причина проста -
малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает.
Дети, безусловно, более ранимы, их легко
обидеть или обмануть, поэтому в большинстве
случаев детская агрессивность -- это реакция
борьбы, так ребенок протестует против
запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.
... Появляясь в младенчестве, агрессивность
обычно растет на протяжении раннего дошкольного
периода, прежде чем пойти на убыль. Спад
агрессии связывают с возрастающей способностью
детей разрешать конфликты неагрессивными
способами (словами, а не кулаками), а также
с появлением опыта взаимодействия в игровых
ситуациях. К тому же к 6--7 годам дети становятся
менее эгоцентричными и начинают лучше
понимать чувства и поступки других. Тем
не менее, согласно наблюдениям психологов,
люди, у которых в зрелом возрасте появились
отклонения, неприемлемые с социальной
точки зрения, в детстве проявляли агрессивность
по отношению к окружающим, не признавали
авторитетов, враждебно относились к любым
формам организации.
Если своевременно учить детей
направлять свои агрессивные чувства
в определенное русло и в то же время побуждать
их к такому позитивному социальному поведению,
как помощь или участие, можно избежать
многих проблем в старшем возрасте.
Рукоприкладство на детской
площадке надо пресекать сразу, терпеливо
объясняя ребенку, почему не следует толкаться
или вырывать из рук игрушки.
Самое главное -- научить ребенка
разряжаться -- избавляться от накопившегося
раздражения, дать ему возможность использовать
переполняющую его энергию «в мирных целях».
Однажды учителя и родители стали жаловаться
на необычный всплеск агрессивности целого
первого класса. Обычно воспитанные и
миролюбивые дети, приходя в школу, начинали
кричать друг на друга и толкаться, мальчики
дрались между собой и с девочками, не
проходило и дня, чтобы кому-нибудь не
разбили нос. В агрессивном классе были
созданы игровые уголки, детям купили
кегли и мячики, конструкторы, наборы для
рисования. На переменах учителя организовывали
для них игры-соревнования, каждому было
чем заняться. Агрессивность в классе
постепенно сошла на нет -- ребятам стало
некогда да и незачем выяснять отношения.
Замечательный чешский психолог
Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика
нет возможности пинать мячик, он будет
пинать других детей». Детям необходимо
предоставлять как можно больше возможностей
разряжать накопившуюся энергию.
Очень активным и склонным к
агрессии детям следует создать условия,
позволяющие им удовлетворить потребность
в движении, а также заняться интересующим
их делом. Например, можно предложить им
занятия в спортивных секциях, участие
в соревнованиях или в постановке спектаклей,
организовывать для них разные игры, длительные
прогулки или походы.
Заключение
Прежде чем говорить о психологическом
консультировании членов педагогического
коллектива, я посчитала правильным дать
определение психологическому консультированию
в целом.
Психологические консультирование
- это особая область практической психологии,
связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога
непосредственной психологической помощи
людям, которые нуждаются в ней, в виде
советов и рекомендаций. Они даются психологом
клиенту на основе личной беседы и предварительного
изучения той проблемы, с которой в жизни
столкнулся клиент. Чаще всего психологическое
консультирование проводится в заранее
оговоренные часы, в специально оборудованном
для этого помещении, как правило, изолированном
от посторонних людей, и в конфиденциальной
обстановке. Психологическое консультирование
похоже на психотерапию, но отличается
от нее тем, что:
• имеет относительно короткий
период;
• может нести эпизодический
характер;
• в основном клиент сам решает
свою проблему, консультант лишь направляет
его;
• при консультирование решаются
мелкие проблемы в отличии от психотерапии;
• не проводятся дополнительный
сбор информации (тесты, анкеты и т.п.);
• консультант не несет ответственности
за результат работы с клиентом.
Психологическое консультирование
членов педагогического коллектива --
это работа, заключающаяся в налаживании
отношений между педагогом и ребенком.
Показывается, объясняется педагогу, в
чем проблема ребенка и как ее решить (педагогическими
и организационными мероприятиями).
Список литературы
1. Методичкус: основные понятия
http://www.3ys.ru/
2. Мэй Р. Искусство психологического
консультирования. - М., 1994.
3. Немов Р. С. Основы психологического
консультирования. Учебник для вузов:
Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС",
1999. - 300с.
4. Римас Кочюнас Основы психологического
консультирования. М.: Академический проект,
1999. -- 240 с.
5. Семаго М.М., Семаго Н.Я.
Организация и содержание деятельности
психолога специального образования:
Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
-- 336с.