Психологическое консультирование педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов работы практического психолога и активно применяется во всех «психологических школах». Рассматривая историю возникновения консультирования, специалисты связывают его появление с промышленной революцией XIX века и интенсивным развитием профориентации, а соответственно и профконсультации.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования).

Файлы: 1 файл

контрольная лепешь.docx

— 54.66 Кб (Скачать файл)
Однако чаще всего консультация педагогов инициируется проблемами ребенка, которые уже видны. И тогда главная задача психолога -- дать понять педагогу, в чем эти проблемы, как их нивелировать педагогическими и организационными мероприятиями и т.п.
2. Основные цели консультирования  педагога.
Наиболее часто встречающийся запрос педагогов касается поведенческих проблем. К сожалению, до настоящего времени запрос педагогов к психологу, касающийся проблем познавательного плана, не занимает должного места. Педагог не рассматривает психолога как специалиста, способного помочь в решении проблем, связанных с познавательным развитием. Тем более это характерно для системы специального образования в целом, поскольку в идеале педагогический состав ее должен в большинстве своем состоять из педагогов-дефектологов либо педагогов, ориентирующихся в проблемах обучения детей с отклонениями в развитии. В то же время психолог, имеющий, как правило, общепсихологическое, а не специально психологическое образование, не имеет достаточных знаний в области отклоняющегося развития. Поэтому наиболее частым запросом педагога является просьба к психологу не столько разъяснить поведенческие особенности детей, сколько непосредственно (и желательно за короткое время) исправить поведение ребенка. Педагог дает конкретный запрос («этот дерется, этот плачет, что с этим делать») и ожидает от психолога столь же конкретного ответа. Первое, что необходимо понять в подобном случае: мы не можем ограничиться конкретным ответом на конкретный запрос педагога. Это было бы непрофессионально, да и эффективность подобного рода действий психолога оказывается в таких случаях крайне низкой. В любом случае необходима достаточно продолжительная разъясняющая работа, которая и является самой консультацией.
3. Структура консультирования.
1. Всегда следует начинать  беседу с педагогом с того, каким он видит ребенка. Имеет  смысл уточнить: «Насколько вам  кажется поведение ребенка естественным  в той ситуации, о которой идет  речь?»
2. Далее необходимо спокойно  и заинтересованно выслушать  не только жалобы и претензии  педагога, но и его мнение о  том, в чем заключаются причины  подобных явлений. Прежде чем  преступить к следующему этапу  консультирования, психолог должен  для самого себя определить, до  какой степени мнение педагога  является совпадающим с его  собственным мнением о ребенке  и его проблемах и может  ли он немедленно приступить  к обсуждению детских проблем  или же ему понадобится какое-то  время для обдумывания ситуации.
Достаточно часто последовательность двух первых этапов консультирования может быть и обратной: вначале педагог предъявляет те или иные жалобы, описывает те или иные проблемы ребенка, а после этого целесообразно поговорить о том, каким в целом видит педагог ребенка безотносительно предъявляемых претензий.
3. Этап собственно консультирования  педагога в отношении тех или  иных проблем конкретного ребенка, группы детей (класса в целом). Не следует употреблять собственно  психологическую терминологию, а  по возможности выбирать понятные  для непсихолога понятия и определения. Эффективность этого этапа будет в первую очередь зависеть от толерантности психолога, его знания детей, обсуждаемого ребенка, от умения обосновывать и убеждать другого человека. Достаточно часто педагогу требуется определенное время для того, чтобы обдумать полученную информацию. Поэтому вся информация должна быть разумно дозирована, а не «выдана» за один прием.
Благоприятным можно считать тот случай, когда педагог повторно обращается к психологу через некоторое время с аналогичным вопросом и это может, в свою очередь, являться поводом для более углубленного объяснения состояния ребенка по отношению к предъявленным проблемам.
4. Активное проявление  интереса психолога к тому, насколько  полезными оказались его рекомендации  и какие из них действительно  работают. Это окажется полезно  не только с психотерапевтической  стороны, но и чрезвычайно важно  для самого психолога.
Таким образом, можно говорить о том, что речь может идти не о единичном факте консультирования педагога, но о процессе психологического сопровождения педагога как важнейшего участника образовательного процесса.
Агрессивное поведение -- это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты.
И все-таки агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Для того чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.
Время от времени ученые начинают спорить: является ли мужская агрессивность биологически предопределенным качеством. Проведенные исследования показывают, что действительно мужчины чаще ведут себя более агрессивно, чем женщины, соответственно мальчики агрессивнее девочек. Но доказательств генетической предрасположенности мужчин к агрессивному поведению, ни медикам, ни биологам обнаружить, пока не удается.
Большинство психологов склоняется к мысли, что на высокую степень агрессивности мальчиков оказывает влияние культурно-воспитательная традиция. Модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от моделей поведения, предоставленных на выбор девочкам.
Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Различия в поведении мальчиков и девочек появляются уже на втором году жизни. Мальчик с раннего возраста должен уметь давать отпор, его учат и поощряют самостоятельно разбираться с обидчиками. Девочку порицают за излишнюю активность, напористость, желание командовать.
Одно и то же поведение на детской площадке может порадовать родителей девочки и расстроить родителей мальчика, и наоборот. Например, малыш безропотно отдает свою игрушку более агрессивному сверстнику. «Молодец! Умеет уступить, нежадная!» -- с гордостью скажут родители девочки. «Ну и тяпа же наш сын! Даже не может постоять за себя!» -- расстроятся родители мальчика. Социологи отмечают, что в среднем женщины всех возрастов проявляют больший интерес к переживаниям, эмоциям окружающих, чем мужчины. Хотя представители обоих полов одинаково разбираются в чувствах других людей, женщины более склонны к сопереживанию, так как эта роль предписана им нашей культурой.
Достаточно, например, сравнить выбор игрушек для мальчиков и девочек. Некоторые игрушки мальчиков направлены на разрушение, например оружие, а девочек на созидание (наборы для шитья, вышивание, кухонная утварь). Куклы и мягкие игрушки ориентируют девочек на мир чувств и переживаний, а бесчувственная техника или конструкторы побуждают мальчиков, даже играя, добиваться какой-либо цели. Девочки, играя в дочки-матери, в больницу, школу или магазин, репетируют различные социальные роли, причем опять же созидательные. Игры мальчиков в школьном возрасте -- это главным образом боевые, состязательные игры.
Девочек максимально приобщают к творческим занятиям (танцы, музыка, рисование), мальчиков чаще отдают в спортивные секции, предпочитая различные виды борьбы и мотивируя это тем, что мальчику необходимо уметь постоять за себя. Хотя в конце концов все спортивные соревнования, встречи, матчи не что иное, как цивилизованная, подчиненная определенным правилам и порядку, сублимированная форма агрессивного поведения. В некоторых видах спорта это более очевидно (например, в боксе), в некоторых едва обозначено (фигурное катание). Но в любом случае смысл спортивных состязаний в том, чтобы победить соперника и выиграть. А стремление быть первым одинаково развито у мужчин и женщин.
Наиболее сильные проявления агрессии характерны для детей. Агрессивность обнаруживается очень рано -- в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста - малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность -- это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

... Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6--7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. Тем не менее, согласно наблюдениям психологов, люди, у которых в зрелом возрасте появились отклонения, неприемлемые с социальной точки зрения, в детстве проявляли агрессивность по отношению к окружающим, не признавали авторитетов, враждебно относились к любым формам организации.

Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.
Рукоприкладство на детской площадке надо пресекать сразу, терпеливо объясняя ребенку, почему не следует толкаться или вырывать из рук игрушки.
Самое главное -- научить ребенка разряжаться -- избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный всплеск агрессивности целого первого класса. Обычно воспитанные и миролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. В агрессивном классе были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы, наборы для рисования. На переменах учителя организовывали для них игры-соревнования, каждому было чем заняться. Агрессивность в классе постепенно сошла на нет -- ребятам стало некогда да и незачем выяснять отношения.
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.
Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.
Заключение
Прежде чем говорить о психологическом консультировании членов педагогического коллектива, я посчитала правильным дать определение психологическому консультированию в целом.
Психологические консультирование - это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Психологическое консультирование похоже на психотерапию, но отличается от нее тем, что:
• имеет относительно короткий период;
• может нести эпизодический характер;
• в основном клиент сам решает свою проблему, консультант лишь направляет его;
• при консультирование решаются мелкие проблемы в отличии от психотерапии;
• не проводятся дополнительный сбор информации (тесты, анкеты и т.п.);
• консультант не несет ответственности за результат работы с клиентом.
Психологическое консультирование членов педагогического коллектива -- это работа, заключающаяся в налаживании отношений между педагогом и ребенком. Показывается, объясняется педагогу, в чем проблема ребенка и как ее решить (педагогическими и организационными мероприятиями).
Список литературы
1. Методичкус: основные понятия http://www.3ys.ru/
2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.
3. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. Учебник для вузов: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1999. - 300с.
4. Римас Кочюнас Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. -- 240 с.
5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности  психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. -- 336с.

Информация о работе Психологическое консультирование педагогов