Психологическое консультирование педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов работы практического психолога и активно применяется во всех «психологических школах». Рассматривая историю возникновения консультирования, специалисты связывают его появление с промышленной революцией XIX века и интенсивным развитием профориентации, а соответственно и профконсультации.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования).

Файлы: 1 файл

контрольная лепешь.docx

— 54.66 Кб (Скачать файл)
Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача - доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологу-консультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.
Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.
Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. Следует заметить, что в большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке конфиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.
Режим работы психологической консультации
       Наиболее удобным для клиентов считается такой режим работы психологической консультации, который более всего соответствует их временным возможностям, интересам и потребностям. Клиенты же чаще всего заинтересованы в том, чтобы получить психологическую консультацию в часы, непосредственно предшествующие началу их работы, или сразу после ее окончания, а также там, где они живут и трудятся. Поскольку большинство людей работает примерно с 9-10 до 17-18 часов, то и оптимальным для проведения психологической консультации считается такой режим работы, в который укладываются соответствующие интервалы времени: от 8-9 до 18-20 часов. При этом утром на проведение полноценной психологической консультации приходится сравнительно мало времени, поэтому на утренние часы следует планировать какую-либо небольшую часть консультирования, для которой достаточно одного-двух часов.
Лучше всего, конечно, если психологическая консультация будет работать утром и вечером ежедневно, или же с переменным режимом работы: день - утром, день - вечером, включая один из выходных дней, например субботу, когда большинство потенциальных клиентов относительно свободно от своей основной работы.
       От режима работы психологической консультации для клиентов следует отличать режим ее работы для самих сотрудников (первый мы условно называет внешним, второй - внутренним). Внутренний режим работы психологической консультации определяется в зависимости от персональных возможностей и условий труда психологов-консультантов, а также вспомогательного персонала.
       Оптимальным считается такой внутренний режим работы психологической консультации, при котором консультант-психолог, кроме проведения консультирования, т.е. прямой личной работы с клиентами, занимается и другими видами деятельности, от которых зависит успех консультирования. Это, в частности, психодиагностика, обработка и интерпретация ее результатов, обсуждение сотрудниками консультации профессиональных и других вопросов, связанных с ее работой, анализ той информации, которую консультант получает от клиентов, работа над документацией, подготовка того, что обычно требуется для проведения нормального и эффективного психологического консультирования и т.п. Если принять все это во внимание и приблизительно рассчитать, сколько времени в среднем уходит у психолога-консультанта на консультирование (личную работу с клиентами), а также на все остальное, что связано с психологическим консультированием, то окажется, что время работы с клиентами и время, затрачиваемое на другие виды работ, примерно соответствуют друг другу. Из такого примерно равного соотношения и необходимо исходить в большинстве случаев, практически планируя работу психологической консультации.
       Устанавливая индивидуальный режим работы психолога-консультанта, следует принимать в расчет его индивидуальные особенности, в частности привычный для него режим дня, распорядок работы и отдыха. У одних людей самое высокое качество работы бывает в утренние часы, в то время как у других - в вечерние. Одни быстрее входят в нормальный режим работы, но зато и довольно скоро утомляются, другие, наоборот: медленно входят в работу, однако длительное время сохраняют на высоком уровне свою работоспособность. Первым обычно необходимы частые, но короткие перерывы на отдых, вторым - редкие, но длительные.
    Общая подготовка к психологическому консультированию
       Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.
       Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:
1. Выбор помещения и  оборудование места для проведения  консультаций. В оборудование помещения  входит обеспечение его удобными  для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.
       Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.
2. Снабжение консультации  бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации  хода консультирования и его  результатов, размножения документации  и т.п. Кроме того, в психологической  консультации желательно иметь  калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной  обработке результатов психологического  тестирования клиента.
3. Оборудование места  проведения консультирования необходимой  документацией и обеспечение  средствами ее хранения, в частности  регистрационным журналом, картотекой  клиентов и сейфом (сейф нужен  и для хранения файлов с  конфиденциальной информацией при  использовании компьютера). В регистрационный  журнал, образец формы которого  приводится ниже в (табл. 1), записываются  общие данные о клиентах и  о проведении консультаций. В  картотеку (табл. 2) вносятся персональные  данные о каждом клиенте, полученные  в ходе консультации в результате  расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно  подробными для того, чтобы по  ним можно было составить представление  о клиенте и о сути его  проблемы. Сейф или компьютер  нужны для того, чтобы в них  можно было хранить картотеку  клиентов и другие, не подлежащие  разглашению, данные.
Таблица 1 Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала психологической консультации
 

№п/п

Ф.И.О. клиента

Дата проведения консультации

Время проведения консультации

Ф.И.О. психолога-консультанта

Примечание

 
             
             

 

Таблица 2. Примерная форма индивидуальной карточки клиента
 

№ п/п

Ф.И.О. клиента

Пол

Возраст

Профессия

Причина обращения в консультацию, проблема клиента (в его интерпретации)

Кто и когда проводил консультирование

Заключение психолога- консультанта о проблеме клиента

Рекомендации, данные клиенту

Выполнение клиентом полученных рекомендаций

Результат выполнения полученных рекомендаций

 
                       
                       

 

4. Приобретение для консультации  минимума специальной, в том числе  психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы  психолог-консультант вовремя и  достаточно быстро мог получить  для себя и для клиента необходимые  справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать  клиенту нужную литературу для  временного пользования с целью  самообразования. Кроме того, рекомендуется  приобретать для психологической  консультации некоторое количество  наиболее полезных популярных  изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность  здесь же, в психологической консультации  получить за дополнительную плату  в собственное, постоянное пользование  по рекомендации психолога-консультанта.
       Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).
К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:
* предварительное знакомство  психолога-консультанта с клиентом  по данным о нем, которые имеются  в регистрационном журнале и  в картотеке. Индивидуальная карточка  на каждого клиента в первый  раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в  психологическую консультацию и  приходит на прием к конкретному  консультанту. Запись в индивидуальной  карточке клиента делает тот  психолог-консультант, который проводит  консультацию. Он же отвечает  за конфиденциальность информации, полученной от клиента;
* подготовка материалов  и оборудования, которое может  понадобиться в ходе проведения  психологической консультации;
* получение из различных  доступных источников дополнительной  информации о клиенте - такой, которая  может понадобиться во время  консультирования;
* разработка плана проведения  консультации с учетом индивидуальных  особенностей клиента и волнующей  его проблемы.
Психологическое консультирование членов педагогического коллектива
1. Общие сведения.
Специфика психологического консультирования педагогов заключается в следующем. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон и способов компенсации трудностей (например, резкого снижения темпа деятельности или появления поведенческих неадекватных реакций на фоне утомления, усложнения учебного материала). Безусловно, психологу совместно с педагогом необходимо выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком как в ситуации фронтального обучения, так и в экстремальных для ребенка ситуациях (контрольные работы и т.п.). Более того, при разработке стратегии взаимодействия должны быть учтены и личностные особенности ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей сами могут находиться в стрессогенной ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей чаще всего возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Консультирование педагогов психологом в первую очередь должно опираться на то, как педагог воспринимает ребенка.
Если педагог в целом справляется с ребенком, у него нет проблем взаимодействия с ним, ни познавательных (в освоении программного материала), ни поведенческих (во время уроков, на перемене, во внеурочное время), следует подумать, ради чего проводить такое консультирование. В то же время психологическая консультация педагога (а в некоторых случаях и нескольких педагогов, других специалистов образования) может проходить не только непосредственно по их запросу, но и по запросу родителей, а также по решению самого психолога. Это может происходить в том случае, если психолог видит или прогнозирует какие-то возможные изменения состояния ребенка. Например, в семье происходят (или готовятся произойти) какие-либо негативные события (например, у ребенка в тяжелом состоянии находится мать, родители готовятся к разводу, который, по мнению психолога, может крайне отрицательно повлиять на состояние ребенка и т.п.). Точно так же, если психолог видит, что продолжительное заболевание в значительной степени повлияло на ребенка, и, после того как он приступит к занятиям, можно предположить проблемы в обучении, быстрое утомление, эмоциональную лабильность, необходимо предупредить об этом педагога. Ведь подобные закономерные последствия болезни должны быть осмыслены, в том числе и педагогом, что часто происходит лишь после беседы с психологом. Психолог может найти дополнительные доводы, обратить внимание на какие-либо положительные стороны ребенка. Точно так же подобный тип консультации рекомендован и в том случае, если в дальнейшем, по мнению психолога, вероятны какие-либо изменения и возникновение проблем. Таким образом, подобная консультация будет носить предваряющий характер, однако ее не следует путать с профилактическими мероприятиями. Профилактические мероприятия проводятся в той ситуации, когда еще ничего не произошло. В случае, когда мы говорим о предваряющей консультации, уже имеются какие-либо неблагоприятные события, ситуации, которые еще не подействовали на ребенка, но, скорее всего, окажут свое негативное влияние на те или иные стороны его существования, в том числе существования в образовательной среде.

Информация о работе Психологическое консультирование педагогов