Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:41, реферат

Описание работы

Сегодня, при европеизации общественных отношений, ведущих и
индивидуалистическим принципам общения, можно наблюдать большой рост обращения
людей к психологам-консультантам и психотерапевтам.

Содержание работы

Введение
Психологическое консультирование: виды и специфика
1. Специфика психологического консультирования………..
1.1 Определение психологического консультирования
1.2 Подготовка консультанта……………………………...........
1.3 Личностные качества консультанта………………..............
2. Виды психологического консультирования
2.1. Психологическое консультирование по объекту консультирования
2.2. Психологическое консультирование по форме работы…
2.3. Психологическое консультирование по возрастному критерию
2.4. Психологическое консультирование по содержанию консультирования
Заключение
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Реферат психологич консульт.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 Введение 

 Психологическое консультирование:  виды и специфика

  1. Специфика психологического консультирования………..

1.1 Определение психологического  консультирования

1.2 Подготовка консультанта……………………………...........

1.3 Личностные качества консультанта………………..............

2. Виды психологического консультирования

2.1. Психологическое консультирование по объекту   консультирования 

2.2. Психологическое консультирование по форме работы…  

 2.3. Психологическое консультирование по возрастному критерию  

 2.4. Психологическое консультирование по содержанию консультирования


  Заключение

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ 

Сегодня, при европеизации общественных отношений, ведущих и 

индивидуалистическим принципам  общения, можно наблюдать большой  рост обращения 

людей к психологам-консультантам  и психотерапевтам.

Актуальность данной темы состоит в том, что консультирование как помогающая

стратегия в анализе проблем  клиента, вносящая прояснение в конфликтные

ситуации, приобретает все  больший социально-психологический  спрос среди

российского населения. Образование  профессиональных специалистов данной сферы 

психологической помощи необходимо для помощи и поддержки людей  в плане помощи

самим себе.

Объектом работы обозначим  клиента, которому необходима психосоциальная  помощь,

т.е. помощь личности посмотреть на себя «как бы со стороны», осознать ее

проблемы, с которыми сам  клиент не справляется, изменить его  установки к другим

и соответственно скорректировать  свое поведение.

Предметом является процесс  консультирования как оказания психологической  помощи

психически нормальным людям  для достижения ими каких-либо целей, для более

эффективной организации  их поведения и жизнедеятельности.

Своевременное обнаружение  и разрешение психологических проблем  имеет большое значение как для  общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических  нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические  службы, в том числе психологические  консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о  необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.

Выбрав эту тему, я  посчитала её актуальной на данном этапе развития психологии в стране. В нашей стране эта наука относительно молодая и только начинает активно  внедряться во все сферы человеческой жизни, поэтому свою работу я решила посвятить вводным представлениям о ней.

 

 

 

 

 

1.Специфика психологического  консультирования

1.1 Определение психологического  консультирования

В психологической энциклопедии под  редакцией Б.Д. Карвасарского  психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решений проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора». В словаре Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений» . Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, поскольку, с его точки зрения, все консультационные подходы фокусируют внимание на «изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно» Во втором издании словаря психолога-практика под редакцией Головина С.Ю. психологическому консультированию дано определение как «форме оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».

 

Исходя из выше приведённых определений  психологического консультирования, можно  выделить основные его «приметы»:

Психологическое консультирование является одним из видов психологической  помощи;

Данная помощь носит практический процессуальный характер;

Оказывается специалистом, имеющим  соответствующую квалификацию;

Для её реализации необходимо наличие  клиента;

Присутствие в жизни клиента  некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим  окружением как проблема;

Желание клиента решить данную проблему;

Целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения;

При оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся  у клиента ресурсы;

Консультация проводится в конфиденциальной обстановке.

 

Суммируя все выше приведённые  составляющие, можно  определить психологическое  консультирование как область практической психологии, цель которой заключается  в оказании консультантом психологической  помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения.

          Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологический проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы её разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.

Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической  помощи тем, что клиенту отводится  более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за результат несёт психолог, то при консультировании основная психокоррекционная работа проводится самим клиентом. И, следовательно, за конечный результат ответственность также лежит на клиенте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

Соответственно, специфика  психологического консультирования будет  заключаться  в следующем:

Во-первых, кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна – три);

Во-вторых, эпизодичность данных контактов;

В-третьих, практическая завершённость  каждой встречи клиента с психологом-консультантом;

В-четвёртых, активность клиента в  процессе консультирования;

В-пятых, в самостоятельных действиях  клиента, направленных на разрешение своей  проблемы после консультации.

В некоторых  случаях  психологическое консультирование может продолжаться более чем  три встречи, однако это следует  рассматривать как исключение. Необходимость  в пролонгированном консультировании может возникнуть при определённых ситуациях. Прежде всего, клиент может  обладать определёнными психологическими особенностями, которые не позволяют  ему справиться самостоятельно на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким особенностям мы можем отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность. Кроме того, у клиента может оказаться в результате исследования не одна, а несколько проблем. В этом случае решение каждой проблемы может потребовать определённое количество встреч

Соответственно, в процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:

Изучение  личности клиента;

Изучение  сути проблемы;

Определение ресурсов клиента для решения  проблемы;

Определение цели (как клиент поймёт, что проблемы решена);

Определение алгоритма достижения цели;

Осознание клиентом причин возникновения данной проблемы;

Обучение  клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;

Предоставление  информации клиенту о его личностных особенностях, сути проблемы.

 

1.2. Подготовка  консультанта.

Консультант должен иметь  законченное высшее психологическое  образование и, желательно, специализацию  по психологическому консультированию.

Если  исходить из определения  психологического консультирования в  психотерапевтической энциклопедии под  редакцией Карвасарского Б.Д., то данный вид психологической помощи могут оказывать не только психологи, но и другие представители помогающих профессий. В этом случае предполагается наличие высшего образования и специализации в области психологического консультирования.

К теоретическим  компонентам  профессиональной подготовки психолога-консультанта необходимо отнести: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; этапы развития личности и специфику кризисных  ситуаций, соответствующих каждому  из данных этапов; особенности психологической  поддержки на каждом из данных этапов.

Консультант должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В результате синтеза этих двух областей он должен определиться с выбором  психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать участие в балинтовских группах и членство в профессиональном сообществе, например, в Профессиональном Психотерапевтической Лиге

 

1.3. Личностные  качества консультанта.

 

Некоторые исследователи в области консультирования пытались выделить личные качества, необходимые  специалисту для успешности процесса консультирования. В результате получился  следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс К., Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность, самосознание и рефлексия.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека» (37). Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то. Что мы можем и должны – оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира.

Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям.

Позитивное  отношение. Равнозначно термину, который  ввёл Карл Роджерс, - «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом-консультантом.

Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда отличаю искренность от фальши, поскольку искренность – это, прежде всего, чистота намерения.

Чувство юмора. В «Искусстве любви» Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенством.

Чувство трагичности  бытия, необходимо человеку для более полного ощущения бытия.

Конкретность. Под конкретностью в психотерапевтическом смысле понимается умение не только слушать, но и слышать слова другого  человека, не интерпретируя сказанное, но проясняя его.

Самосознание  и рефлексия. Самосознание – «переживание единства и специфичности Я как  существа, наделённого мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию  внешнего мира (объекта)». Рефлексия  – «процесс осмысления человеком  чего-либо при помощи изучения и сравнения».

2.Виды психологического консультирования

Выделяют следующие виды психологического консультирования (Б.Д. Карвасарский):

  1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.
  2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
  3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Выделяют следующие виды психологического консультирования (Овчарова Р.В., Кочюнас Р.-А. Б. и др.):

Информация о работе Психологическое консультирование