Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:41, реферат

Описание работы

Сегодня, при европеизации общественных отношений, ведущих и
индивидуалистическим принципам общения, можно наблюдать большой рост обращения
людей к психологам-консультантам и психотерапевтам.

Содержание работы

Введение
Психологическое консультирование: виды и специфика
1. Специфика психологического консультирования………..
1.1 Определение психологического консультирования
1.2 Подготовка консультанта……………………………...........
1.3 Личностные качества консультанта………………..............
2. Виды психологического консультирования
2.1. Психологическое консультирование по объекту консультирования
2.2. Психологическое консультирование по форме работы…
2.3. Психологическое консультирование по возрастному критерию
2.4. Психологическое консультирование по содержанию консультирования
Заключение
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Реферат психологич консульт.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

 Существуют некоторые  из проблем у подростков, с  которыми обращаются к психологу,  чаще всего это: беременность  у подростков; депрессии; попытка  суицида или суицидальные мысли;  нарушение дисциплины; психосоциальные  нарушения; несамостоятельность;  агрессивное поведение; вредные  привычки; отказ от посещения  школы.

Психологическая помощь детям  и подросткам имеет свою  специфику. Далеко не все существующие психотерапевтические методы   можно применять при  работе с детьми, а некоторые из них используются лишь в модификации, адаптированной к особенностям детской  психики.  Психологические особенности  личности подростка также накладывают  ограничения на применение методов, традиционных при работе с взрослыми  клиентами.

Возрастное консультирование – адресовано решению проблем данного возраста (кризисы жизненного цикла, формирование самоидентичности на данном возрастном этапе и пр.)

      Возрастная  психология изучает особенности  психического развития человека  на различных временных периодах  его жизни.

      Возраст  – это протяженность жизни  во времени, который характеризуется  особенностями развития личности, индивидуальности, индивида.

      Жизнь человека  условно можно разделить на  четыре периода: детство, юность, взрослое состояние и старость. Каждая из этих стадий жизни также делится на отдельные периоды: до года – младенчество; от года до трех лет – раннее детство или возраст малышей; возраст дошкольников - от трех до шести лет; от шести до десяти лет – младший школьный возраст; с десяти лет до четырнадцати длится подростковый возраст; от четырнадцати лет до двадцати одного мы пребываем в юношеском периоде. Взрослый период делится на три периода: ранняя взрослость, средняя и поздняя. И старость также делится на периоды: пожилой возраст, старческий и долгожители.

       Особенности  психологии связанные с возрастными  периодами – это то общее, что присутствует у большинства людей определенного возраста и одновременно отличает их от людей других возрастов. Когда человек пересекает границу и переходит в другую возрастную категорию, это называется переходным или переломным периодом в жизни человека, или другими словами - возрастным кризисом

       Большинство  людей не могут самостоятельно  справиться с чувствами и переломными  моментами в прохождении определенного  возрастного кризиса. Поэтому  консультация психолога им необходима. Благодаря этому им легче будет  понять себя, найти способы изменения  себя и своего поведения в  частности.

1.4. Психологическое  консультирование по содержанию  консультирования

       По содержанию выделяют следующие виды психологического консультирования: индивидуальное; семейное; психолого-педагогическое; деловое; специальное. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

       Индивидуальное (интимно-личностное) консультирование направлено на исследование особенностей личности клиента (установки, стереотипы, эмоциональные состояния, поведенческие особенности, характер, стиль жизни ). Межличностные и другие проблемы рассматриваются через призму личностных особенностей клиента. Рассматриваются также психосоматические заболевания, не требующие вмешательства врача и т.п.

Необходимость в таком  консультировании  возникает довольно часто и у многих людей. К этому  виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко  затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие  недостатки, от которых человек во что бы то ни стало, хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными  взаимоотношениями со значимыми  людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие  вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и  частоте встречаемости в жизни  вид психологического консультирования – семейное консультирование. К  нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в  семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений  в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода  и после него, решение текущих  внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других

Семейное консультирование - это работа не с одним человеком, а с семьей в целом. Поступки и  намерения людей рассматриваются  не только как индивидуальные проявления, но и как следствие законов  и правил семейной системы.

       Психолого-педагогическое консультирование – включает следующие направления: вопросы воспитания в семье, в детском учреждении (детский сад, школа, интернат, училище); вопросы социальной адаптации ребенка в коллективе сверстников, в коллективе учителей; вопросы обучения и развития личности ребенка; отношения в детском коллективе (проблемы лидерства, партнерства, отвержения); личностные проблемы участников образовательного процесса, возникающие в связи с обучением (работой) в школе или наличием детей – школьников

       Психолого-педагогическое  консультирование направлено на  практическое решение важнейшей  задачи возрастной психологии  — задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т. е. индивидуальные особенности возрастного развития.

Деловое консультирование (по вопросам карьеры и делового взаимодействия) включает в себя проблемы, связанные с осуществлением профессиональной деятельности, а также вопросы организации коллектива (организационное консультирование), например такие как:  выбор профессии (профориентация, профпригодность); смена профессии (изменение проф. выбора); эффективность деловой коммуникации; вопросы управления группой, лидерство; работа с организацией (в организации и вне ее); обучающие и развивающие программы (тренинги, семинары и др. формы)

       Специальные направления в консультировании: работа с химически зависимыми людьми (алкоголизм, наркомания); другие виды зависимости (пищевая, табакокурение, зависимость от отношений); работа с суицидальными личностями и «пограничниками»; работа с онкологическими и терминальными больными; посттравматическое стрессовое расстройство; с людьми, побывавшими в зоне реальных военных действий; с людьми, потерявшими близких в результате катастроф или военных действий; с жертвами насилия; работа с людьми, имеющими отклонения в развитии и др.

       Данный  вид консультирования самый сложный.  Помимо основных знаний и умений  в своей области, психолог должен  пройти обязательные курсы и  иметь хорошую подготовку для  работы с такими людьми.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Консультирование — это  сложный процесс, протекание которого зависит от консультанта, клиента, от характера применяемых консультантом  воздействий и того, насколько  эффективно он их использует, а также  от контекстных переменных.

 

 Личность психолога  - один из наиболее важных факторов  психологической работы и изменений  в жизни клиента. Психолог должен  уметь создать атмосферу безусловного  уважения и эмоционального тепла,  изначального доверия и понимания,  принятия индивидуальности человека, ценить уникальность его внутреннего  мира, не давать оценок услышанному, обладать душевной отзывчивостью, способностью сопереживать и сочувствовать и внутренней потребностью быть полезным для клиента. И, конечно, психолог должен обладать соответствующей квалификацией, так как он должен сохранять при этом способность к анализу и выявлению тех факторов, которые приведут клиента к желаемому положительному результату.

В качестве общего вывода работы можно сказать, что профессия  психолога требует большой ответственности, компетентности, профессионализма. Она  переплетается со многими профессиями, поэтому психолог никогда не должен переставать учиться, он постоянно должен пополнять свои знания новыми.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование  и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 2000

 

2.Бобнёва М.И. Социальные  нормы и регуляция поведения.  М., 1987.

 

3.Бурменская Г.В., Захарова  Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический   подход в консультировании детей   и подростков. М., 2002

 

4.Бурнард Ф. Тренинг   навыков консультирования.

 

5.Васильева В.Л. Юридическая   психология. СПб., 2002.

 

6.Волков В.Т., Караваева   Е.В., Цветкова Н.Н. Психология             пациента./Монография.

 

7.Захаров А.И. Как   предупредить отклонения в поведении   ребёнка. М., 1993.

 

8.Кочюнос Р. Основы  психологического консультирования. М., 1999.

 

9.Кеттлер Дж., Браун   Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб,2001.

 

10.Мей Р. Искусство психологического  консультирования. М., 2001.

 

11.Нельсон-Джоунс Р. Теория  и практика консультирования. СПб., 2001.

 

12.Немов Р.С. Основы  психологического консультирования. М., 1999.

 

13.Сатир В. Психотерапия  семьи. СПб., 2000.


Информация о работе Психологическое консультирование