Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:41, реферат

Описание работы

Сегодня, при европеизации общественных отношений, ведущих и
индивидуалистическим принципам общения, можно наблюдать большой рост обращения
людей к психологам-консультантам и психотерапевтам.

Содержание работы

Введение
Психологическое консультирование: виды и специфика
1. Специфика психологического консультирования………..
1.1 Определение психологического консультирования
1.2 Подготовка консультанта……………………………...........
1.3 Личностные качества консультанта………………..............
2. Виды психологического консультирования
2.1. Психологическое консультирование по объекту консультирования
2.2. Психологическое консультирование по форме работы…
2.3. Психологическое консультирование по возрастному критерию
2.4. Психологическое консультирование по содержанию консультирования
Заключение
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Реферат психологич консульт.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)
  • Индивидуальное и групповое консультирование.
  • Однократные и многократные консультации.
  • Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.
  • Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.
  • Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.
  • Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями).
  • По характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.
  • По характеру теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ
  • По степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом: очное консультирование, дистантное консультирование (консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством дистантного письма, консультирование посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах).

 

 

1.1 Психологическое  консультирование по объекту  консультирования      

       Существует  большое количество видов психологического  консультирования, которые условно  можно разделить по следующим  параметрам:

- по объекту консультирования;

- по форме работы;

- по возрастному критерию;

- по содержанию консультирования.

       Разумеется, что для каждого критерия существуют  свои определенные характеристики  и особенности. В данной работе рассмотрены в отдельности каждый критерий и каждый вид психологического консультирования.

        В этой главе подчеркнуты особенности психологического консультирования по объекту консультирования. К ним относятся такие консультирования, как индивидуальная работа (отдельный человек) и групповая работа (семья, группа, организация).

       Индивидуальное  консультирование – это беседа  консультанта с клиентом наедине,  обсуждение с ним жизненной  проблемы, которая его беспокоит.  Психолог-консультант помогает клиенту  посмотреть на свои проблемы  со стороны, обсуждает с ним  те особенности его поведения  и межличностных отношений, которые  стали источником его жизненных  трудностей. В ходе консультационной  беседы клиент получает возможность  осознать это, шире взглянуть  на ситуацию, и на этой основе  изменить свое отношение к  происходящему и свое поведение.

       Индивидуальное  консультирование - это работа, которая  помогает при  поддержке специалиста  справиться со сложной ситуацией  и в результате разобраться  в себе, в своих  жизненных  задачах, целях, способах их  достижения. Найти свое место  в семье, в социуме, в жизни.  Вернуть к жизни травмированные  части души, стать целостнее, сделать  свою жизнь более полной и  осмысленной.

       Индивидуальная  консультация проходит,  как правило,  следующим образом:

- длится в среднем один  час. В зависимости от запроса  клиента на психологическую помощь  и его индивидуальных особенностей, может включать в себя разные  виды работы;

- общение клиента с  психологом – конфиденциально;

- психолог не дает советов  и не назначает лекарств;

- количество и частота  встреч оговаривается на первой  консультации;

- в  процессе консультирования  клиент может рассказать о  своей ситуации. При поддержке  психолога возможно провести диагностику происходящего, определить проблемную зону, определить цель и задачи консультирования и, в итоге, прийти к хорошему решению проблемы.

- на консультации специалист проводит работу, направленную на позитивные изменения через получение нового опыта (поведенческого, эмоционального, телесного),  дает домашнее задание для закрепления этого опыта;

- консультирование завершается,  если достигнута ранее намеченная  цель и решены задачи консультирования.

Цель индивидуального  психологического консультирования –  создать для человека условия  для внутренней переработки травмирующих переживаний и освобождение от них  с целью улучшения качества жизни, обретение более объективного видения  себя и мира, повышение компетентности в партнерских отношениях, личностный и профессиональный рост.

       Этапы  индивидуального психологического  консультирования, при котором всегда  существует необходимость завершения  предыдущего этапа перед переходом  на следующий:

- установление контакта  с клиентом и его поддержание  в ходе работы;

- выявление проблемной  ситуации и выяснение запроса  клиента;

- выявление негативной  установки клиента;

- критика негативных установок.  Развитие у клиента навыка  критического анализа негативной  установки. Изменение установки  или отношения к ней;

- работа с выявленной  проблемой и первичным запросом  клиента. Формирование конструктивного  подхода. Рекомендации;

- анализ проделанной работы. Проверка результата.

В отличие от индивидуального, в групповом консультировании группа может создаваться по семейному принципу (семейное консультирование), по возрастному принципу (подростковая группа), по тематике проблемы (например, группа поддержки онкологических больных), по форме психологической работы (например, тренинговая группа).

       В такой  группе анализируются личностные  особенности участников, их жизненные  ситуации, решаются различные психологические  проблемы.  В группе обсуждаются  личные, социально - психологические  и профессиональные трудности,  то, что мешает человеку полноценно  жить.

       Групповое  консультирование - это такой вид  помощи людям, когда жизненными  трудностями и проблемами нужно  делиться не только с психологом, но и с другими людьми в  группе, когда открыто обсуждается все, что происходит в группе между участниками.

       Участники  группы, реагируя друг на друга,  помогают в контексте группы  заново пережить свою реальную  жизнь, ошибки общения, конфликты  с близкими и значимыми людьми  в жизни вне группы. Тем самым  в группе возникает возможность  изменить свое поведение и  найти новые способы сосуществования  с другими людьми.

       Наибольшую  пользу в группе можно получить, открыто и искренне выражая  свои чувства и мысли. Это  является основным в работе  группы. В ходе работы важно выражать все чувства, особенно негативные эмоции (раздражение, злость, скуку), проявление которых перед другими в обычных обстоятельствах считается неприемлемым. В группе не должно быть места лжи. Ведь человек, обманув других, прежде всего, обманывает себя, предоставляя ложную информацию о себе и своем состоянии, он получает от других совершенно не то, в чем он нуждается. У замкнутых, избегающих говорить о себе людей намного меньше шансов дождаться искренней поддержки и понимания от других участников.  Самораскрытие открывает двери для самопознания, самоизменения, и помогает открыться другим.

1.2. Психологическое  консультирование по форме работы

       По форме работы различают следующие виды психологического консультирования: очное и заочное консультирование.

       Очное консультирование - предполагает  непосредственный визит клиента (клиентов) к психологу. Важная составляющая очного консультирования – визуальный контакт и возможность наблюдать за    невербальным поведением клиента.

       Консультативный  контакт, хотя внешне кажется  формальным и весьма непродолжительным  по сравнению со всей жизнью  клиента, все же является более  тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная  связь. В консультировании клиент  обращается к незнакомому человеку  и раскрывает ему мельчайшие  подробности своей личной жизни,  о которых, может быть, никто  больше не знает. Рассказанное  клиентом часто представляет  его не в лучшем свете. Иногда  в процессе консультирования "всплывают"  новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие  самого клиента. 

              Во время психологического консультирования  клиент с меньшей настороженностью  раскрывает и исследует свои  проблемы, если консультирование  происходит в хорошо оборудованном  кабинете. Понятно, что не всегда  возможно обеспечить идеальные  условия, однако к месту консультирования  предъявляются определенные требования. Прежде всего, консультирование  должно происходить в спокойной  обстановке, в звуконепроницаемом  кабинете. Сам процесс консультирования  на первых порах повышает тревожность,  поэтому клиент должен быть  уверен, что его не услышат  посторонние. Если клиент слышит  происходящее в соседней комнате  или коридоре, он усомнится в  конфиденциальности общения с

 

Существует еще и заочное  консультирование, которое предполагает опосредованный контакт клиента и психолога через средства связи:

- телефонное консультирование;

- интернет-консультирование;

- консультирование через  СМИ (телевидение, радио, печать).

       В последнее  время достаточно распространенным  стал «телефон доверия» как  форма анонимной психологической  помощи и консультирования. Консультация  по «телефону доверия» обеспечивает  оперативность общения, щадящие  условия для клиента. Этот вид  консультации позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать  роли «пациента», в которой, по  мнению некоторых, они находятся  при очном консультировании.

       Телефонное  консультирование дает клиенту  возможность обращаться из любого  места, в удобное для него  время. При таком типе консультирования  клиент имеет право на прерывание  контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор – для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее.

Порой используется и такой  метод заочного консультирования как  консультативная переписка.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию:

1) подробнейшее изложение  истории психологического страдания,  многих побудительных причин, мотивов,  действий разных лиц и т.д.  на нескольких листах, а порой  и не в одном письме, - раскрывают  проблемы клиента, его личность  больше, чем единичный телефонный  контакт или очная консультация;

2) стиль изложения, характер  построения фраз, само содержание  письма позволяют не только  разобраться в проблеме клиента,  но и уловить явную психопатологическую  симптоматику.

     Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие, как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов.

      Также могут  быть использованы и некоторые  графические показатели: характер  почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие вспомогательную информацию  об эмоциональном состоянии клиента,  о некоторых его психических  свойствах.

1.3 Психологическое  консультирование по возрастному  критерию

       Прежде  всего, данный вид консультирования  базируется на психологическом  диагнозе как отчетливой связи  между проблемной ситуацией, переживаниями  клиента в данной ситуации  и его личностными особенностями,  препятствующими разрешению проблемы. Также способствует выбору теоретической  базы консультирования, разработке  стратегии и тактики психологической  помощи.

       Различают  следующие виды консультирования: детское, подростковое, возрастное.

       Детское консультирование (от рождения до подросткового возраста) – отличается меньшей продолжительностью каждой встречи и применяемыми методами работы (игровые формы).

Внутренний мир ребенка  чрезвычайно богат и глубок. Детство - то особое время, когда закладываются  основы того, как будет думать, воспринимать, чувствовать, переживать и реагировать  человек в будущем. Это время  неповторимо, и невозможно переоценить  значимость этого периода в жизни  человека.

       И, так  же как и мир взрослого, мир  ребенка наполнен тревогами, страхами  и переживаниями. Но особенность  детского реагирования состоит  в том, что зачастую ребенок  не имеет возможности, или просто  не умеет выразить словами  свой внутренний психологический  дискомфорт.

       Цель  игровой терапии — не менять  и переделывать ребенка, не  учить его каким-то специальным  поведенческим навыкам, а дать  возможность ребенку быть самим  собой. Игровой терапевт полностью  вовлечен в игру ребенка, ему  интересно быть с ним, чтобы  тот ни делал.   В основном, с детьми психолог работает с помощью разных средств: песочной терапии, сказкотерапии, рисования и ролевые игры.

       Подростковый  период – это особый период  в жизни, ведь это становление  взрослого человека, вчера еще  казавшегося ребенком. Это тот  возраст, когда ребенок еще  не взрослый, но уже и не  маленький.Подростковое консультирование - направлено на решение специфических проблем подросткового возраста: вопросы социализации, профессионального самоопределения и поло-ролевой идентичности.

Информация о работе Психологическое консультирование