Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
-Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
-Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
-Изучить краткую историю возникновения игрушки.
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.
-Изучить влияние игрушки на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста.
1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Глава 2. Психолого- педагогические подходы к исследованию детской игрушки.
2.1 История возникновения игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Глава 3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Глава 4. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
4.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
4.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.1 Роль игрушки в развитии способностей
4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы
4.2.3 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников
Заключение
Список литературы
ТЕМА: Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста.
1.2 Игра как ведущая
деятельность детей
Глава 2. Психолого- педагогические подходы к исследованию детской игрушки.
2.1 История возникновения игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Глава 3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Глава 4. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
4.1 Роль игрушки в развитии
познавательной сферы
4.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.1 Роль игрушки в развитии способностей
4.2.2 Влияние игрушки на
развитие эмоционально-
4.2.3 Значение игрушки в
половой идентификации
Заключение
Список литературы
Введение
С вопросам об организации детских игр и их использовании тесно связан вопрос об игрушках. Игрушки являются той материальной базой, на которой строится игра, своего рода сырьём, которое игра перерабатывает в особого рода фабрикаты- продукты творчества и подражания. В этой переработке заключается весь смысл и вся ценность игры и игрушки. В ней выступает та черта ребёнка, которая характерна только для человека и поднимает его на высоту, которой не достигает ни одно животное не только в состоянии детства, но и во взрослом состоянии. Играют и животные. Игры обезьян поражают своим сходством с играми ребёнка, но это сходство только внешнее. Во всех своих играх обезьяна берёт предметы из окружающей её материальной среды таковыми, каковы они есть, и пользуются ими для упражнения тех функций, которые ей полезны в практической жизни. Но нигде и никогда обезьяны, насколько наблюдение над ними могло проследить, не изменяют в своих играх материальной среды ни в действительности, ни в воображении, как ребёнок. Палка остаётся для неё палкой, песок- песком и камень- камнем. Ребёнок в своих играх проявляет уже очень рано то основное человеческое свойство, которое создало всю культуру, а именно способность не только использовать для своих нужд то, что дано в готовом виде в окружающем мире, но и изменить среду, создавать соответственно своим потребностям новые предметы и орудия. В мире взрослых ребёнку тесно не потому, что этот мир пространственно ограничен, а потому, что в нём деятельность ребёнка на каждом шагу ограничена высокого рода барьерами, таможенными преградами, нарушение которых грозит ему чувствительными штрафами в виде угроз, окриков, физических наказаний и др. Игрушки выводят ребёнка из этого тесного мира, с их помощью и из них ребёнок строит себе иной мир, который не ставит преград его инициативе, который подчиняется его замыслам, в котором он является активно действующей силой, способной не только располагать вещами, или животными, или другими лицами, но и изменить их. Игрушки, как и строящиеся на них игры, являются не простыми забавами и ценны для ребёнка не только как источники удовольствия, ребенок находит в них нечто более важное, чем наслаждение, нечто неотъемлемое от его существа. Они составляют необходимый элемент его культурного воспитания и индивидуального развития. Основные игрушки раннего детства- погремушка, свистулька, звоночек, кукла, мяч и др.- так же, по- видимому, древни, как род человеческий: их находили и в гробницах фараонов, и в раскопках древней Трои, их видит современный путешественник в глубине Африки или на Крайнем Севере. Они стоят у колыбели человечества и у колыбели каждого ребёнка. В мире игрушек, не всегда реальными. Ребёнок находит единственный для него доступный реальный путь для того, чтобы найти себя, проявить себя как социальную личность.
Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный (1) и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. (2) Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера.(3) Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанный с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себе(4).
Также на протяжении всего дошкольного
возраста преобладает игровая
Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.
Изучением проблемы влияния игрушки
на психику ребенка, занимались многие
педагоги и психологи. Так, исследования
Коссаковской Е.А. по вопросам игры и
игрушки, основанные на изучении опыта
организации игровой
Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. (7)Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка - это не просто забава?
В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
-Описать сущность
-Раскрыть сущность понятий
-Изучить краткую историю
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.
-Изучить влияние игрушки на
общение и психическое
Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.
Практическая направленность: данная работа предназначена для педагогов и родителей, интересующихся проблемой роли игрушки в психическом развитии дошкольника, как правильно выбрать игрушки.
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста.
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. (8)Существуют биологические и социальные факторы психического развития. Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будущее развитие. Они могут быть наследственными и врожденными. К ним относятся природные свойства организма, в первую очередь строение и работа мозга. Строение и функции организма ребенок получает в наследство от своих предков. От рождения он обладает человеческой нервной системой, мозгом, способным стать органом сложнейшей психической деятельности, свойственной человеку.(9) Однако природные свойства ребенка, не порождают психических качеств, а создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальным условиям. Но также должны быть еще внешние источники психического развития, такие как, среда и воспитание. Главным условием психического развития ребенка является его актуальность, то есть деятельность, также общение с взрослым, то есть зона ближайшего развития. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности. Но и виды деятельности, и формы общения взрослых с детьми, существующие в современном мире, - результат исторического развития человечества. Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается.(10) Ребенок рождается с набором простейших форм поведения - безусловными рефлексами. Они ему необходимые не только чтобы выжить, но и для дальнейшего психического развития. На базе безусловных рефлексов очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия. В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.
В первые семь лет масса мозга
увеличивается в три раза, изменяется
строение, совершенствуются функции. Созревание
мозга очень важно для
Ж. Пиаже в "Теории интеллектуального развития" рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти. (12) Дошкольный возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде, как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности. Личность понимается в психологии как система отношений человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе. Развитие личности включает в себя, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение этого опыта, включение его в социальную среду. В дошкольном возрасте формируется самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу; происходит развитие мотивов поведения, связанных с интересом детей к миру взрослых, проявление стремления ребенка подражать взрослым - это основа многих поступков ребенка, в частности волевых. Также развиваются притязательные, соревновательные, игровые и другие виды мотивов. При активном познании окружающего мира, при общении с окружающими его людьми все окрашено яркими переживаниями - происходит эмоциональное и волевое развитие ребенка. Усвоение общественно-исторического опыта, правил поведения предполагает, во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение нравственных норм, во-вторых, что у него вырабатываются привычки нравственного поведения, что является также важным качеством личности человека. (14)
А.Н. Леонтьев так характеризует дошкольное детство: "Это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, - он так важен!"(15)
Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования. Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой, не заменяя самого развития. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие. Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью - игрой. В. Штерн: "До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе. Однако вся эта дошкольная "программа" усваивается особым путем. До 6-7 лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью. (17)
1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности. Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. (18)Это целостный мотивированный акт поведения. Деятельность - это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека. Деятельность подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность. Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.
А.Н. Леонтьев создал теорию деятельности;
появилось направление