Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
-Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
-Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
-Изучить краткую историю возникновения игрушки.
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.
-Изучить влияние игрушки на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста.
1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Глава 2. Психолого- педагогические подходы к исследованию детской игрушки.
2.1 История возникновения игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Глава 3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Глава 4. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
4.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
4.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.1 Роль игрушки в развитии способностей
4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы
4.2.3 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников
Заключение
Список литературы
С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям: по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные); по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок); по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.); по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды); по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.) по художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.). (35) В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.
К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.
К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.
Таким образом, дети, предпочитающие
продуктивные, созидательные игрушки
более склонны к позиции
Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр.
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Игрушка - это условное изображение
реальных предметов; вещь, которая специально
созданная для развлечения и
обучения детей в живой увлекательной
форме. Игрушка рассматривается
взрослыми преимущественно либо
как забава, либо как дидактическое
средство. При этом отсутствуют ценностные
ориентиры оценки игрушек, связанные
с их влиянием на игровую деятельность
и психическое развитие. Как показывают
опросы, в большинстве случаев
игрушки выбираются и покупаются
стихийно, как правило, из-за внешних,
поверхностных признаков
Психологическая задача возрастного
развития решается при реализации действий,
осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка
как посредник между ребенком
и культурой и как средство
его развития должна обеспечивать возможность
становления новых умственных действий,
психических способностей и личностных
качеств, соответствующих возрасту
ребенка. Чтобы игрушка выполняла
свою развивающую функцию, она должна
содержать ориентиры для
Таким образом, основным психологическим
требованием в игрушкам является
возможность активизации
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и радости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.
А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходит, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением. (40)
Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным); наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек. Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка: провоцирует ребенка на агрессивные действия; вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие; вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка; провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей. Такие критерии отбора игрушек важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности. Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка: полифункциональность, способствующая развитию творчества детей; возможность применения игрушки в совместной деятельности; дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями; эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. (41)
3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также манипулирование с предметами, игрушками. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина). У ребенка в возрасте до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И. Лисина). (42) Взрослый для ребенка раннего возраста - это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка постепенно развивается важнейшая потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. При нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является закономерной уже у 2-х месячного ребенка, а у 3-х месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления. К 4-м месяцам у ребенка формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном возрасте имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка с взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких специальных средств или предметов. С самого начала мама, и другие члены семьи обращаются с младенцем так, будто тот может включаться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или слева или справа от его взора. При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движение. Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мама действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить некоторые действия вслед за ней. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками. (43) С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация "ребенок - предмет - взрослый". Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные игры. У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства общения - показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет большую роль. Складывается внеситуативно- познавательная форма общения. Далее общение развертывается на фоне практического познания мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Совместная деятельность ребенка и взрослого состоит в том, что взрослый руководит действиями ребенка, а также в том, что ребенок, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.
Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения с взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности. (44)
Таким образом, взрослый, особенно в
раннем возрасте, является главной
фигурой для ребенка при
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение богаче по назначению и функциям. На протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения: эмоционально-практическая (да 2-х лет), ситуативно-деловая (2-4 года), внеситуативно- деловая (6-7 лет). В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый эффективный стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети стоят по отношению друг к другу с позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности. Игра оказывает большое влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Д.Б. Эльконин выделил в игре "реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий". В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка. К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание. (45) Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.