Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение в теоретическом аспекте психологического сопровождения подростков, переживших утрату. В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи:
Проанализировать литературу, раскрыв сущность понятия «утрата» и ее последствия.
Охарактеризовать особенности подростков, переживших утрату.
Охарактеризовать формы и методы психологического сопровождения подростков, переживших утрату.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Понятие утраты и ее последствия……………………………………………...5
2 Особенности подростков, переживших утрату……………………..............13
3 Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату……....18
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

Годовщина смерти символически ограничивает период горя. Многие культуры и религии отводят на траур именно один год, ведь за год человек проходит определенный жизненный цикл, маркерами которого служат традиционные даты и события.

За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, и эти практические задачи переплетаются с переживанием потери. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, «что бы он сказал». Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Некоторые из таких воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми делятся с близкими, друзьями. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему – начинает планировать свою жизнь без умершего.

Приблизительно через год наступает последняя стадия переживания утраты – завершающая. Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из словарного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе». Жизнь берет свое. Завершение переживания горя могут затруднять некоторые культурные нормы и личные убеждения (например, убеждение женщины, муж которой погиб на войне, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней).

Создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни – вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто живет рядом с ним, создавать новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с умершим: они останутся в прошлом.

Хотя сама последовательность (шок – переживание – принятие) типична и, следовательно, предсказуема, эти этапы не следуют строго один за другим и часто перекрывают друг друга. Переживание горя представляет собой индивидуальный процесс, и характерные признаки этапов могут сосуществовать в различных сочетаниях, создавая уникальные возможности для позитивных изменений [12].

Горе как переживание утраты – это естественный процесс, и человек в большинстве случаев переживает его без профессиональной помощи. Хотя потери и являются неотъемлемой частью жизни, тяжелые утраты нарушают личные границы и разрушают иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания горя, как утраты близкого, может трансформироваться в развитие болезни: человек как бы «застревает» на определенной стадии синдрома утраты. Чаще всего такие остановки происходят на острой стадии. Усиливаются и сохраняются в течение длительного времени симптомы, характерные для этого периода, их комплекс соответствует посттравматическому стрессовому расстройству либо другому тревожному расстройству [15]. 
2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ.

 

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый  период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам [10].

Подростковый возраст период «тяжелого кризиса» в развитии личности ребенка. В этом возрасте особенно проявляется аутизм, то есть «уход в себя»: потеря детской непосредственности, замкнутость, уход в субъективные переживания. Нередко преступления, совершаемые подростками, и случаи о самоубийствах, объясняются не чем иным, как возрастом.  Причины аутизма у подростков следует искать не столько в половом созревании, сколько в неправильных отношениях подростка с взрослыми, сверстниками, что в конечном счете обусловлено особенностями жизни подростка, его воспитанием в семье и школе.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление  к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. По сравнению с младшим школьником подросток фактически занимает новое положение и в семье, и в школе. Его физические силы окрепли, жизненный опыт расширился. Например, мальчик-подросток благодаря своим знаниям и физическим возможностям может во многих случаях выполнить то, что его матери или старшей сестре оказывается недоступным или утомительным (изготовить нужную в хозяйстве вещь, починить электроприбор и т. п.). Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничения своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаше всего конфликты подростка с взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают повзросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как «на маленьких».

Прежде всего, пристальное внимание к его поведению, твердое, неизменное руководство его поведением, а вместе с тем умение все это осуществить так, чтобы ребенок не чувствовал постоянной мелочной опеки над собой. Подростки любят строгих, но справедливых учителей, которые считаются с их новым положением в жизни, с тем, что они перестали быть «маленькими» [8].

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются. Он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Более того, подросток может даже «специализироваться», стать юным техником, юным натуралистом и т. д. Нередко именно с этого начинается формирование профессиональных интересов, которые окончательно определяются в старших классах.

Подростки увлекаются многим: спортом, музыкой, туризмом, кино, театром, художественной самодеятельностью, коллекционированием плакатов с изображением своих кумиров, посещением фан-клубов..  Во многих случаях интересы принимают характер страсти. При  правильном распорядке дня и четкой организации времени подросток может хорошо учиться, заниматься различными внешкольными делами и находить достаточно времени для своих увлечений.

Для подростков, стоящих на пороге юности, характерен повышенный интерес к чувствам и переживаниям людей и, особенно к своему внутреннему миру, склонность к самоанализу [1].

В 12 - 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает, в юношеском  возрасте. 

Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей.  на вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Все же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по отдельным поступкам или отдельным качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков также не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признаваться в своих ошибках.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в его настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, к зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками [6].

В подростковом возрасте обострена боязнь, прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что сам не прав.

Резкий, требовательный или неуважительный тон обращения, предписания взрослых, в которых можно усмотреть, что к подростку относятся как к маленькому; пренебрежение к их праву высказывать самостоятельное суждение по вопросу, в котором, как они считают, хорошо разбираются; выражение сомнения в их силах и возможности достигнуть высоких результатов (например, в области спорта) - вот те явления, которые обычно вызывают протест или другую ярко выраженную отрицательную реакцию подростка (из исследования М. Якобсона).

По сравнению с младшими школьниками, подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т. п.). Важно показать подростку, в чем заключается основной смысл самовоспитания и какими средствами это достигается [14].

Подростковый возраст - в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Не случайно для многих  педагогов это самый любимый возраст.

Каждый из нас непременно что-то теряет в жизни, однако самое острое горе возникает, когда из жизни уходит близкий человек. Именно на этот, наиболее тяжелый, вид утраты и различия в детском понимании смерти и реакции на нее в зависимости от возраста необходимо обратить особое внимание.

 К началу подросткового возраста  большинство детей имеет довольно  полное представление о смерти. Но часто период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя. Реакции горя у подростков обычно наступает регресс при таком сильном стрессе, как потеря, их реакции могут быть больше похожи на детские. Однако есть специфические особенности горя подростков, влияющих на их реакции. Подростки в трауре могут заниматься переписыванием реальности смерти в грезах, отрицая или откладывая горе на потом. Другим осложняющим фактором может быть борьба подростка между независимостью и зависимостью. Смерть может быть в чем-то угрозой для подростка, у которого может развиться страх отделения и независимости. Поскольку подростки часто стремятся быть более зрелыми или скрывают свои чувства лучше, чем дети, их чувства, связанные с потерей, могут быть похоронены зажив [2].

Наконец, подростки уникальны в своем самосознании. Они могут быть больше заняты своим поведением или одеждой, чем самой потерей, совершеннейшей средство отрицания, вызывающее смущение или раздражение окружающих людей. Некоторые подростки начинают вести внешне «бурную» жизнь. Это могут быть ночные шатания по город, эксперименты с наркотиками, преступные действия, т.е. проявляются различные нарушения в поведении (девиантное поведение) – все это также способы вытеснение горя утраты. Часто у подростка, пережившего утрату близкого, повышается уровень тревожности и проявляется чувство вины, которые могут привести мысли о суициде. Суицидальные мысли, являются примером саморазрушения, но они также могут выражать желание субъекта соединиться с умершим.

Подростки, пережившие утрату, характеризуются следующими особенностями:

- изменения в эмоциональной  сфере;

- личностная тревожность;

- скрытность;

- проявляются различные  нарушения в поведении.

 

 

3 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ.

 

Реакции детей на утрату зависят от тяжести ситуации, возраста, психологических особенностей каждого ребенка, навыков, которые они приобрели в совладении с трудностями(копинг-стратегии). Современная профессиональная помощь ребенку, находящемуся в ситуации утраты, уменьшает то негативное влияние, которое она оказывает на обучение, физическое и психическое здоровье ребенка, позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвращает появление психосоциальных проблем [1].

При работе с детьми, пережившими утрату, используются следующие методы работы: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-медицинское и т.д., которые осуществляются через следующие формы: индивидуальная работа, групповая работа, диагностика, социально-психолого-педагогическое сопровождение, социально-психолого-педагогическое консультирование, психотерапия и т.д.

  Данная работа осуществляется посредством следующих технологий:

1.Социальние и педагогические технологии:

- формирование социально-поддерживающей  и развивающей сред;

- формирование мотивации на  изменение поведения;

- развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности;

- формирование социально-поддерживающего  поведения и стратегии поиска  социальной поддержки в социально-поддерживающих  сетях.

2.Психологические технологии:

- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

- осознание личных целей и  путей их достижения;

-  изменение жизненного стиля  в целом;

- развитие коммуникативной и  социальной компетентности;

- развитие когнитивной, эмоциональной  и поведенческой сфер;

- развитие личностных ресурсов  совладания с утратой.

3.Медецинские технологии заключаются  в грамотном психофармакологическом  вмешательстве в соответствующие  периоды при соответствующих  терапии состояниях, а так же  в нормализации физического и  психологического состояния, биохимического  и физиологического  равновесия. Специалисты в области работы с детьми и подростками, пережившими утрату, полагают, что общепринятой формулой кризисного вмешательства не существует, но при этом выделяют основные направления помощи детям, пережившим горе:

Информация о работе Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату