Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение в теоретическом аспекте психологического сопровождения подростков, переживших утрату. В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи:
Проанализировать литературу, раскрыв сущность понятия «утрата» и ее последствия.
Охарактеризовать особенности подростков, переживших утрату.
Охарактеризовать формы и методы психологического сопровождения подростков, переживших утрату.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Понятие утраты и ее последствия……………………………………………...5
2 Особенности подростков, переживших утрату……………………..............13
3 Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату……....18
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

1. Диагностика и анализ ситуации.

2. Социально-психолого-педагогическое сопровождение и поддержка.

3. Социально-психолого-педагогическое консультирование.

4. Психотерапия и медикаментозное  лечение.

Диагностика начинается с проведения первичной беседы. До начала беседы по возможности необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенной утраты, обстоятельств, при которых возникла травмирующая ситуация, реакции ребенка на случившееся. А так же провести беседу с родителями или лицами, их замещающими, что позволит не задавать ребенку лишних вопросов.

На начальном этапе беседы необходимо установить контакт с ребенком. Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо начать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка.

В процессе беседы специалистом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится оценка развития ребенка. Сложность задаваемых ребенку вопросов должна соответствовать интеллектуальному развитию ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т.д.

  Следующим этапом в беседе должно стать получение информации в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о травмирующей ситуации. Возможное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности поучения сведений от ребенка не дают эффекта.

Последней стадией является завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, насколько плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях сообщают   мало сведений о травматическом событии. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью. 

Основными принципами анализа ситуации является объективность, профессионализм, опора на факторы. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, особенности поведения ребенка во время беды и т.д.[5].

Любой человек, а в особенности ребенок, переживающий горе, нуждается в психологической поддержке не только родственников и друзей, но и квалифицированных специалистов. Специалисты системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних, оказывающие социально-психолого-педагогическое сопровождение и поддержку, должны учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, переживающего горе, но и религиозные, этнические и культурные представления. Например, ребенок, переживающий утрату близкого человека, может наделять его качествами, которыми он не обладал, не надо его в этом переубеждать. Надо слушать, не мешая словоизлиянию. Уже сам факт того, что ребенка внимательно слушают, не перебивают и сочувствуют, может принести ему облегчение.

Социально-психолого-педагогическое консультирование – это вид профессиональных услуг, представляемых специалистами (психологом, педагогом, работником систем социальных служб) клиентам, заинтересованным в решении своих проблем. Оказание такого рода консультативной помощи всегда сопровождается эмоциональной и смысловой поддержкой.

Целью консультирования ребенка, переживающего утрату, является помощь в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленное достижение поставленных целей на основе осознанного выбора при разрешении проблем. Например, в отношении значимой утраты(смерти близкого человека, либо разлуки с ним) большинство практикующих психологов используют стратегию, суть которой заключается в решении четырех психологических задач: признать факт потери, пережить боль потери, организовать окружение, в котором ощущается отсутствие значимой потери, выстроить новое отношение к потере и продолжать жить. Реакция горя может блокироваться на выполнение любой задачи. За этим может стоять разный уровень психических и поведенческих проблем (различных девиаций).

Психотерапия представляет собой неотъемлемую часть общевоспитательных мероприятий, направленных на переоценку травматического опыта, создание новой модели жизнедеятельности, восстановления ощущения ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в социуме.

В психотерапии особенно важен индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Изначально работа должна вестись исключительно тет-а-тет. Позже, когда дети станут более подвижными и контактными, начинать работать в группах. Пытаясь содействовать входу психики из стресса, психотерапевту необходимо стараться найти опору в потенциале возраста и индивидуальных особенностях детей.

Групповая психотерапия – наиболее часто используемый вид терапии, которая проводится в сочетании с различными видами индивидуальной психотерапии. Специалисты в области психотерапии отмечают, что не существует каких - либо специальных рекомендаций относительно того, какой вид групповой терапии является более предпочтительным. Предлагаются отличные друг от друга направления:

- группы открытого типа, ориентированные  на структурирование травматических  воспоминаний;

- группы, имеющие заданную структуру, нацеленные на выработку навыков  совладания с утратой.

Какие бы методы групповой терапии ни использовались при работе с людьми, пережившими травматическое событие (горе, утрату) – эта работа всегда направлена на достижение определенных терапевтических целей, которые кратко можно определить следующим образом:

  1. Повторное эмоциональное переживание травмы в безопасном пространстве поддерживающей группы, разделение этого переживания со специалистом и группой (при этом ведущему не следует форсировать процесс).
  2. Общение в группе с людьми, имеющими похожий травматический опыт, что дает возможность уменьшить чувства изоляции, отчужденности и усилить чувства принадлежности,  уместности, общности, несмотря на уникальность травматического переживания каждого участника группы.
  3. Возможность наблюдать за тем, как другие переживают вспышки интенсивных аффектов на фоне социальной поддержки т специалиста и членов группы.
  4. Совместное обучение методами совладания (копинг-стратегиями) с последствиями пережитой травмы.
  5. Возможность быть в роли того, кто помогает (осуществляет поддержку, вселяет уверенность, способен вернуть чувство собственного достоинства), что позволяет преодолеть ощущение собственной неценности («мне нечего предложить»), смещение фокуса с чувства собственной изолированности и негативных самоуничижительных мыслей.
  6. Приобретение опыта новых взаимоотношений, помогающих участникам группы воспринять стрессовое событие иным, более адаптивным образом.

Как правило, при групповой терапии ведущим методом является тренинг, направленный на выработку в ходе занятий определенных реакций, умений, на основе участниками нового опыта.

Арт-терапия является самым щадящим и безопасным методом работы с детьми, переживающими горе. Ведь даже не раскрывая психотравмирующего обстоятельства, ребенок может благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные положительные эффекты. К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относятся рисование, лепка, создание коллажей. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.

Одним из наиболее часто используемых арт-терапевтических методов, применяемых при работе с детьми, является куклотерапия. В процессе игры с куклами ребенок, чаще всего непроизвольно, раскрывает свои травматические переживания.

Песочная терапия – один из терапевтических и психокоррекционных методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру в работе с детьми. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и невербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии ребенка. В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка. Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка, переживающего горе.

В зависимости от психопатологической симтоматики, при ситуациях, угрожающих психическому здоровью ребенка, необходима соответствующая квалифицированная медикаментозная помощь детского психиатра или психотерапевта. При переживании горя возможно кратковременное и осмотрительное назначение лекарственных препаратов. При осложненном горе детский врач должен оценить психический статус пациента, поставить диагноз и, в соответствии с ним, назначить лечение.

Специалисты часто оказываются беспомощными, когда сталкиваются с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем они могут сыграть решающую роль в помощи этим детям.

Существует следующая памятка специалистам при работе с ребенком, пережившим горе:

  1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого – то из близких. В первые недели обычно наблюдаются тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.
  2. Если ребенок хочет поговорить – нужно выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы ему помочь. Поддержите его желание говорить о горе и делайте это сами.
  3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда происходит утрата, беседы об этом помогут сохранить добрую память.
  4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честны в ответах. Детей часто интересуют вопросы об утрате. Специалист никогда не должен бояться сказать: «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
  5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого.
  6. Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым, он действительно так думает. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им не надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь».
  7. Старайтесь быть в контакте с родителем или лицами, его замещающими. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Работа специалистов с детьми, пережившими горе, требует эмоциональных, интеллектуальных, временных затрат, специальной подготовки, поэтому следует особое внимание уделять подбору и обучению персонала, работающего в данной системе. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из проделанной работы, можно осуществить следующие выводы.  Современная жизнь ребенка наполнена не только радостями или мелкими огорчениями, но так же в ней порой встречается и настоящая горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, несчастных случаев, аварий и пр.

Горе как переживание утраты – это естественный процесс, и человек в большинстве случаев переживает его без профессиональной помощи. Хотя потери и являются неотъемлемой частью жизни, тяжелые утраты нарушают личные границы и разрушают иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания горя, как утраты близкого, может трансформироваться в развитие болезни: человек как бы «застревает» на определенной стадии синдрома утраты. Чаще всего такие остановки происходят на острой стадии. Усиливаются и сохраняются в течение длительного времени симптомы, характерные для этого периода, их комплекс соответствует посттравматическому стрессовому расстройству либо другому тревожному расстройству.

Нарушения, развивающиеся после пережитого горя, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, психологический, поведенческий, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводя к стойким личностным изменениям у детей, переживших утрату. Посттравматические стрессовые нарушения, то есть состояния после перенесения утраты, способствуют формированию физических, психологических проблем, особых жизненных сценариев и т.д., и могут влиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Подросток, переживший утрату, находится в состоянии мощного психологического кризиса и испытывает сильнейшие негативные переживания - боль, раздражение, агрессию, утрату смысла жизни. Естественно, что все метаморфозы, происходящие в душе подростка, скрыты от общественного взгляда, но во внутреннем мире отношения и ценности могут меняться кардинально.

Изменения в эмоциональной сфере подростка, переживающего утрату, первичны, так как первой реакцией на потерю является шок, сопряженный с эмоцией злости или даже ярости. Утрата может переживаться подростком по-разному, но неизменно то, что оно накладывает собственный отпечаток на личность ребенка, и вследствие чего вне семьи развитие ребенка может происходить по особому пути, качественно иному, формируя специфические черты характера и поведения.

У подростков, потерявших родителей, их личностная тревожность проявляется в склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Потеря родителей представляет собой мощный психологический кризис, в который вовлекается подросток, и его переживания могут не находить выхода, вследствие чего он их блокирует и формируется неспособность к вербализации собственных эмоциональных переживаний.

Информация о работе Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату