Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 09:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение в теоретическом аспекте психологического сопровождения подростков, переживших утрату. В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи:
Проанализировать литературу, раскрыв сущность понятия «утрата» и ее последствия.
Охарактеризовать особенности подростков, переживших утрату.
Охарактеризовать формы и методы психологического сопровождения подростков, переживших утрату.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Понятие утраты и ее последствия……………………………………………...5
2 Особенности подростков, переживших утрату……………………..............13
3 Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату……....18
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30
1. Диагностика и анализ ситуации.
2. Социально-психолого-
3. Социально-психолого-
4. Психотерапия и
Диагностика начинается с проведения первичной беседы. До начала беседы по возможности необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенной утраты, обстоятельств, при которых возникла травмирующая ситуация, реакции ребенка на случившееся. А так же провести беседу с родителями или лицами, их замещающими, что позволит не задавать ребенку лишних вопросов.
На начальном этапе беседы необходимо установить контакт с ребенком. Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо начать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка.
В процессе беседы специалистом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится оценка развития ребенка. Сложность задаваемых ребенку вопросов должна соответствовать интеллектуальному развитию ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т.д.
Следующим этапом в беседе должно стать получение информации в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о травмирующей ситуации. Возможное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности поучения сведений от ребенка не дают эффекта.
Последней стадией является завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, насколько плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях сообщают мало сведений о травматическом событии. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью.
Основными принципами анализа ситуации является объективность, профессионализм, опора на факторы. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, особенности поведения ребенка во время беды и т.д.[5].
Любой человек, а в особенности ребенок,
переживающий горе, нуждается в психологической
поддержке не только родственников и друзей,
но и квалифицированных специалистов.
Специалисты системы профилактики и правонарушений
несовершеннолетних, оказывающие социально-психолого-
Социально-психолого-
Целью консультирования ребенка, переживающего утрату, является помощь в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленное достижение поставленных целей на основе осознанного выбора при разрешении проблем. Например, в отношении значимой утраты(смерти близкого человека, либо разлуки с ним) большинство практикующих психологов используют стратегию, суть которой заключается в решении четырех психологических задач: признать факт потери, пережить боль потери, организовать окружение, в котором ощущается отсутствие значимой потери, выстроить новое отношение к потере и продолжать жить. Реакция горя может блокироваться на выполнение любой задачи. За этим может стоять разный уровень психических и поведенческих проблем (различных девиаций).
Психотерапия представляет собой неотъемлемую часть общевоспитательных мероприятий, направленных на переоценку травматического опыта, создание новой модели жизнедеятельности, восстановления ощущения ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в социуме.
В психотерапии особенно важен индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Изначально работа должна вестись исключительно тет-а-тет. Позже, когда дети станут более подвижными и контактными, начинать работать в группах. Пытаясь содействовать входу психики из стресса, психотерапевту необходимо стараться найти опору в потенциале возраста и индивидуальных особенностях детей.
Групповая психотерапия – наиболее часто используемый вид терапии, которая проводится в сочетании с различными видами индивидуальной психотерапии. Специалисты в области психотерапии отмечают, что не существует каких - либо специальных рекомендаций относительно того, какой вид групповой терапии является более предпочтительным. Предлагаются отличные друг от друга направления:
- группы открытого типа, ориентированные
на структурирование
- группы, имеющие заданную структуру,
нацеленные на выработку
Какие бы методы групповой терапии ни использовались при работе с людьми, пережившими травматическое событие (горе, утрату) – эта работа всегда направлена на достижение определенных терапевтических целей, которые кратко можно определить следующим образом:
Как правило, при групповой терапии ведущим методом является тренинг, направленный на выработку в ходе занятий определенных реакций, умений, на основе участниками нового опыта.
Арт-терапия является самым щадящим и безопасным методом работы с детьми, переживающими горе. Ведь даже не раскрывая психотравмирующего обстоятельства, ребенок может благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные положительные эффекты. К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относятся рисование, лепка, создание коллажей. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.
Одним из наиболее часто используемых арт-терапевтических методов, применяемых при работе с детьми, является куклотерапия. В процессе игры с куклами ребенок, чаще всего непроизвольно, раскрывает свои травматические переживания.
Песочная терапия – один из терапевтических и психокоррекционных методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру в работе с детьми. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и невербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии ребенка. В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка. Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка, переживающего горе.
В зависимости от психопатологической симтоматики, при ситуациях, угрожающих психическому здоровью ребенка, необходима соответствующая квалифицированная медикаментозная помощь детского психиатра или психотерапевта. При переживании горя возможно кратковременное и осмотрительное назначение лекарственных препаратов. При осложненном горе детский врач должен оценить психический статус пациента, поставить диагноз и, в соответствии с ним, назначить лечение.
Специалисты часто оказываются беспомощными, когда сталкиваются с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем они могут сыграть решающую роль в помощи этим детям.
Существует следующая памятка специалистам при работе с ребенком, пережившим горе:
Информация о работе Психологическое сопровождение подростков, переживших утрату