Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:10, автореферат

Описание работы

Актуальность представляемой диссертационной работы обусловлена сложившейся кризисной ситуацией в местах лишения свободы, реформированием уголовно-исполнительной системы. Демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах в целом, и в системе исполнения уголовных наказаний в частности, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки и воспитания кадров УИС, психологической подготовке личного состава к действиям в экстремальных ситуациях.

Файлы: 1 файл

Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы.docx

— 74.66 Кб (Скачать файл)

Даниличева Татьяна Павловна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

19.00.07 — «Педагогическая  психология»

19.00.03 — «Психология  труда, инженерная психология, эргономика»

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата психологических  наук

Шуя — 2005

II

Работа выполнена  на кафедре психологии Шуйского государственного педагогического института

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Щеглова Татьяна Михайловна

Официальные оппоненты:

  • доктор психологических наук, профессор Козлов Владимир Васильевич
  • кандидат психологических наук Васищев Андрей Анатольевич

Ведущая организация: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Защита состоится  «29» июня 2005 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета К 212.307.04 в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108, ауд. 210.

Отзывы на автореферат  присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, дом 108, ЯГПУ, им. К. Д. Ушинского, кафедра общей и  социальной психологии.

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке ЯГПУ по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108.

Автореферат разослан «27» мая 2005 года.

Ученый секретарь  диссертационного совета Огородникова Л. А.

3

Общая характеристика работы

Актуальность  представляемой диссертационной работы обусловлена сложившейся кризисной ситуацией в местах лишения свободы, реформированием уголовно-исполнительной системы. Демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах в целом, и в системе исполнения уголовных наказаний в частности, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки и воспитания кадров УИС, психологической подготовке личного состава к действиям в экстремальных ситуациях.

Изменение социально-экономической  ситуации в обществе и правовых подходов к исполнению уголовного наказания  повлекли за собой не только организационную  реформу уголовно-исполнительной системы, выделение ее в самостоятельную федеральную службу, но и появление новых, более высоких требований к личности и профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений. Необходимо отметить также, что произошедшие в период реформирования отмена многих социальных льгот для сотрудников и организационно-штатная перестройка структуры УИС вызвали отток опытных, квалифицированных, но еще вполне трудоспособных кадров, произошло значительное омоложение личного состава, поэтому в данный момент проблема профессионализации сотрудников, формирования необходимых профессионально-важных качеств личности является актуальной.

Профессиональная  деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к  профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных  заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и  к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний».

Реально сложившаяся  кадровая ситуация в пенитенциарной системе вынуждает принимать  на службу кандидатов с недостаточным  уровнем сформированности необходимых профессиональных и личностных качеств. В связи с этим первоочередной задачей психологов УИС является даже не проведение всестороннего, качественного психологического изучения личности кандидатов на службу в УИС, а организация необходимой консультативной и тренинговой коррекционной работы с сотрудниками.

В связи с ухудшением криминогенной ситуации в стране, изменениями в общей структуре преступности, условия службы в уголовно-исполнительной системе стали носить чрезвычайно напряженный и сложный характер, а профессиональная некомпетентность и несостоятельность сотрудников стала приводить к еще более тяжелым последствиям как для них самих, так и для общества в целом.

Общим проблемам  профессионализма, профессионального  развития личности посвящены труды  Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова,

4

Н. С. Пряжникова, в которых определяется понятие «профессия», рассматриваются процесс выбора профессии и сущность профессионального самоопределения.

В исследованиях  Е. Н. Богданова, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева, А. К. Марковой, В. Г. Михайловского, Ю. П. Поваренкова, И. Н. Семенова достаточно четко разработаны модели профессионального образования и развития человека.

Исследования А. В. Дулова, М. И. Еникеева, В. Л. Васильева, А. Д. Глоточкина, В. Ф. Пирожкова посвящены профессионально-важным качествам сотрудников правоохранительных органов, в частности, уголовно-исполнительной системы. В трудах этих авторов рассматриваются иерархия профессионально-важных качеств сотрудников и различные стороны деятельности правоохранительных органов, а также психологические особенности их деятельности как профессии.

Однако вышеперечисленные  исследования не ставят своей целью  составление или обоснование  программы психологического сопровождения  тех сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые не обладают сформированными  в достаточной степени профессионально-важными  качествами и не проявляют в служебной  деятельности необходимой профессиональной активности и успешности.

Цель  исследования: повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на основе совершенствования системы их психологического сопровождения и поддержки.

Объект  исследования: личность и профессиональная деятельность сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными учреждений уголовно-исполнительной системы.

Предмет исследования: профессионально-важные качества сотрудников УИС, формы и методы психологической работы по их коррекции и формированию.

Основная  гипотеза исследования:

  1. На успешность профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы влияет комплекс специфических качеств, ведущую роль среди которых играют адекватность самооценки личности, развитый самоконтроль поведения и способность разрешать конфликтные ситуации адекватным способом.
  2. При организации психологического сопровождения сотрудников УИС необходимо учитывать уровень развития конкретных профессионально-важных качеств.

5

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

  1. Выявить основные подходы в проблеме профессионального развития личности.
  2. Определить ведущие профессионально-важные качества, обуславливающие необходимый уровень профессиональной активности и успешности.
  3. Разработать программу психодиагностики уровня развития ведущих профессионально-важных качеств.
  4. Разработать и апробировать программы психологического сопровождения сотрудников УИС с учетом различного уровня развития ведущих профессионально-важных качеств.
  5. Определить эффективность просветительской, тренинговой и консультативной работы для коррекции и развития профессионально-важных качеств личности.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования:

Основными методологическими принципами, применявшимися в работе, были: принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип системности.

Концептуальную  основу исследования составили:

  • теория деятельностного подхода к изучению проблемы развития личности в отечественной психологии С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева;
  • теоретико-эмпирический опыт, накопленный в исследованиях по проблемам эффективности трудовой деятельности, закономерностям формирования профессионализма, психологии личности, индивидуального стиля деятельности, психологических профессионально важных качеств, выполненных в рамках таких наук, как общая психология (А. А. Бодалев, А. А. Деркач и др.), психология труда (Б. А. Климов, К. К. Платонов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков, и др.), акмеология (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. А. Реан и др.), юридическая психология (В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, Ю. В. Чуфаровский и др.).

Для решения сформулированных задач в диссертационной работе были использованы следующие методы исследования:

  • методы теоретического исследования проблемы: изучение психологической, акмеологической, юридической, методологической литературы, связанной с исследованием профессионализации и профессионального развития, как в отечественной, так и в зарубежной науке; анализ документации; теоретический анализ и синтез;
  • методы эмпирического исследования проблемы: наблюдение, интервью, применение диагностических методов для изучения уровня интернальности поведения, сформированности самоотношения, развития коммуникативных качеств (методики МЛО, УСК, Томаса, МИС (методика исследования самооценки), методики изучения негативной коммуникативной установки), уровня профессиональной успешности, эксперимент. Для обработки и интерпретации эмпирических данных применялся метод количественного и качественного анализа, математико-статистический метод — U-критерий Манна — Уитни, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену.

6

Научная новизна работы заключается в следующем:

  • Выявлены ведущие профессионально-важные качества сотрудников УИС, которые группируются в следующие блоки качеств: сформированная адекватная самооценка, развитый самоконтроль поведения, умение адекватно разрешать конфликтные ситуации.
  • Разработана программа первичного и повторного контроля уровня развития ведущих профессионально-важных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы.
  • Созданы и апробированы программы психологического сопровождения сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными, имеющих недостаточный уровень профессиональной успешности, с использованием методов индивидуального консультирования, психологического просвещения, групповой тренинговой работы.
  • Показано, что различные виды психологической работы имеют свою специфику в коррекции и развитии профессионально-важных качеств.

Теоретическая значимость исследования:

  • Уточнены подходы к психологическому анализу профессиональной деятельности и оценке профессионально-важных качеств сотрудников правоохранительных органов, в частности, уголовно-исполнительной системы.
  • Усовершенствованы подходы к организации психологического изучения профессиональной пригодности и уровня развития профессионально-важных качеств сотрудников УИС.
  • Систематизированы направления коррекционной работы по решению задачи повышения эффективности служебной деятельности сотрудников УИС.

Практическая  значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные диагностические и коррекционные программы могут быть использованы психологами учреждений уголовно-исполнительной системы, других правоохранительных органов, Вооруженных Сил при изучении профессиональной пригодности кандидатов на службу, организации и осуществлении психологического сопровождения сотрудников.

Полученные результаты могут быть актуализированы в  лекционно-практических курсах по психологии труда, юридической и пенитенциарной психологии.

7

Положения, выносимые на защиту:

  1. Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы включает в себя:
  • Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в УИС;
  • Составление и реализацию программы психологического сопровождения и поддержки;
  • Определение профессиональной пригодности и контроль уровня развития профессионально-важных качеств личности сотрудников.
  1. Содержание программы психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы определяется нарушениями в развитии профессионально-важных качеств, выявленными при профессионально-психологическом отборе на службу в УИС.
  1. Использование различных форм психологической работы зависит от качественного и количественного уровня нарушений ведущих профессионально-важных качеств.

Достоверность полученных результатов обеспечена посредством глубокого, всестороннего и системного исследования научной литературы; проработанностью теоретико-методологических оснований практического исследования; подтверждением теоретических положений данными эмпирической работы, опубликованными в изданиях по педагогической, юридической, пенитенциарной психологии; применением адекватных приемов диагностической, консультативной и коррекционной работы с респондентами.

Эмпирическая  база исследования: авторские эмпирические исследования проводились на базе исправительных учреждений и следственных изоляторов Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ивановской области. Респондентами практического исследования являлись сотрудники отделов воспитательной работы учреждений УИС.

Информация о работе Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы