Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:10, автореферат
Актуальность представляемой диссертационной работы обусловлена сложившейся кризисной ситуацией в местах лишения свободы, реформированием уголовно-исполнительной системы. Демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах в целом, и в системе исполнения уголовных наказаний в частности, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки и воспитания кадров УИС, психологической подготовке личного состава к действиям в экстремальных ситуациях.
Даниличева Татьяна Павловна
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
19.00.07 — «Педагогическая психология»
19.00.03 — «Психология труда, инженерная психология, эргономика»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Шуя — 2005
II
Работа выполнена на кафедре психологии Шуйского государственного педагогического института
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Щеглова Татьяна Михайловна
Официальные оппоненты:
Ведущая организация: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Защита состоится «29» июня 2005 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета К 212.307.04 в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108, ауд. 210.
Отзывы на автореферат присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, дом 108, ЯГПУ, им. К. Д. Ушинского, кафедра общей и социальной психологии.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЯГПУ по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108.
Автореферат разослан «27» мая 2005 года.
Ученый секретарь диссертационного совета Огородникова Л. А.
3
Общая характеристика работы
Актуальность представляемой диссертационной работы обусловлена сложившейся кризисной ситуацией в местах лишения свободы, реформированием уголовно-исполнительной системы. Демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах в целом, и в системе исполнения уголовных наказаний в частности, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки и воспитания кадров УИС, психологической подготовке личного состава к действиям в экстремальных ситуациях.
Изменение социально-экономической
ситуации в обществе и правовых подходов
к исполнению уголовного наказания
повлекли за собой не только организационную
реформу уголовно-
Профессиональная
деятельность в системе исполнения
наказаний предъявляет
Реально сложившаяся кадровая ситуация в пенитенциарной системе вынуждает принимать на службу кандидатов с недостаточным уровнем сформированности необходимых профессиональных и личностных качеств. В связи с этим первоочередной задачей психологов УИС является даже не проведение всестороннего, качественного психологического изучения личности кандидатов на службу в УИС, а организация необходимой консультативной и тренинговой коррекционной работы с сотрудниками.
В связи с ухудшением криминогенной ситуации в стране, изменениями в общей структуре преступности, условия службы в уголовно-исполнительной системе стали носить чрезвычайно напряженный и сложный характер, а профессиональная некомпетентность и несостоятельность сотрудников стала приводить к еще более тяжелым последствиям как для них самих, так и для общества в целом.
Общим проблемам профессионализма, профессионального развития личности посвящены труды Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова,
4
Н. С. Пряжникова, в которых определяется понятие «профессия», рассматриваются процесс выбора профессии и сущность профессионального самоопределения.
В исследованиях Е. Н. Богданова, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева, А. К. Марковой, В. Г. Михайловского, Ю. П. Поваренкова, И. Н. Семенова достаточно четко разработаны модели профессионального образования и развития человека.
Исследования А. В. Дулова, М. И. Еникеева, В. Л. Васильева, А. Д. Глоточкина, В. Ф. Пирожкова посвящены профессионально-важным качествам сотрудников правоохранительных органов, в частности, уголовно-исполнительной системы. В трудах этих авторов рассматриваются иерархия профессионально-важных качеств сотрудников и различные стороны деятельности правоохранительных органов, а также психологические особенности их деятельности как профессии.
Однако вышеперечисленные
исследования не ставят своей целью
составление или обоснование
программы психологического сопровождения
тех сотрудников уголовно-
Цель исследования: повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на основе совершенствования системы их психологического сопровождения и поддержки.
Объект исследования: личность и профессиональная деятельность сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными учреждений уголовно-исполнительной системы.
Предмет
исследования: профессионально-
Основная гипотеза исследования:
5
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования:
Основными
методологическими принципами,
Концептуальную основу исследования составили:
Для решения сформулированных задач в диссертационной работе были использованы следующие методы исследования:
6
Научная новизна работы заключается в следующем:
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные диагностические и коррекционные программы могут быть использованы психологами учреждений уголовно-исполнительной системы, других правоохранительных органов, Вооруженных Сил при изучении профессиональной пригодности кандидатов на службу, организации и осуществлении психологического сопровождения сотрудников.
Полученные результаты могут быть актуализированы в лекционно-практических курсах по психологии труда, юридической и пенитенциарной психологии.
7
Положения, выносимые на защиту:
Достоверность полученных результатов обеспечена посредством глубокого, всестороннего и системного исследования научной литературы; проработанностью теоретико-методологических оснований практического исследования; подтверждением теоретических положений данными эмпирической работы, опубликованными в изданиях по педагогической, юридической, пенитенциарной психологии; применением адекватных приемов диагностической, консультативной и коррекционной работы с респондентами.
Эмпирическая база исследования: авторские эмпирические исследования проводились на базе исправительных учреждений и следственных изоляторов Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ивановской области. Респондентами практического исследования являлись сотрудники отделов воспитательной работы учреждений УИС.
Информация о работе Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы