Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:10, автореферат

Описание работы

Актуальность представляемой диссертационной работы обусловлена сложившейся кризисной ситуацией в местах лишения свободы, реформированием уголовно-исполнительной системы. Демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах в целом, и в системе исполнения уголовных наказаний в частности, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки и воспитания кадров УИС, психологической подготовке личного состава к действиям в экстремальных ситуациях.

Файлы: 1 файл

Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы.docx

— 74.66 Кб (Скачать файл)

Общий объем выборки  по диагностической работе составил 98 человек, количество сотрудников, принимавших  участие в консультативной и  коррекционной работе — 27 человек.

Апробация и внедрение результатов.

Основные теоретические  положения и эмпирические результаты диссертационного исследования:

  • послужили основой для программы психологического сопровождения сотрудников учреждений УИС Ивановской области;
  • вошли в лекционно-практический курс «Основы пенитенциарной психологии» для студентов Шуйского государственного педагогического университета (г. Шуя Ивановской области);
  • докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии ШПТУ (2000—2004 г. г.), учебно-научных конференциях, проходивших в ШГПУ (2000—2004 г. г.), на международном симпозиуме «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (г. Кострома, 2004 г.), на Всероссийских семинарах начальников психологических служб территориальных органов УИС (г. Орел, 2002 г., г. Анапа, 2004 г.), на заседаниях Координационного совета ГУИН Минюста России по психологическому обеспечению деятельности УИС (г. Курск, 2003 г., г. Ижевск, 2004 г.), на заседании экспертного совета по передовому опыту УИН по Ивановской области.

8

Этапы исследования:

  1. Теоретическое исследование проблемы профессионализации и профессионального развития личности, разработка программы исследования, определение эмпирических объектов исследования (сентябрь 2001 года — август 2002 года).
  2. Разработка процедуры проведения исследования, подбор психодиагностического инструментария, планирование и проведение первичного психологического обследования респондентов, формирование экспериментальных и контрольной групп (сентябрь — ноябрь 2002 года).
  3. Формирование программ диагностической, коррекционной и просветительской работы с респондентами экспериментальных групп (декабрь 2002 года — февраль 2003 года).
  4. Организация и проведение коррекционной и просветительской работы с респондентами экспериментальных и контрольной групп (март — декабрь 2003 года).
  5. Организация и проведение повторного психологического обследования, количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе эмпирического исследования, их анализ, интерпретация и обобщение (январь — сентябрь 2004 года).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации — 253 страницы. Библиографический список содержит 192 наименования, из них 15 — на английском и немецком языках. Работа содержит 8 таблиц, 9 рисунков, 13 приложений.

9

Основное  содержание работы

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены гипотеза, цели и задачи исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая  глава — «Профессиональное развитие личности» — содержит анализ основных аспектов проблемы профессионализации и профессионально-важных качеств сотрудников правоохранительных органов, вчастности, уголовно-исполнительной системы, проведенный на основе изучения соответствующей психологической, юридической, акмеологической, педагогической литературы.

Основным видом  деятельности человека является социально  обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи профессиональной (предметной) деятельности. В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно  вступает в определенные общественные отношения с другими людьми. Профессиональную деятельность можно рассматривать  как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива.

Профессионализация  — целостный непрерывный процесс  становления личности специалиста, который начинается с момента  выбора и принятия будущей профессии  и заканчивается, когда человек  прекращает активную трудовую деятельность. Сущностью профессионального самоопределения  является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или  уже выполняемой работы и всей жизненной деятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профессиональное  самосознание рассматривается как  самостоятельная психологическая  категория, как развивающаяся система, как личностное образование, присущее конкретному субъекту деятельности. Проявлением профессионального  самосознания являются личностные качества, которые, преломляясь через профессиональные знания, демонстрируются в ситуации профессиональной жизни.

Профессионализм личности должен обязательно включать в себя систему личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое  качество выполнения профессиональной деятельности, а также систему  личностных норм регуляции поведения  и отношений. Профессиональные способности, по мнению К. К. Платонова, это совокупность («структура») довольно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических  качеств личности человека, которая  на основе компенсации одних свойств  личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, ее выполнения и совершенствования  в ней.

Профессиональное  развитие сотрудника правоохранительных органов определяется не только как  продвижение по должностным ступеням, но и как процесс реализации человеком  себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.

10

Развитие профессионала  представляется как процесс и  результат системных преобразований развивающейся личности, включающий взаимосвязанные прогрессивные  изменения профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативности  деятельности и поведения, продуктивной Я — концепции.

Выделяют такие  психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов: государственный и политический характер деятельности; ее правовую регламентацию; противодействие заинтересованных лиц; наличие властных полномочий; необходимость  сохранения служебной тайны; своеобразное сочетание коллегиальных и индивидуальных начал; высокую ответственность  за принимаемые решения.

Исследование закономерностей, условий и факторов личностно-профессионального  развития должно базироваться также  на всестороннем изучении самого объекта  — личности сотрудника.

Личностно-деловые  качества — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики сотрудника, которые оказывают значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому их часто называют психологически профессионально-важными. Это весьма сложные в психологическом  отношении образования, зависящие  от индивидуальных особенностей личности, ее характера, направленности, способностей и др.

Исследователями обращается особое внимание на то, в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов значительная роль отводится  дисциплинированному поведению, зависящему от направленности личности, особенностей характера, темперамента, способностей работника.

Ввиду постоянной экстремальности  деятельности, а иногда и ее повышения  до «аварийных» пределов, огромная роль в успешном решении профессиональных задач принадлежит таким качествам, как длительная работоспособность, психическая выносливость, способность  к длительному сосредоточению, переключаемость, быстрая ориентировка в новых  условиях, «помехоустойчивость» (способность  работать при действии посторонних  раздражителей) и некоторые другие.

Неотъемлемым качеством  сотрудника уголовно-исполнительной системы  должна являться оперативность. Динамическая, постоянно изменяющаяся среда, в  которой приходится действовать, требует  от сотрудника, чтобы он в одних  случаях поспевал за теми или иными  событиями, в других — опережал их, упреждал их наступление.

Одним из решающих факторов успешной деятельности является организованность, она включает в  себя ряд психологических компонентов: выдержку, уверенность в себе, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.

11

Уверенность — необходимое  условие успешной служебной деятельности, она способствует целеустремленности, концентрации внимания, систематичности  и планомерности мышления, отвлечению от всего того, что могло бы ослабить усилия сотрудника.

Кроме того, в структуре  профессиональной деятельности сотрудников  УИС значительное место занимают взаимодействие с другими людьми и неизбежно связанные с ним  различные формы делового общения, в том числе, умение разрешать  конфликтные ситуации наиболее приемлемыми  способами.

Вторая  глава — «Влияние качеств личности на профессиональную успешность сотрудников УИС» — посвящена формированию и апробированию программ психологического сопровождения и поддержки сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными учреждений уголовно-исполнительной системы.

Методом экспертной оценки было выявлено двадцать профессионально-важных качеств сотрудников УИС, оказывающих  наибольшее влияние на эффективность  служебной деятельности, причем данные качества могут быть сгруппированы  в следующие блоки: сформированная адекватная самооценка, развитый самоконтроль поведения, умение адекватно разрешать  конфликтные ситуации.

Также методом экспертной оценки определены уровни профессиональной успешности и развития ведущих профессионально-важных качеств 98 сотрудников отделов воспитательной работы исправительных учреждений, в  результате чего выявлено, что у 35 человек  служебная успешность и профессионально-важные качества имеют недостаточный уровень  развития. При этом корреляционный анализ подтвердил наличие значимой связи между развитием профессионально-важных качеств и служебной успешностью  респондентов.

Для проведения диагностической  работы с целью конкретизации  данных экспертной оценки отобраны следующие  методики:

  • тест «Тип поведения в конфликтной ситуации» (методика К. Томаса)
  • методика исследования самооценки (МИС);
  • методика диагностики коммуникативной установки;
  • шкала личностной тревожности Спилбергера — Ханина.

У сотрудников исправительных учреждений, характеризующихся недостаточным  уровнем профессиональной успешности, наблюдается различная степень  выраженности нарушений развития профессионально-важных качеств. Так, можно выделить категорию  сотрудников, у которых относительно общей выборки респондентов профессионально-важные качества развиты в достаточной  степени (первая экспериментальная  группа), в то же время целесообразно  сформировать группу сотрудников, характеризующихся  низкими самоконтролем поведения, способностью разрешать конфликтные ситуации оптимальным способом и довольно высокой личностной тревожностью (четвертая экспериментальная группа). Одновременно возможно выделить категории сотрудников, обладающих либо недостаточно

12

сформированной  и определенной самооценкой (вторая экспериментальная группа), либо недостаточной  способностью адекватно разрешать  конфликтные ситуации и выраженной негативной коммуникативной установкой (третья экспериментальная группа).

Для каждой из экспериментальных  групп была составлена программа  психологической работы по содействию профессиональному развитию сотрудников. Программы психологической работы основывались на степени сформированности профессионально-важных качеств личности сотрудников, включенных в ту или иную экспериментальную группу, с учетом выраженности проблем, препятствующих оптимальному профессиональному развитию сотрудников, выявленных при подготовке к проведению консультативной, тренинговой и просветительской работы.

Так, для первой экспериментальной группы респондентов была предложена программа, целью которой  являлось оказание психологической  помощи сотрудникам в форме просветительской работы.

Тематика занятий  с сотрудниками первой экспериментальной  группы определялась нами с учетом необходимости решения следующих  задач:

  • повышение уровня психологической компетентности сотрудников;
  • усвоение профессионально-необходимых знаний;
  • активизация профессиональной активности и оптимизация межличностных отношений сотрудников средствами психологического просвещения;
  • профилактика деструктивного поведения и стрессовых расстройств.

Во второй экспериментальной  группе психологическая работа с  сотрудниками была организована в форме  группового тренинга.

Цель тренинга: формирование адекватной самооценки, развитие навыков  самоанализа, повышение способности  к самоконтролю поведения, формирование понимания самоценности и уважения к личности окружающих.

При составлении  программы тренинга нами решались следующие  задачи:

  • осознание особенностей «Я», формирование адекватной самооценки;
  • формирование позитивного восприятия себя, своих особенностей и черт характера,
  • привитие навыков рефлексии поведения;
  • научение способам постановки и формулирования лично значимой цели и путям их достижения;
  • выработка адекватного самоконтроля поведения;
  • привитие навыков уверенного поведения;
  • выработка умения противостояния стрессу;
  • научение способам оптимального взаимодействия с окружающими в рамках своего образа «Я».

Информация о работе Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы