Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:10, автореферат
Актуальность представляемой диссертационной работы обусловлена сложившейся кризисной ситуацией в местах лишения свободы, реформированием уголовно-исполнительной системы. Демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах в целом, и в системе исполнения уголовных наказаний в частности, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки и воспитания кадров УИС, психологической подготовке личного состава к действиям в экстремальных ситуациях.
Общий объем выборки по диагностической работе составил 98 человек, количество сотрудников, принимавших участие в консультативной и коррекционной работе — 27 человек.
Апробация и внедрение результатов.
Основные теоретические положения и эмпирические результаты диссертационного исследования:
8
Этапы исследования:
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации — 253 страницы. Библиографический список содержит 192 наименования, из них 15 — на английском и немецком языках. Работа содержит 8 таблиц, 9 рисунков, 13 приложений.
9
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность проблемы, определены гипотеза, цели и задачи исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава — «Профессиональное развитие личности» — содержит анализ основных аспектов проблемы профессионализации и профессионально-важных качеств сотрудников правоохранительных органов, вчастности, уголовно-исполнительной системы, проведенный на основе изучения соответствующей психологической, юридической, акмеологической, педагогической литературы.
Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи профессиональной (предметной) деятельности. В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми. Профессиональную деятельность можно рассматривать как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива.
Профессионализация
— целостный непрерывный
Профессиональное
самосознание рассматривается как
самостоятельная
Профессионализм личности
должен обязательно включать в себя
систему личностно-
Профессиональное развитие сотрудника правоохранительных органов определяется не только как продвижение по должностным ступеням, но и как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.
10
Развитие профессионала
представляется как процесс и
результат системных
Выделяют такие
психологические особенности
Исследование закономерностей, условий и факторов личностно-профессионального развития должно базироваться также на всестороннем изучении самого объекта — личности сотрудника.
Личностно-деловые качества — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики сотрудника, которые оказывают значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому их часто называют психологически профессионально-важными. Это весьма сложные в психологическом отношении образования, зависящие от индивидуальных особенностей личности, ее характера, направленности, способностей и др.
Исследователями обращается особое внимание на то, в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов значительная роль отводится дисциплинированному поведению, зависящему от направленности личности, особенностей характера, темперамента, способностей работника.
Ввиду постоянной экстремальности
деятельности, а иногда и ее повышения
до «аварийных» пределов, огромная
роль в успешном решении профессиональных
задач принадлежит таким
Неотъемлемым качеством сотрудника уголовно-исполнительной системы должна являться оперативность. Динамическая, постоянно изменяющаяся среда, в которой приходится действовать, требует от сотрудника, чтобы он в одних случаях поспевал за теми или иными событиями, в других — опережал их, упреждал их наступление.
Одним из решающих
факторов успешной деятельности является
организованность, она включает в
себя ряд психологических
11
Уверенность — необходимое условие успешной служебной деятельности, она способствует целеустремленности, концентрации внимания, систематичности и планомерности мышления, отвлечению от всего того, что могло бы ослабить усилия сотрудника.
Кроме того, в структуре профессиональной деятельности сотрудников УИС значительное место занимают взаимодействие с другими людьми и неизбежно связанные с ним различные формы делового общения, в том числе, умение разрешать конфликтные ситуации наиболее приемлемыми способами.
Вторая глава — «Влияние качеств личности на профессиональную успешность сотрудников УИС» — посвящена формированию и апробированию программ психологического сопровождения и поддержки сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными учреждений уголовно-исполнительной системы.
Методом экспертной оценки было выявлено двадцать профессионально-важных качеств сотрудников УИС, оказывающих наибольшее влияние на эффективность служебной деятельности, причем данные качества могут быть сгруппированы в следующие блоки: сформированная адекватная самооценка, развитый самоконтроль поведения, умение адекватно разрешать конфликтные ситуации.
Также методом экспертной
оценки определены уровни профессиональной
успешности и развития ведущих профессионально-важных
качеств 98 сотрудников отделов
Для проведения диагностической работы с целью конкретизации данных экспертной оценки отобраны следующие методики:
У сотрудников исправительных
учреждений, характеризующихся
12
сформированной и определенной самооценкой (вторая экспериментальная группа), либо недостаточной способностью адекватно разрешать конфликтные ситуации и выраженной негативной коммуникативной установкой (третья экспериментальная группа).
Для каждой из экспериментальных
групп была составлена программа
психологической работы по содействию
профессиональному развитию сотрудников.
Программы психологической
Так, для первой
экспериментальной группы респондентов
была предложена программа, целью которой
являлось оказание психологической
помощи сотрудникам в форме
Тематика занятий
с сотрудниками первой экспериментальной
группы определялась нами с учетом
необходимости решения
Во второй экспериментальной группе психологическая работа с сотрудниками была организована в форме группового тренинга.
Цель тренинга: формирование адекватной самооценки, развитие навыков самоанализа, повышение способности к самоконтролю поведения, формирование понимания самоценности и уважения к личности окружающих.
При составлении программы тренинга нами решались следующие задачи:
Информация о работе Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы