Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:27, реферат
Целью работы является изучение психологического сопровождения выбора профессии.
На основе цели мною обозначились следующие задачи:
1. дать определение понятиям «психологическое сопровождение выбора профессии», «профессиональная консультация»;
2. обозначить цели и направления профконсультирования;
3. рассмотреть структуру профориентационного консультирования;
4. обозначить основные методы и формы профориентационной работы;
5. обозначить факторы, которые влияют на выбор профессии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы психологического сопровождения выбора профессии………………………………………………………………………....5
1.1. Понятие и направления «профессиональной консультации»………..5
1.2. Цели профконсультирования……………………………………….….6
2. Содержание профориентационной работы………………………………..…9
2.1. Структура профконсультирования…………………………………….9
2.2. Основные методы профориентационного консультирования……....13
2.3. Формы профконсультации…………………………………………….15
3. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………...………………………….21
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
психологического
1.1. Понятие и направления «профессиональной консультации»………..5
1.2. Цели профконсультирования……………
2. Содержание профориентационной работы………………………………..…9
2.1. Структура профконсультирования
2.2. Основные методы
профориентационного
2.3. Формы профконсультации……………………
3. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Выбор профессии – это процесс принятия человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления в жизнь в качестве работника, участника общественного труда.
Выбор профессии является определяющим этапом профессионального самоопределения личности. Осознанный выбор влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования, направленного на помощь подростку и взрослому человеку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной. Я столкнулась с проблемой выбора совсем недавно, сразу после окончания школы.
Психология во многом определяет правильное решение. Для исследования этой проблемы существуют такие дисциплины как профориентология и допрофильная подготовка. Новые теоретические осмысления предполагают разработку и использование адекватных методик и технологий индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, подростками и взрослыми людьми, способствующих правильному выбору профессии. Целью психологического консультирования является выявление способностей, особенностей мышления, внимания, памяти, характера и соотнесение их с требованиями избранной профессии. Также, очень важно расставить приоритеты, выяснить, что наиболее важно, интересно для личности.
Данная проблема и изучение психологического сопровождения выбора профессии рассмотрены в трудах следующих исследователей: Зеер Э.Ф., Митина Л.М., Соломин И.Л., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Тюшев Ю.В..
Целью работы является изучение психологического сопровождения выбора профессии.
На основе цели мною обозначились следующие задачи:
1. дать определение
понятиям «психологическое
2. обозначить цели и направления профконсультирования;
3. рассмотреть структуру профориентационного консультирования;
4. обозначить основные методы и формы профориентационной работы;
5. обозначить факторы, которые влияют на выбор профессии.
Метод исследования: анализ педагогической и психологической литературы по вопросам профконсультирования.
Основные рабочие понятия: выбор профессии, психологическое сопровождение выбора профессии, профессиональная консультация, профориентация, профессия, профессионально-важные качества человека.
Структура работы: реферат состоит из введения; основной части, которая представлена 3 главами; заключения и списка литературы, включающего в себя 8 наименований.
1. Теоретические
основы психологического
1.1. Понятие и направления «профессиональной консультации».
Определение своего места в мире взрослых людей, построение жизненной долгосрочной и профессиональной перспективы всегда являлось максимально важной задачей для подростков, входящих во взрослую жизнь. Но и взрослые люди нуждаются в советах и помощи.
Психологическое сопровождение выбора профессии – это комплексная диагностическая, развивающая, коррекционная помощь со стороны психологов, педагогов, социальных работников. Психологическое сопровождение помогает оптанту увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие профессионального самосознания, высвечивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни. [3. C 43]
Профессиональная консультация — стратегия психологической помощи индивиду при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Осуществляется на основе анализа физических и психологических особенностей индивида, а также структуры и динамики рынка труда.1
Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку. [5. C 281]
В России исторически сложились и в разной степени реализованы четыре направления профконсультационной работы.
1.Информационное направление. Является традиционным в профориентации. Основной задачей этого направления является формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека.
2.Диагностическое направление. Является наиболее популярным среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором. Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента.
3. Консультационное направление. Является относительно новым в российском профконсультировании. Оно основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора.
4. Тренинговое направление. Также является достаточно современным и применяется российскими профконсультантами. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и формирования навыков решения проблем.
1.2. Цели профконсультирования
Целью профконсультирования является оказание помощи людям в выборе, перемене профессии, подборе профиля переобучения с учетом его способностей, интересов, возможностей, состояния здоровья и ситуации на рынке труда.
Соломин И.Л.2 выделил три цели профессионального консультирования.[7. C 3]
1. Профориентация - это помощь клиенту в выборе профессий, наиболее соответствующих его интересам, возможностям, а также пользующихся спросом на рынке труда. Консультант дает клиенту профессиографическую и диагностическую информацию, обсуждает с ним его проблемы, поведение, переживания и отношения. Предлагает ему различные задания, способствующие выбору профессии, содержания и уровня образования, планированию карьеры, поиску работы и трудоустройству, адаптации на рабочем месте, и, при необходимости, смене места работы или рода занятий.
Профориентация — очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». [6. C 30]
2. Профотбор - это помощь руководителю или специалисту в выборе людей, наиболее соответствующих по своим психологическим особенностям, требованиям, которые предъявляет к ним профессия или должность. Профотбор проводится в тех случаях, когда профессия или должность предъявляют к человеку повышенные требования
3. Психологическая поддержка - это помощь клиенту, направленная на оптимизацию эмоционального состояния или коррекцию поведения и отношений, необходимая для эффективного выбора профессии, профессионального образования и развития, решения учебных и служебных проблем, достижения профессиональных успехов.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение на стадии оптации предусматривает участие психолога на этапах формирования профессиональных намерений, выбора профессии, а также коррекции выбора. Реализация этих видов профориентации осуществляется путем применения развивающих психотехнологий. Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда оптанта сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь оптанту в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов, например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия.
2. Содержание профориентационной работы
2.1. Структура профконсультирования
Профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.
Н.С.Пряжников считает, что необходимо искать новые подходы в консультировании. Традиционные подходы в профориентации, основанные на тестировании и выдаче рекомендации о готовности к профессии, часто оказываются не очень эффективными, поэтому в целом неизбежен дальнейший поиск новых подходов. [6. C 407]
Важным вопросом в профориентации является раскрытие понятий “профессия”, “специальность” и “должность”, их состава и назначения в основных сферах общественного производства.
Профессия - устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.3
Таким образом, под “специальностью” понимается комплекс приобретённых путём соответствующей подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, учитель биолог и т.д.). Особняком стоит понятие “должность”.
Должность - служебное место (положение) в
каком-либо государственном или
общественном учреждении, на предприятии,
связанное с выполнением организационно-
Отрасли знания, которые изучает мир профессий, называется профессио-графией. В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда. [3. C 29]. А документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, - профессиограммой. Это информационный документ, необходимый для ознакомления с избираемой профессией.
Профессиография позволяет составить
ясное, целостное представление
о мире профессий, выработать умение
быстро и правильно ориентироваться
в общем характере любой
Цель профессиограммы –
Профессиографическая встреча проводится с преподавателями различных специальностей. Профессиографическая экскурсия имеет целью ознакомить оптантов со средствами и орудиями труда конкретного специалиста, организацией его профессиональной деятельности, технологией производства. Во время неё они встречаются с целой группой представителей одной профессии, а затем собранную информацию систематизируют и обобщают.
Основой любой профессиограммы является психограмма. Это документ, в котором достаточно полно описана система требований профессии (специальности, должности, рабочего места) к психологическим и психофизическим качествам человека. Это личностные особенности (внимание, наблюдательность, память, терпеливость, упорство, острота зрения, слуха, обонятельных, вкусовых ощущений, осязания, наличие ловкости пальцев, высокая координация глаз, рук, ног и др.); профессиональные умения (быстрота в трудовой деятельности, схватывание новых идей, самостоятельность суждений, оперативность действий в нештатных ситуациях, аккуратность и ловкость рук, бережливость, скорость и точность счёта и др.).
Информация о работе Психологическое сопровождение выбора профессии