Психологическое сопровождение выбора профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение психологического сопровождения выбора профессии.
На основе цели мною обозначились следующие задачи:
1. дать определение понятиям «психологическое сопровождение выбора профессии», «профессиональная консультация»;
2. обозначить цели и направления профконсультирования;
3. рассмотреть структуру профориентационного консультирования;
4. обозначить основные методы и формы профориентационной работы;
5. обозначить факторы, которые влияют на выбор профессии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы психологического сопровождения выбора профессии………………………………………………………………………....5
1.1. Понятие и направления «профессиональной консультации»………..5
1.2. Цели профконсультирования……………………………………….….6
2. Содержание профориентационной работы………………………………..…9
2.1. Структура профконсультирования…………………………………….9
2.2. Основные методы профориентационного консультирования……....13
2.3. Формы профконсультации…………………………………………….15
3. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………...………………………….21

Файлы: 1 файл

реферат по психологии, 1 курс .doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

     Одним   из  важных  компонентов  профориентационной  консультации  является  профессиональная предварительная  диагностика -   изучение  оптантов  в целях профессиональной  ориентации.

 Эффективность  работы  профконсультанта  по  профдиагностике  во  многом  зависит  от  активности  оптантов4  в определении своего  жизненного  пути.  Выбор профессии человеком  должен  основываться  как на  знании  своих стремлений,  психофизиологических  особенностей,  так  и  на  понимании  своего  места  как  квалифицированного  специалиста  в  современном  производстве.

А.В.Аверин считает, что прежде чем понять человека, необходимо рассмотреть его как личность, и, наконец, как индивидуальность. Психофизиологические  особенности  человека — это особенности его психики,  развитие, строение  организма,  состояние  здоровья.  Каждый  человек  обладает  психофизиологическими  особенностями. К  наиболее  важным  особенностям  личности,  подлежащим  диагностированию,  относятся:  ценностные  ориентации,  интересы,  потребности,  склонности,  профессиональные  намерения,  профессиональная  направленность,  мотивы  выбора  профессии,  черты  характера,  темперамент,  состояние здоровья.

Профессионально важные качества — свойства индивида, обеспечивающие успешность профессионального обучения и профессионального труда, ослабление которых приводит к стойким ошибочным действиям.[3. C 83]

 Главную  роль  в  выборе  ценностей  имеют   мотивы,  которые,  в  свою  очередь,  зависят  от  интересов  и  потребностей  личности,  целей  этой  личности. Выявление  мотивов  выбора  профессии  позволяет  узнать,  что именно  побудило  человека  избрать  данный  вид  труда  и насколько чётки,  аргументированы  мотивы  выбора.

     Предварительная   профдиагностика  предполагает  выявление  таких  характеристик,  как  склонности,  интерес,  темперамент.

Интерес - это особое  отношение к чему-либо  или кому-либо,  это и потребность в определённых  эмоциональных переживаниях,  получаемых  в  результате  каких-то  людей  или  предметов.

Склонность5 - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. [1. C 58]

     Кроме   способностей,  к  индивидуальным  психологическим  особенностям  относятся  темперамент  и   характер.  Эти  свойства  консервативны  и  устойчивы.

Характер  человека может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д..

Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. [1. C38] Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Исходя  из  того,  что  психодиагностика  занимает  важное  место  в  общей  системе  профориентации  людей,  необходимо  подчеркнуть,  что  одной  из  ведущих  её  задач  является  определение  готовности  оптантов  к выбору  профессии.

Готовность  к  выбору  профессии – это,  во-первых,  внутренняя  осознанность  самого  факта  выбора  и  определённость  профессиональных  интересов,  во-вторых,  осведомлённость  оптанта  о своих способностях  и о том,  какие физические  и психологические  требования  предъявляет  профессия  к  человеку. 

 

2.2. Основные методы профориентационного  консультирования

 

Консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать для рассмотрения обсуждаемых вопросов. [6. C 274]

Для  изучения  личности  оптанта  в целях последующей профориентации  можно  использовать  такие  методы.

1. Наблюдение.  Оно может быть  открытым  и скрытым,  включённым  и невключённым,  кратковременным и длительным,  непрерывным и дискетным (первичным),  многографическим  и  узким

2. Анализ  документов  и  результатов  деятельности  оптантов — их  личных  дел,  итогов  медицинских  обследований,  классных  журналов,  творческих  сочинений,  изделий и т.д.

3. Анализ  практических  действий  учащихся  в школе,  общественных  местах  в семье.

4. Анкетирование.  Вопросы анкеты  могут быть  трёх  видов:  дихотомические  (требующие  ответа  “да”  или  “нет”), закрытые  (анкетируемому даётся  возможность  выбора  вариантов  ответа)  и  открытые  (отсутствует  ограничение  в  ответах).

5. Беседы,  интервью.  Для них должна  быть  тематическая  направленность.  Они  могут  проводиться  как  с  самими учащимися,  так и с учителями,  классными  руководителями,  директорами  школ,  родителями  и  т.д.

6. Педагогический  эксперимент.  Он  может проводиться в естественных  условиях  учебно-воспитательного процесса.  В ходе  эксперимента  используют  наблюдение,  беседу,  анкетирование  и  другие  методы.  Педагогический  эксперимент,  проводимый  в  специальных  лабораторных  условиях,  называют  лабораторным.  Его  используют  для  уточнения  методики  педагогического  исследования,  определения  наиболее  эффективных  приёмов  воспитания  профессиональных  интересов,  умений  и  навыков,  способов  контроля  и  самоконтроля  за  правильностью  выполнения  трудовых  операций,  в  целях  профотбора  и  т.д..

7. Метод  обобщения  независимых  характеристик.  Суть  этого метода  заключается в том,  что  учителя,  работающие в том или ином  классе,  дают  свою  характеристику  школьникам.  С  этой  целью  можно  привлечь  и  других  лиц:  родителей,  одноклассников,  школьного  врача  и  т.д.  После  этого  классный  руководитель  обобщает  полученные  им  независимые  характеристики. 

Более  глубоко  и  разносторонне  изучить  личность  оптанта  можно,  используя несколько методов.  Затем полученные  данные  следует  обобщить.

В  результате  получится  целостная  системная  сумма  знаний.  Диагностический  аспект  профориентации  тесно  взаимосвязан  с  воспитательным.  При  изучении  профессиональных  интересов,  склонностей,  способностей,  мотивов  выбора  профессии  проводятся  воспитательные  мероприятия,  направленные  на  усиление  подготовки  оптанта  к  рекомендуемой  либо  избранной  профессии.

 

                         2.3. Формы профконсультации

 

  Существует две формы профориентационной работы.                               1) Индивидуальное профконсультирование. Является основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке клиентов требующей значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, прежде всего, связанного с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением клиента.

2) Групповое профконсультирование. Групповые формы профконсультирования могут включать в себя лекционные, семинарские и тренинговые занятия. Тематика занятий может касаться мира профессий, профессионального образования, рынка труда, принципов выбора профессий и планирования карьеры, профессиональных интересов и способностей, поиска работы и трудоустройства. [7. C 7]

Я стремлюсь, чтобы участники получили и освоили во время тренинга ИНСТРУМЕНТЫ для самостоятельного и ответственного выбора профессии. Другими словами, я пытаюсь давать участникам не рыбу, а удочки. [8. C 5]

Л.М.Митина считает, что более эффективным средством для решения многих психологических проблем старших школьников являются специальные методы групповой работы. Во время тренинга многие трудности личностного и профессионального самоопределения, внутриличностные проблемы и проблемы общения решаются каждым вместе со сверстниками как бы самостоятельно и независимо от организовавшего этот процесс психолога. [4. C 37]

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что изучение  особенностей  характера  оптанта  в целях профдиагностики и профотбора  выявляет  психофизиологические  особенности  личности,  что  необходимо  не  только  для  характеристики  его  как  исполнителя  определённых  видов  трудовой  деятельности,  но  и  как  будущего  организатора  производственного  процесса  в  различных  областях  физического  и  умственного  труда. Наряду  с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов  адаптации человека к профессии.

В работе с оптантами используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и, во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется психологом-профконсультантом по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах.

Итак, ценностные ориентации в структуре личности человека можно представить следующим образом: потребности – интересы – ценности – мотивы – цели – выбор.

 

 

 

                   3. Факторы, влияющие на выбор профессии

 

Как выбрать профессию? Кем работать? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый здравомыслящий человек. Чаще всего на выбор работы влияет ряд факторов.

1) Профессии родителей. Часто дети берут пример с родителей в выборе профессии. Бывает, люди ведут семейный бизнес, который длится не одно поколение и родители заранее подготавливают своих детей к потомственному ремеслу, что впоследствии определяет их решение в выборе профессии. Если родители не хотят, чтобы дети продолжили их профессию, они советуют своим чадам специальности, которые, по их мнению, являются наиболее перспективными. Детям в данном случае следует прислушиваться к старшим, поскольку они лучше знают жизнь и могут дать полезный совет.

2) Мода на профессию. Во все времена были, есть и будут, какие-нибудь модные профессии, которые выбирает молодежь. В результате такого следования за толпой на рынке труда происходит перенасыщение специалистов определенной области знаний, причем многие из таких специалистов не будут профессионалами в своем деле, так как выбрали профессию не по призванию.

3) Легкая профессия. Многие выбирают работу по кажущейся её легкости и простоте. При этом люди не знают её деталей и сложностей, которых может быть не видно на первый взгляд (например, актерская и режиссерская профессии, сценаристы, стилисты, модельеры, дизайнеры и др.). Многие "легкие" специальности часто требуют творческих способностей и призвания.

При выборе профессии  следует учитывать свое здоровье и не пренебрегать им, отдавая приоритет  выбранной работе. Так же нужно  обращать внимание на новые профессии, которые появляются в результате развития человечества и открытия новых технологий. Если есть спрос на редкие профессии, то, скорее всего, эта работа будет хорошо оплачиваться, а из-за малой профессиональной конкуренции повышаются шансы на быстрый карьерный рост.

Климов выделяет три  основные составляющие выбора профессии; 1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способностей и возможностей («могу») и 3) учет потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»).

Это и есть три важнейшие основы ~ «три кита» — профориентации. Фактически, опираясь на эти составляющие можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда, при этом не следует забывать, что и желания, и возможности, и рынок труда находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изменений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся. [6. C 40]

Тюшев Ю.В. выделяет следующие особенности главных целевых групп, на которые нацелен тренинг профессионального самоопределения:

  • подростки;
  • родители (члены семьи);
  • учителя.

Одновременно они выступают  и как три главных субъекта системы профориентации. Это, другими словами, три главных игрока, и для каждого желательно найти свой индивидуальный подход. [8. C 17]

Существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основным детерминантом правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. 

Информация о работе Психологическое сопровождение выбора профессии