ВВЕДЕНИЕ
Основная проблема, возникающая
у подростков, — это проблема
взаимоотношений с родителями. Подростковый
возраст — время проверки всех
членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает
с кризисами и конфликтами. В этот период
все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение
подростка от родителей, противостояние
им. Ребенок может стать грубым,
резким, критиковать родителей и
других взрослых. Раньше близкие многого не
замечали в ребенке, верили в непогрешимость
своего авторитета, и вот состоялось как
бы свержение их с пьедестала. Происходит
это потому, что в глазах подростка мать
и отец остаются источником эмоционального
тепла, без которого он чувствует себя
беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся
наказаниями и поощрениями, и примером
для подражания, воплощающим в себе лучшие
человеческие качества, и старшим другом,
которому можно доверить все. Но со временем
эти функции меняются местами [3].
В связи с этим даже
в благополучных семьях возникает
определенная сложность общения
с детьми старшего школьного возраста.
Причем сложность увеличивается
еще и потому, что родители часто
не понимают, что с выросшими детьми
общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими
[5]. Не всегда родители различают, что нужно
запрещать, а что следует разрешать. Все
это может создать весьма непростую ситуацию.
Цель исследования: изучить влияние неблагополучной семьи
на отклоняющиеся поведение подростков.
Объект исследования – взаимоотношения подростков и родителей.
Предмет исследования – уровень взаимоотношений подростка
с родителями и представления подростка
о стиле семейного воспитания.
Гипотеза работы: если установлены неблагоприятные отношения
в семье между родителями и детьми, то
это влечет за собой отклоняющее поведение
подростка.
Задачи исследования:
- охарактеризовать возрастные особенности
подростков;
- изучить психологические механизмы
влияния родителей на подростков, роли
ребенка в семье;
- проанализировать различные стили отношения
родителей к подростку;
- описать типы конфликтов между родителями и детьми
и способы их преодоления;
- охарактеризовать стили семейного воспитания;
- исследовать уровень взаимоотношений
подростка с родителями и представления
подростка о стиле семейного воспитания;
- сделать соответствующие
выводы по исследованию;
Методологическая основа:
– теоретические и научные подходы к изучению
личностных особенностей подростка (Ивашкевич
Е. Ф., Матюхина М.В., Мухина В. С., Петровский
А.В., Поливанова Л.Б., Ремшмидт Х. и др.);
- научные подходы к
изучению конфликтов в семье
(Анцупов А.Я., Шипилов А., Шейнов В.П., Рязанова
Д. В. и др.)
– системный подход в
решении проблемы взаимоотношений детей и родителей (Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкис В., Ивашкевич Е. Ф., Ковалев
С.В., Снайдер Д., Спиваковская
А.С., Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова
Н.В., Хоментскаус Г.Т., Выготский Л. С., Целуйко
В. М. и др.);
- теоретические и практические
подходы к рассмотрению конструктивных способов взаимодействия
подростков и родителей (Анн Л.Ф., Грецов
А. Г., Макартычева Г. И., Марковская И. М.,
Погодина, Рязанова Д. В., Синягина, Шмидт
В. Р., Слепкова В. И., Заеко Т. А. и др.).
Методы исследования: аналитические (теоретический анализ
научной психологической литературы),
диагностические.
Диагностические
методики – 1) «Методика изучения семейного воспитания»,
2) «Методика «Родителей оценивают дети»
(РОД)».
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1 Возрастные особенности личности подростка в семье
Одна из главных особенностей
подросткового и раннего юношеского
возраста - смена значимых лиц и
перестройка взаимоотношений со
взрослыми. "Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.
Конечно, возрастное "Мы" существуют
и у ребенка. Но ребенок принимает различие
двух миров - детского и взрослого - и то,
что отношения между ними неравноправны,
как нечто бесспорное, само собой разумеющееся
[5]. Подростки стоят где-то "посередине",
и эта промежуточность положения определяет
многие свойства их психологии, включая
и самосознание.
Советские психологи, начиная
с Л. С. Выготского, единодушно считают
главным новообразованием подросткового
возраста чувство взрослости. Однако ориентация на
взрослые ценности и сравнение себя со
взрослыми зачастую заставляют подростка
снова видеть себя относительно маленьким,
несамостоятельным. При этом в отличие
от ребенка, он уже не считает такое положение
нормальным и стремиться его преодолеть.
Отсюда противоречивость чувства взрослости
- подросток претендует быть взрослым
и в то же время знает, что уровень его
притязаний далеко не во всем подтвержден
и оправдан [3]. Одной из самых важных
потребностей переходного возраста становиться
потребность в освобождении от контроля
и опеки родителей, учителей, старших вообще,
а также от установленных ими правил и
порядков. Из факторов социализации, рассматриваемых
по отдельности, самым важным и влиятельным
была и остается родительская семья как
первичная ячейка общества, влияние которой
ребенок испытывает раньше всего, когда
он наиболее восприимчив. Семейные условия,
включая социальное положение, род занятий,
материальный уровень и уровень образования
родителей, в значительной мере предопределяют
жизненный путь ребенка. Сильно влияет
на судьбу подростков и юношей состав
семьи и характер взаимоотношений между
ее членами. Неблагоприятные семейные
условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков
[10]. Значительное влияние на личность
подростка оказывает стиль его взаимоотношений
с родителями, который лишь отчасти обусловлен
их социальным положением.
1. 1. 1 Психологические механизмы
влияния родителей на подростков
Семейное воспитание
— это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия,
осуществляемые родителями с целью формирования
определенных качеств, умений [14]. Существует
несколько относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители
влияют на своих детей:
- подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
- идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
- понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация
не сводиться к непосредственному
“парному” взаимодействию ребенку
с родителями. Так, эффект идентификации
может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью. Например,
в семье, где оба родителя умеют очень
хорошо вести хозяйство, ребенок может
и не выработать этих способностей, так
как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении
этих качеств; напротив, в семье, где мать
бесхозяйственна, эту роль может взять
на себя старшая дочь. Не менее важен механизм
психологического противодействия: юноша,
свободу которого жестко ограничивают,
может выработать повышенную тягу к самостоятельности,
а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.
Поэтому конкретные свойства личности
ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту),
ни из отдельно взятых методов воспитания
[11].
Ролевая структура в
гармоничной семье должна быть целостной,
согласованной системой, обеспечивающей
потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных
семьях эта структура искажается, и прежде
всего отмечается нарушение позиции ребенка.
Например, ребенок выполняет следующие
роли [26]:
- «любимчик» (по выражению Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса — «расширение сферы родительских чувств») — чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Нередко при этом мать или (реже) отец, сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их. Обычно родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения;
- «бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребенке детских качеств») — даже повзрослевший ребенок является в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и стимулируя развитие психологического инфантилизмаформа (задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции, при этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем) [6]. Такое отношение может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях;
- «хулиган», «неисправимый», «трудный» и т.п. — в основе этой роли часто лежит «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность [26].Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой;
- «вундеркинд», «надежда семьи» — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.);
- «козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье часто и является ребенок;
- «судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто виноват, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения.
- 2 Стили отношения родителей к подростку
Обычно семья относится к подростку
в соответствии со сложившимися
семейными (и родовыми) традициями. Здесь
идет продолжение тех же стилей воспитания,
которые были направлены на ребенка еще в детстве
[10].
- Семья с высокой
рефлексией и ответственностью. Понимает, что ребенок
взрослеет и что с этим надо считаться,
изменяя стиль взаимоотношений. К подростку
начинают относиться с учетом появившегося
у него чувства взрослости. Не навязывая
своего внимания, родители выражают готовность
обсудить его проблемы. «Как дела у тебя,
Петр?», «Я готов выслушать тебя, Петр»,
«Я могу тебе помочь в этом, Петр». В таком
ключе взрослые из хорошо рефлексирующих
семей выражают готовность к сотрудничеству
с подростком. Главное в такой семье - сохранение
столь желанного для отрочества чувства
самоуважения. Характер подростка из семьи
с высокой рефлексивностью и ответственностью
развивается вполне благополучно (если,
конечно, здесь нет угнетающих это развитие
предпосылок). Он строит свои отношения
с окружающими (взрослыми и сверстниками)
преимущественно по адекватно лояльному
типу. Ценностные ориентации подростка
в такой семье направлены на проникновение
в ценности всего многообразия реальной
действительности: предметного мира, образно-знаковых
систем, природы, самого социального пространства
непосредственных отношений людей [5].
Высокая рефлексия окружения создает
благоприятные условия для духовного
развития подростка.
- Семья отчужденная. В этой семье к подростку
относятся так же, как и в детстве,- им мало
интересуются, избегают общения с ним
и держатся от него на расстоянии. Отчужденные
родители уже сделали свой вклад в развитие
характера своего ребенка: он или тоже
стал носителем отчужденных форм поведения
и обладателем отчужденной души, или у
него сложился горький комплекс собственной
неполноценности. Тенденции развития
его характера как способа взаимодействия
с другими людьми уже отчетливо проявляют
себя: превалируют нигилистические реакции,
ажиотированная агрессия или неадекватная
лояльность, пассивный стиль поведения.
Подросток в такой семье чувствует себя
лишним. По большей части он устремляется
на улицу к своим сверстникам, где ищет
удовлетворения в общении [23]. Стиль общения
со сверстниками дублирует, как правило,
способы его взаимодействия в семье. Отчужденная
семья может ограничить возможности ребенка
в развитии.
- Семья
авторитарная по сложившимся
стереотипам. Продолжает предъявлять
подростку те же жесткие требования, что
и в детстве. Обычно, если это было принято
ранее, здесь продолжают применять и физические
наказания (в детстве - шлепали, теперь
могут «врезать») [9]. В авторитарной семье
подросток так же одинок, несчастен и неуверен
в себе, как и в детстве. Однако тенденции
развития его характера уже отчетливо
вырисовываются: он становится носителем
авторитарного способа взаимодействия
с людьми или, напротив, демонстрирует
униженную неадекватную лояльность, пассивность,
за которой стоит высокая невротизация
неуверенного в себе подростка. Авторитарная
семья также может ограничить возможности
подростка в развитии.
- Семья
с попустительским отношением. В такой семье продолжает
господствовать принцип вседозволенности:
подросток уже давно «сел на голову» родителям
и хорошо освоил способы манипулирования
ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность
- основные характеристики характера подростков
из таких семей. Здесь подросток несчастлив
вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис
личностного развития плюс еще недостатки,
сформированные в его личностной позиции
отношениями вседозволенности, чего ему
никогда не предложит действительная
жизнь. Подросток из семьи с попустительским
стилем отношения к нему обычно не усваивает
позитивных форм общения: адекватная лояльность
ему не известна. Он опирается на те способы
воздействия на других, которые успешно
питали его эгоизм все годы жизни в семье,
-агрессию (которая выражается в необоснованной
нетерпимой требовательности - «Я так
хочу!», «Я сказал!») и нигилизм. Попустительская
семья лишает подростка возможности осознать
закономерности общественных отношений
и делает его несостоятельным в реальных
взаимоотношениях с другими.
- Семья
гиперопекающая. Подросток в такой
семье вырос под пристальным вниманием
и заботой родителей, у которых масса своих
внутренних проблем, возникающих по большей
части на основе личных трагедий и комплексов.
С подростком родители по-прежнему не
расстаются, опекают его не только извне,
но стремятся завладеть и его душевными
переживаниями. Здесь подросток, как и
в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости
он не может дать отпор, но и не может сам
построить позитивные отношения. Он пассивен,
принужденно лоялен. Он инфантилен по
своим социальным реакциям и на эту его
особенность уже реагируют сверстники,
дающие ему детские прозвища типа «Малыш»,
«Маменькин сынок», «Детский сад» и др.
Описанные стили отношений к
подростку демонстрируют лишь
тенденции условий развития личности
в отрочестве. Реальная жизнь
может быть мягче, благополучнее,
но и жестче, ужаснее, непостижимее. В семье
может быть одновременно множество разнообразных
стилей общения, обусловленных неоднородностью
культурных уровней ее членов (дедушек,
бабушек, родителей, других родственников).
Подросток может стремиться к идентификации
со своими родителями, но может занимать
и отчужденную позицию.
- Подростки, живущие
в деградирующих семьях. Это семьи, где родители
дерутся, принимают алкоголь, наркотики,
распутничают, обычно заражаются этими
недугами еще в детстве [21]. Подросток может
быть причислен к алкоголизирующей или
наркотизирующей группе, если подобные
проступки повторяются достаточно часто
(1-2 раза в месяц). Но даже если он только
попробовал из рук потерявших контроль
родителей запретного зелья, он преступил
тем самым нормативные общественные запреты.
Для подростка, еще не вкусившего запретного
зелья, мотивационная готовность к употреблению
алкоголя или наркотиков также чрезвычайно
велика. В отдельных счастливых случаях
подросток из алкоголизирующей, наркотизирующей
или распутной семьи начинает столь активно
противостоять деградации, что ему хватает
духовных сил вырваться из предложенных
жизнью условий существования и идти своим
путем.