Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- охарактеризовать возрастные особенности подростков;
- изучить психологические механизмы влияния родителей на подростков, роли ребенка в семье;
- проанализировать различные стили отношения родителей к подростку;
- описать типы конфликтов между родителями и детьми и способы их преодоления;
- охарактеризовать стили семейного воспитания;
- исследовать уровень взаимоотношений подростка с родителями и представления подростка о стиле семейного воспитания;
- сделать соответствующие выводы по исследованию;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

4. Конфликт  опеки

       По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие.  Подростки могут быть в таких  семьях безынициативны, покорны,  подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”. Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали, и он был последней надеждой на счастье. Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности. Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек” [19]. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет.

       Конфликт разрешится тогда, когда  родители постараются изменить  свое поведение. Не отказывайтесь  от контроля, без которого невозможно  воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть. Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

5. Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”

       Детей в таких семьях воспитывают  кропотливо, стараясь сделать из  них вундеркиндов. Обливают холодной  водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов: Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой [24].

        Измените отношение к своему  ребенку. Станьте терпимее к  недостаткам подростков. Постарайтесь  восстановить доверие и уважение  ребенка к самому себе. Найдите  и развивайте в сыне или  дочери те достоинства, которые  свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны. И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

        Оптимальный тип семьи: партнерство. Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование. Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами. Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение [24].

  1. 4 Стили семейного воспитания

       Многие работы, посвященные детско-родительским  отношениям, опираются на предложенную  Д. Баумринд более 30 лет назад  типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский [26]. Кроме этого, выделяют еще хаотический и опекающий стили.

* Авторитарный  стиль (в терминологии других  авторов — «автократический»,  «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету [23]. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным [15]. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

* Демократический  стиль (в терминологии других  авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную  ответственность и самостоятельность  своих детей в соответствии  с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

* Попустительский  стиль (в терминологии других  авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.  Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность [26]. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

* Хаотический  стиль (непоследовательное руководство)  — это отсутствие единого подхода  к воспитанию, когда нет ясно  выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках [26]. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

* Опекающий  стиль (гиперопека, концентрация  внимания на ребенке) — стремление  постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Выводы по главе

       Таким образом, в главе I определены цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза. Поставлены основные задачи исследования. Кроме этого, описаны теоретические основы изучения детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

1. Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей: подкрепление, идентификация, понимание.

2. Ролевая  структура в гармоничной семье  должна быть целостной, согласованной  системой, обеспечивающей потребности  ее членов и соответствующей их возможностям. Поэтому в семье не должно наблюдаться нарушение позиции ребенка. 

3. Позиция  старшеклассника в семье во  многом определяется атмосферой, господствующей в ней.

4. Подросток на конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).

5. Основными  путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются: психологическое просвещение родителей, семейное индивидуальное и групповое консультирование, семейная групповая и индивидуальная психотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ПОДРОСТКОВ  И РОДИТЕЛЕЙ

 

2. 1 Диагностические методики изучения  семейного воспитания подростков

Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают  к ним в детстве. Теперь наступает пора оценок близких. В детстве ребенок был погружен в поле семенной идентификации. Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве, как данность. Сами родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия [6]. Поэтому важно изучить стиль взаимоотношений подростка и родителя. И для изучения детско-родительских отношений в подростковом возрасте были использованы следующие диагностические методики.

1) Методика изучения  семейного воспитания [18].

За основу взята методика О.И. Маткова. Она может быть использована для изучения мнений учащихся (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье.

Цель исследования: определить уровень взаимоотношений подростка  с родителями.

Материал и оборудование: тестовый бланк, вопросник, ручка.

Процедура исследования. Перед проведением исследования с учащимися или их родителями проводится инструктаж: объясняются цель проведения данной методики, правила ответов на вопросы анкеты.

Обработка и анализ результатов. Показатели и ключ. Изучается степень выраженности в семейном воспитании восьми факторов (показателей):

1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы  1,9,17).

2. Воспитание самостоятельности,  инициативы (вопросы 2,10,18).

3. Доминантность отца, матери или равное участие  обоих родителей в воспитании (вопросы 3,11,19).

4. Отношение к школе,  учителям (вопросы 4,12,20).

5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы 5,13,21).

6. Взаимоотношения в  семье: недружеские или теплые (вопросы 6, 14,22).

7. Взаимопомощь в семье,  наличие или отсутствие общих дел (вопросы 7,15,23).

8. Общность интересов  (вопросы 8,16,24).

 Уровни взаимоотношений в семье

Благополучный (высокий)

120–96 баллов

Менее благополучный (выше среднего)

95–72 балла

Удовлетворительный (средний)

71–47 баллов

Неблагополучный (низкий)

46–24 балла


 

2) Методика «Родителей  оценивают дети» (РОД) [18].

Данная методика создана  на базе методики «Анализ семейного  воспитания» (АСВ) И.А. Фурмановым и       А.А. Аладьиным.

Цель исследования. Предназначена  для изучения представлений ребенка  о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.

Материал и оборудование: тестовый бланк, вопросник, ручка.

Процедура исследования. Перед заполнением опросника необходимо создать доверительную атмосферу между психологом и подростком. Он должен быть заинтересован в правдивости в собственных ответов. Испытуемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог зачитывает инструкцию, убеждается, что подростки ее правильно поняли. После того, как испытуемые приступили к заполнению анкеты инструктирование и пояснения не допускаются.

Информация о работе Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних