Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа
Задачи исследования:
- охарактеризовать возрастные особенности подростков;
- изучить психологические механизмы влияния родителей на подростков, роли ребенка в семье;
- проанализировать различные стили отношения родителей к подростку;
- описать типы конфликтов между родителями и детьми и способы их преодоления;
- охарактеризовать стили семейного воспитания;
- исследовать уровень взаимоотношений подростка с родителями и представления подростка о стиле семейного воспитания;
- сделать соответствующие выводы по исследованию;
Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно - ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я – о механизмах семейной интеграции.
2. 2
Результаты проведенного
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями. В связи с актуальной проблемой взаимоотношений подростков и родителей мною было проведено исследование. В нем приняли участие 30 испытуемых, учащиеся 9-ых классов «Средней школы № 2 г. Борисова» в возрасте от 14 до 16 лет. Я ставила перед собой цель исследовать уровень взаимоотношений подростка с родителями и представления подростка о стиле семейного воспитания. И на основании полученных результатов разработать тренинговую программу для тех подростков и родителей, где выявился удовлетворительный или неблагополучный уровень взаимоотношений в семье. Для диагностики стиля воспитания родителей и отношения подростков к нему я использовала следующие методики: «Методика изучения семейного воспитания», «Методика «Родителей оценивают дети» (РОД)». Полученные показатели по каждому испытуемому приведены в таблице 2 приложения Е.
В результате интерпретации
и обработки результатов были
выявлены подростки с различным
уровнем взаимоотношений в
Долго и внимательно анализируя таблицу с полученными результатами, выявились некоторые сходства у испытуемых с благополучным или высоким уровнем взаимоотношений в семье. В целом, для таких подростков в семье характерны гиперпротекция (Г+: когда родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания; воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь), минимальное игнорирование потребностей подростка, минимальность санкций (С-: когда родители склонны обходится без наказаний или применять их крайне редко; они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний), отсутствие расширения сферы родительских чувств (РРЧ-), очень низкое предпочтение в подростке детских качеств (ПДК-), а также отсутствие проекции родителей на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК-) и невнесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК-) [18].
Более подробно следует
остановиться на испытуемых с менее
благополучным и
Выводы по главе
Таким образом, в главе II описано, какие методики применялись в исследовании и какие результаты выявились.
1. Перечислены и описаны
методики, направленные на изучение детск
2. Было проведено исследование и выявлены подростки с различным уровнем взаимоотношений в семье.
3. Для подростков с
благополучным уровнем
4. Для подростков с менее благополучным и удовлетворительным уровнями взаимоотношений в семье характерна выраженность следующих черт воспитательного характера: гипопротекция, чрезмерность требований, недостаточность требований - запретов к ребенку, чрезмерность санкций или жестокий стиль воспитания, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве, как данность. Сами родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям и фетишам [10]. Сама семья занимает прежние позиции по отношению к подростку.
В данной курсовой работе определены цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза. Поставлены основные задачи исследования. Кроме этого, описаны теоретические основы изучения детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Хочется еще раз вспомнить, что существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей: подкрепление, идентификация, понимание. Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. Позиция подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются: психологическое просвещение родителей, семейное индивидуальное и групповое консультирование, семейная групповая и индивидуальная психотерапия [24].
Достаточно полно
Таким образом…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
3. Выготский Л. С. Сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологи / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.
4. Грецов А. Г. Тренинг общения с подростками – СП: Питер, 2008–160с.
5. Ивашкевич Е. Ф. Этика взаимоотношений родителей и детей в семье – В: Изд-во ВГУ, 2002. – 44 с.
6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи" - М.: "Просвещение", 1988.
7. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения – СП: Речь, 2007. – 367 с.
8. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми – СПб.: Речь, 200. – 149 с.
9. Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н.Ф. и др. Возрастная и пед. психология. Учеб. пос-е для студ-ов пед. ин-тов \ Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: 4-е издание, стереотипное – М.: Aкадемия, 1999.
11. Петровский А.В., "Возрастная и педагогическая психология", М.: Педагогика, 1975.
12. Погодина. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений – В., 2002.
13. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста" \\ Вопросы психологии N5 1992 г.
14. Психология (словарь) \ Под ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского - М.: Изд. политической литературы, 1990.
15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности - М., 1994.
16. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками: с чего начать? – М.: Генезис, 2003. – 160 с.
17. Синягина. Психолого - педагогическая коррекция детско-родительских отношений – М., 2005.
18. Слепкова В. И., Заеко Т. А. Практикум по психологической диагностике семейных отношений: Учеб.-метод комплекс— Мн.: БГПУ, 2003. — 176 с.
19. Снайдер Д. Курс выживания для подростков - Екатеринбург, 1992.
20. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви) - М.: "Педагогика", 1986 .
21. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Мн. 1999. 164 – 174 с.
22. Хоментскаус Г.Т., Семья глазами ребенка - М.: 1990 г.
23. Целуйко В. М. Родители и дети – Мозырь: Содействие, 2006. – 222 с.
24. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Мн.: "Амалфея", 1997.
25. Шмидт В. Р. Психологическая
помощь родителям и детям:
26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. 1999. – 532с.