Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- охарактеризовать возрастные особенности подростков;
- изучить психологические механизмы влияния родителей на подростков, роли ребенка в семье;
- проанализировать различные стили отношения родителей к подростку;
- описать типы конфликтов между родителями и детьми и способы их преодоления;
- охарактеризовать стили семейного воспитания;
- исследовать уровень взаимоотношений подростка с родителями и представления подростка о стиле семейного воспитания;
- сделать соответствующие выводы по исследованию;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно - ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я – о механизмах семейной интеграции.

 

2. 2 Результаты проведенного исследования  и их характеристика

 

Значительное влияние  на личность подростка оказывает  стиль его взаимоотношений с родителями. В связи с актуальной проблемой взаимоотношений подростков и родителей мною было проведено исследование. В нем приняли участие 30 испытуемых, учащиеся 9-ых классов «Средней школы № 2 г. Борисова» в возрасте от 14 до 16 лет. Я ставила перед собой цель исследовать уровень взаимоотношений подростка с родителями и представления подростка о стиле семейного воспитания. И на основании полученных результатов разработать тренинговую программу для тех подростков и родителей, где выявился удовлетворительный или неблагополучный уровень взаимоотношений в семье. Для диагностики стиля воспитания родителей и отношения подростков к нему я использовала следующие методики: «Методика изучения семейного воспитания», «Методика «Родителей оценивают дети» (РОД)». Полученные показатели по каждому испытуемому приведены в таблице 2 приложения Е.

В результате интерпретации  и обработки результатов были выявлены  подростки с различным  уровнем взаимоотношений в семье. Так, для 4-х  испытуемых (С.Ю., Н.М., Т.В., Л.Ю.) характерен благополучный (высокий) уровень взаимоотношений в семье, который включает в себя равное участие родителей в воспитании детей, наличие общих дел в семье, теплые дружеские отношения, взаимопомощь, общность интересов. У 6-ти испытуемых (П.Э., Ч.К., Р.И., Б.С., К.С., П.А.) выявился удовлетворительный уровень семейных взаимоотношений, который характеризуется жесткостью воспитательных установок, недружескими отношениями в семье, отсутствием общих дел, интересов. У остального большинства уровень взаимоотношений в семье менее благополучный, т. е. это воспитание самостоятельности, инициативы, гибкость методов воспитания, теплые отношения, наличие общих интересов и дел.

Долго и внимательно  анализируя таблицу с полученными  результатами, выявились некоторые сходства у испытуемых с благополучным или высоким уровнем взаимоотношений в семье. В целом, для таких подростков в семье характерны гиперпротекция (Г+: когда родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания; воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь), минимальное игнорирование потребностей подростка, минимальность санкций (С-: когда родители склонны обходится без наказаний или применять их крайне редко; они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний), отсутствие расширения сферы родительских чувств (РРЧ-),  очень низкое предпочтение в подростке детских качеств (ПДК-), а также отсутствие проекции родителей на ребенка собственных  нежелательных качеств (ПНК-) и невнесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК-) [18].

Более подробно следует  остановиться на испытуемых с менее  благополучным и удовлетворительным уровнями семейных взаимоотношений. Здесь  также четко прослеживаются и  выявляются интересные,  общие, схожие и связанные между собой показатели. В итоге получается, что для таких семей характерно следующее: гипопротекция (Г-, т.е. ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него», подросток часто выпадает из виду, за него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное), чрезмерность требований (Т+: когда требования к ребенку очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию его личности, а напротив, ставят его под угрозу, такие родители, как правило, осознают, что ребенок очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки, они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент), недостаточность требований - запретов к ребенку (З-: в этом случае ребенку «все можно», он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя, он ни за что не отчитывается перед родителями), чрезмерность санкций или жестокий стиль воспитания (С+: для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения). У некоторых испытуемых  определились схожие высокие результаты по таким чертам воспитательного характера, как неразвитость родительских чувств (НРЧ+: проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностности интереса к его делам, причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями), проекция на ребенка собственных  нежелательных качеств (ПНК+: в ребенке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе, это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, различные протестные реакции, несдержанность и др., ведя борьбу с такими же качествами у ребенка, родитель, чаще отец, извлекает из того эмоциональную выгоду для себя, борьба с нежелаемым качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет) и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК+: воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей, здесь они получат возможность более открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка», при этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметрально противоположной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу) [26].

 

Выводы по главе

Таким образом, в главе II  описано, какие методики применялись в исследовании и какие результаты выявились.

1. Перечислены и описаны  методики, направленные на изучение детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

2. Было проведено исследование и выявлены  подростки с различным уровнем взаимоотношений в семье.

3. Для подростков с  благополучным уровнем взаимоотношений  в семье характерны гиперпротекция, минимальное игнорирование потребностей  подростка, минимальность санкций,  отсутствие расширения сферы родительских чувств, очень низкое предпочтение в подростке детских качеств, отсутствие проекции родителей на ребенка собственных  нежелательных качеств и невнесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

4. Для подростков с  менее благополучным и удовлетворительным уровнями взаимоотношений в семье характерна выраженность следующих черт воспитательного характера: гипопротекция, чрезмерность требований, недостаточность требований - запретов к ребенку, чрезмерность санкций или жестокий стиль воспитания, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных  нежелательных качеств и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве, как данность. Сами родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям и фетишам [10]. Сама семья занимает прежние позиции по отношению к подростку.

В данной курсовой работе определены цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза. Поставлены основные задачи исследования. Кроме этого, описаны теоретические основы изучения детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Хочется еще раз вспомнить, что существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей: подкрепление, идентификация, понимание. Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. Позиция подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются: психологическое просвещение родителей, семейное индивидуальное и групповое консультирование, семейная групповая и индивидуальная психотерапия [24].

Достаточно полно охарактеризовано, какие методики применялись в  исследовании и, какие результаты выявились. Было проведено исследование и выявлены  подростки с различным уровнем взаимоотношений в семье.

Таким образом…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Анн Л. Ф. Психологический  тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.

3. Выготский Л. С. Сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологи / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

4. Грецов А. Г. Тренинг общения с подростками – СП: Питер, 2008–160с.

5. Ивашкевич Е. Ф. Этика взаимоотношений родителей и детей в семье – В: Изд-во ВГУ, 2002. – 44 с.

6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи" - М.: "Просвещение",  1988.

7. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения – СП: Речь, 2007. – 367 с.

8. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми – СПб.: Речь, 200. – 149 с.

9. Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н.Ф.  и др.  Возрастная и пед. психология. Учеб. пос-е для студ-ов пед. ин-тов \ Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.

10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: 4-е издание, стереотипное – М.: Aкадемия, 1999.

11. Петровский А.В., "Возрастная и педагогическая психология", М.: Педагогика, 1975.

12. Погодина. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений – В., 2002.

13. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста" \\ Вопросы психологии N5 1992 г.

14. Психология (словарь) \ Под ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского - М.: Изд. политической литературы, 1990.

15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности - М., 1994.

16. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками: с чего начать? – М.: Генезис, 2003. – 160 с.

17. Синягина.    Психолого - педагогическая      коррекция      детско-родительских отношений – М., 2005.

18. Слепкова В. И., Заеко Т. А. Практикум по психологической диагностике семейных отношений: Учеб.-метод комплекс— Мн.: БГПУ, 2003. — 176 с.

19. Снайдер Д.  Курс выживания для подростков - Екатеринбург, 1992.

20. Спиваковская    А. С.   Как   быть    родителями:   (о   психологии родительской любви) - М.: "Педагогика", 1986 .

21. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Мн. 1999. 164 – 174 с.

22. Хоментскаус Г.Т., Семья глазами ребенка - М.: 1990 г.

23. Целуйко В. М. Родители  и дети – Мозырь: Содействие, 2006. – 222 с.

24. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Мн.: "Амалфея", 1997.

25. Шмидт В. Р. Психологическая  помощь родителям и детям: тренинговые  программы – М., 2007. – 249 с.

26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. 1999. – 532с.

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних