Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучить, как влияет ситуация развода родителей на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме психологического влияния развода супругов на ребенка-дошкольника;
2. На основании изученных источников, выявить психологические изменения у детей дошкольного возраста, связанные с разводом родителей.
3.Обобщить и систематизировать рекомендации по воспитанию детей, находящихся в ситуации развода родителей.
1. Введение………………………………………………………………….
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника……………
2.1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста………..
2.2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников…
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
4. Список литературы……………………………………………………....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии образования |
Верхогляд Анастасия Евгеньевна | ||||||||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | ||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА
г. Уссурийск 2014г. |
Оглавление
Введение
К сожалению, не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Из-за развода супругов часто страдают дети. Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Такое происходит в первые несколько лет после развода. Но психологические проблемы могут остаться на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми. [23]
Для ребенка-дошкольника
Актуальность данного
Целю данной работы является изучить, как влияет ситуация развода родителей на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме психологического влияния развода супругов на ребенка-дошкольника;
2. На основании изученных источников, выявить психологические изменения у детей дошкольного возраста, связанные с разводом родителей.
3.Обобщить
и систематизировать
Объектом исследования является проблема психологического влияния развода родителей на детей дошкольного возраста
Предметом исследования служит психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что степень негативного психологического влияния развода родителей на детей дошкольников связана с характером поведения родителей во время развода.
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника.
2.1 Роль семьи в воспитании дошкольника
Основа личности ребенка формируется в семье, которая является первой школой воспитания его моральных чувств, навыков социального поведения. На моральный облик ребенка оказывает влияние вся жизнь семьи с ее будничными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношения с родителями и близкими взрослыми, приобретенный в семье, в существенной степени обусловливает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в дальнейшей его жизни [10, c.8].
Значимость правильно устроенного воспитания ребенка-дошкольника в семье неоднократно обозначал Антон Семенович Макаренко (1985), говоря, что именно в этом возрасте формируются основные черты характера, развивается его личность. По его словам, важнейшая характерная черта здоровой семьи - то, что она является коллективом, где все члены семьи имеют свои обязанности и живут общими интересами, и дети ощущают себя помощниками старших [10,c.9].
Не малый вклад в развитие педагогики семейного воспитания внес Петр Францевич Лесгафт, который считал, что главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. [16,c.75].
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание - сложная система. Оно должно иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка и основываться на определённых принципах:
Наиболее значимыми факторами, воздействующими на развитие личности ребенка и его межличностные отношения и требующими первоочередного исследования, является атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, точка зрения ребенка, структура семьи. Многие исследователи говорят о том, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненным витамином, который доставляет ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, поднимает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что недостаток эмоционального общения, недостаток участия со стороны близких взрослых содействуют появлению у ребенка невротизма, тревожности и страхов [29,c.207].
Серьезное влияние на воспитание личности как обнаруживают многие наблюдения и исследования (В.К. Котырло, С.А. Ладывир, 1984; В.В. Кондратова, 1967 и др.), оказывает общая атмосфера в семье, доброжелательность отношений между членами семьи, любовь между родителями, атмосфера счастья.
А.С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания многократно подчеркивал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. При этом счастье семьи он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.
Следует подчеркнуть, что современная психология достаточно определенно очерчивает временные рамки всех наиболее важных периодов развития индивида. Так, в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим: физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Ведущую роль при этом играют родители и другие близкие родственники. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. В этот период он должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, сформировать у себя позитивное самоощущение, что впоследствии послужит ребенку опорой для приобретения нового жизненного опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Напротив, недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.
А.С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка.
В качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.).
Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой находим обоснование еще двух факторов:
Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Полноценное воспитание ребенок получает в хорошей, полноценной семье. Для ребенка-дошкольника в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в его «поле» общения. Это могут быть, не включая родителей, бабушку и дедушку, кошка, собака, телевизор, шкаф.
2.2. Влияние развода родителей на психологическое состояние дошкольников.
Обратимся к проблемам влияния развода на развитие ребенка. Отношение исследователей к данной проблеме неоднозначно. Так, сторонник «теории привязанности» П. Криттенден, который уделяет особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считает, что развод для детей не имеет большого значения, в связи с тем, что большая доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается именно матерью, а не отцом, которому, как правило, остаются игры и развлечения. [20, с. 36].
Другие исследователи считают иначе. Так Фигдор Г. говорит о том, что воздействие развода на ребенка может оказаться даже более значительным, чем смерть одного из родителей. Под разводом обычно понимается тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание и один из них уходит из дому [30 , с. 36]. Но более точно было бы представлять развод как процесс, который начинается задолго до разрыва отношений между родителями.
Информация о работе Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста