Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить, как влияет ситуация развода родителей на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме психологического влияния развода супругов на ребенка-дошкольника;
2. На основании изученных источников, выявить психологические изменения у детей дошкольного возраста, связанные с разводом родителей.
3.Обобщить и систематизировать рекомендации по воспитанию детей, находящихся в ситуации развода родителей.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника……………
2.1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста………..
2.2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников…
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
4. Список литературы……………………………………………………....

Файлы: 1 файл

РАЗВОД курсовая.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

 

 


 

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

 

 

Кафедра психологии образования


 

 

 

 

Верхогляд Анастасия Евгеньевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Студент гр. Б2215У       _____________

(подпись)

Руководитель  ст. преподаватель

_____________  Швец Ф.А.

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

подпись               И.О.Фамилия

« _____» ___________________  20  г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

подпись              И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 20   г.


г. Уссурийск

2014г.


Оглавление

 

  1. Введение………………………………………………………………….
  2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника……………
    1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста………..
    2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников…
    3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению……….. негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников………………………………………………
  3. Заключение……………………………………………………………….
  4. Список литературы……………………………………………………....

 

 

Введение

 

     К сожалению, не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Из-за развода супругов часто страдают дети. Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Такое происходит в первые несколько лет после развода. Но психологические проблемы могут остаться на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми. [23]

     Для ребенка-дошкольника развод  — это ломка устойчивой семейной  структуры, привычных отношений  с родителями, конфликт между  привязанностью к отцу и матери. И хотя большинство детей способны  принять новую ситуацию в семье, приспособиться к новым условиям, последствия развода на детях, сказываются весьма травматично.

     Актуальность данного исследования  может быть подтверждена статистическими  данными: за 2012 год в России на 1213598 браков пришлось 644101 разводов, т.е. 53% от общего числа заключенных  браков [25]. Ежегодно по причине развода без одного из родителей (чаще отца) остается много детей. Принимая решение о расторжении брака, родители должны хорошо понимать какие последствия могут быть у такого шага в отношении не только самих бывших супругов, но и их детей. Родители должны помнить: последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни. А главное - когда родители разводятся, дети испытывают не только огромные психологические страдания, но и потерю очень важных социальных и духовных стандартов, таких как, понятие семья, брак, любовь, преданность и верность.

 

     Целю данной работы является  изучить, как влияет ситуация развода родителей на психологическое состояние детей дошкольного возраста.

     Для реализации поставленной  цели были выдвинуты следующие  задачи:

1. Изучить  и проанализировать литературу  по проблеме психологического влияния развода супругов на ребенка-дошкольника;

2. На основании изученных источников, выявить психологические изменения у детей дошкольного возраста, связанные с разводом родителей.

3.Обобщить  и систематизировать рекомендации  по воспитанию детей, находящихся  в ситуации развода родителей.

 

     Объектом исследования является проблема психологического влияния развода родителей на детей дошкольного возраста

Предметом исследования служит психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста.    

     Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что степень негативного психологического влияния развода родителей на детей дошкольников связана с характером поведения родителей во время развода.

 

2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника.

 

2.1  Роль семьи в воспитании  дошкольника

Основа личности ребенка формируется в семье, которая является первой школой воспитания его моральных чувств, навыков социального поведения. На моральный облик ребенка оказывает влияние вся жизнь семьи с ее будничными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношения с родителями и близкими взрослыми, приобретенный в семье, в существенной степени обусловливает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в дальнейшей его жизни [10, c.8].

Значимость правильно устроенного воспитания ребенка-дошкольника в семье неоднократно обозначал Антон Семенович Макаренко (1985), говоря, что именно в этом возрасте формируются основные черты характера, развивается его личность. По его словам, важнейшая характерная черта здоровой семьи - то, что она является коллективом, где все члены семьи имеют свои обязанности и живут общими интересами, и дети ощущают себя помощниками старших [10,c.9].

Не малый вклад в развитие педагогики семейного воспитания внес Петр Францевич Лесгафт, который считал, что главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. [16,c.75].

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. Оно должно иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка и основываться на определённых принципах:

    • гуманность и милосердие к растущему человеку;
    • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
    • открытость и доверительность отношений с детьми;
    • оптимистичность взаимоотношений в семье;
    • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
    • оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы [31,c.113].

Наиболее значимыми факторами, воздействующими на развитие личности ребенка и его межличностные отношения и требующими первоочередного исследования, является атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, точка зрения ребенка, структура семьи. Многие исследователи говорят о том, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненным витамином, который доставляет ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, поднимает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что недостаток эмоционального общения, недостаток участия со стороны близких взрослых содействуют появлению у ребенка невротизма, тревожности и страхов [29,c.207].

Серьезное влияние на воспитание личности как обнаруживают многие наблюдения и исследования (В.К. Котырло, С.А. Ладывир, 1984; В.В. Кондратова, 1967 и др.), оказывает общая атмосфера в семье, доброжелательность отношений между членами семьи, любовь между родителями, атмосфера счастья.

А.С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания многократно подчеркивал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. При этом счастье семьи он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.

Следует подчеркнуть, что современная психология достаточно определенно очерчивает временные рамки всех наиболее важных периодов развития индивида. Так, в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим: физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Ведущую роль при этом играют родители и другие близкие родственники. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. В этот период он должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, сформировать у себя позитивное самоощущение, что впоследствии послужит ребенку опорой для приобретения нового жизненного опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Напротив, недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

А.С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка.

    • Адекватность-наиболее близкая к объективной оценке психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.
    • Динамичность-способность изменить методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.
    • Прогностичность-направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставят перед ребенком его дальнейшую жизнь [24,c.127].

В качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой находим обоснование еще двух факторов:

    • постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;
    • наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи [18,c.130].

Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Полноценное воспитание ребенок получает в хорошей, полноценной семье. Для ребенка-дошкольника в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в его «поле» общения. Это могут быть, не включая родителей, бабушку и дедушку, кошка, собака, телевизор, шкаф.

 

 

2.2. Влияние развода родителей на психологическое состояние дошкольников.

Обратимся к проблемам  влияния развода на развитие ребенка. Отношение исследователей к данной проблеме неоднозначно. Так, сторонник  «теории привязанности» П. Криттенден, который уделяет особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считает, что развод для детей не имеет большого значения, в связи с тем, что большая доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается именно матерью, а не отцом, которому, как правило, остаются игры и развлечения.  [20, с. 36].

Другие исследователи  считают иначе. Так Фигдор Г. говорит о том, что воздействие развода на ребенка может оказаться даже более значительным, чем смерть одного из родителей. Под разводом обычно понимается тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание и один из них уходит из дому [30 , с. 36]. Но более точно было бы представлять развод как процесс, который начинается задолго до разрыва отношений между родителями.

Информация о работе Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста