Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучить, как влияет ситуация развода родителей на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме психологического влияния развода супругов на ребенка-дошкольника;
2. На основании изученных источников, выявить психологические изменения у детей дошкольного возраста, связанные с разводом родителей.
3.Обобщить и систематизировать рекомендации по воспитанию детей, находящихся в ситуации развода родителей.
1. Введение………………………………………………………………….
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника……………
2.1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста………..
2.2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников…
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
4. Список литературы……………………………………………………....
1. Как ты думаешь, как мы будем жить теперь, после развода?
2. На что ты теперь надеешься?
3. Как ты думаешь, о чем нам нужно теперь договориться? Чего бы ты хотел? [30]
Благодаря этим вопросами можно прояснить ожидания и развеять те, которые явно нереалистичны и не могут оправдаться.
Детям иногда бывает трудно выразить свои чувства словами, поэтому родителю следует побуждать ребенка к разговору. Взрослому надо постараться спокойно поговорить с ребенком о том, что он думает о сложившейся ситуации. Можно постепенно обсудить многие вопросы. К примеру:
1. Чего он боится больше всего на свете?
2. Есть ли кто-то, с кем он хотел бы поговорить?
3. Может ли он сам спланировать время, чтобы встречаться с отцом, родственниками, друзьями?
4. Как бы он предпочел проводить каникулы, праздники?
5. Что ребенку больше всего нравилось в вашей совместной жизни? А не нравилось?
6. Плачет ли ребенок, когда он один? [30]
У родителя могут быть и другие вопросы, но задавать их следует постепенно, так что бы это не было похоже на отчет ребенка перед взрослым.
Вместе с тем взрослому следует знать и помнить несколько простых правил, которые выделил ЦелуйкоВ.М. Они помогут быстрее справиться с трудной ситуацией, связанной с разводом:
1. Никогда не решайте супружеские конфликты за счет ребенка.
2. Не лгите ребенку и всегда объясняйте, что происходит в семье.
3. Нужно говорить о разводе: постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам; тем более, что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает.
4. Примерно с трех лет ребенку уже можно сказать о разводе. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с Вами не будет, но Вы будете иногда ездить к бабушке, а папа – приходить к Вам. Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем мал, то отложите разговор до того момента, когда у ребенка возникнут вопросы об отце.
5. Ставить ребенка в известность следует только тогда, когда событие уже свершилось или, по крайней мере, принято безоговорочное решение, а не предварять развод разговорами о нем с детьми.
6. Кто должен сообщать решение? Самое правильное, если решение о разводе сообщит тот родитель, с которым ребенок останется жить. Если этого не сделает родитель, то всегда найдется доброжелатель, который скажет ему сам, но уже другими словами, а доверие будет утеряно.
7. В какой форме говорить? Любой сложный разговор стоит затевать только тогда, когда взрослый в состоянии все обсудить спокойно.
8. О чем говорить, а о чем – умолчать? Все зависит от возраста ребенка. В любом случае нужно понятно и доступно объяснить ему ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не говорить. Вполне возможно, что вопроса «Почему?» не последует вовсе, так как дети склонны принимать обстоятельства такими, какие они есть.
9. Сколько раз говорить? Обычно достаточно одного разговора, но он должен быть серьезным и исчерпывающим. Не следует отказываться отвечать на вопросы ребенка, если они у него возникнут.
10. Постарайтесь контролировать себя и воздержатся от типичных ошибок разводящихся родителей. Для этого запомните три нельзя:
• Нельзя обвинять во всем супруга при ребенке
• Нельзя обвинять в происходящем других родственников.
• Нельзя обвинять самого ребенка в том, что случилось.
11. Надо попытаться помочь ребенку обрести душевное равновесие в разбитой семье. Убедить, что второй родитель любит его. Скажите, что так бывает с очень многими людьми, и потому пусть лучше будет так, как есть.
12. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты второго родителя, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у ребенка ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще второму родителю расстаться с ним. Хотя это и нелегко и не предписано законом, стоит иметь подобное обстоятельство в виду. Ребенка непременно нужно подготовить к тому, что ему придется жить только с одним из родителей.
13. Постарайтесь не менять место жительства чаще, чем это необходимо. Ребенок теперь больше, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.
14. Не следует забирайте ребенка из прежней школы сразу же после разделения семьи или развода. Он и так чувствует себя покинутым одним из родителей, а это только усилит это ощущение.
15. Старайтесь помочь ребенку повзрослеть и стать самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от Вас.
16. Постарайтесь по возможности проще разрешать возможные разногласия с Вашими родителями по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат Вам свою помощь, и Вы будете принимать ее гораздо чаще, чем Вам хотелось бы. Каждый конфликт с ними пойдет во вред ребенку, будет рождать у него неуверенность и выводить Вас из себя.
17. И все же самое главное, что нужно сделать, - это как можно быстрее заменить недостающего родителя новым. Не пытайтесь быть одновременно и обоими родителями для своего ребенка. Вам это не удастся. Вы останетесь только одним из них, сделаете ребенка еще более зависимым от Вас и создадите путаницу в его представлении о том, что должен делать в жизни мужчина, а что – женщина.
19. Если Вы хотите, чтобы чувство радости ничем не омрачалось, никогда не сравнивайте при ребенке его настоящего родителя с новым.
20. Никогда не наказывайте ребенка путем изоляции его от других членов семьи и не лишайте возможности быть рядом с Вами. [30]
Заключение
Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.
Воспитание детей в неполной семье (после развода родителей) обладает рядом особенностей.
Психологический климат семьи после развода во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода одного из родителей. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Воспитание в семье после развода, то есть после ухода одного из родителей, имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.
Так же можно сделать вывод и о том, что:
У детей, чьи родители разведены, формируется личностная тревожность
2. Дети разведенных родителей отрицательно относятся к себе, к жизни, к друзьям, к школе, к семье, чем дети из полных семей.
3. Дети разведенных родителей проявляют нежные чувства больше к матери, к братьям и сестрам. Сильные положительные чувства проявляют к матери, а враждебные – к отцу
4. Дети разведенных родителей получают нежные чувства больше от матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца.
Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в неполных семьях характер детско-родительских отношений является более сложным и противоречивым по сравнению с полными семьями, при этом наблюдается следующая закономерность: чем хуже отношения между родителями и детьми, тем более выраженными у них будут негативные личностно-эмоциональные особенности, а именно тревожность, низкая самооценка, что и подтверждает нашу гипотезу.
Список литературы
Информация о работе Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста