Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучить, как влияет ситуация развода родителей на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме психологического влияния развода супругов на ребенка-дошкольника;
2. На основании изученных источников, выявить психологические изменения у детей дошкольного возраста, связанные с разводом родителей.
3.Обобщить и систематизировать рекомендации по воспитанию детей, находящихся в ситуации развода родителей.
1. Введение………………………………………………………………….
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника……………
2.1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста………..
2.2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников…
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
4. Список литературы……………………………………………………....
Ученные высказывают предположение о том, что именно конфликты в семье, а не ее распад являются источником отрицательного воздействия на ребенка.
В исследованиях Б.А. Титова и Л.Т. Машковой анализируется влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации. По мнению этих исследователей, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка – защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу [26, с. 16].
Дефицит
безопасности, переживаемый ребенком
как чувство страха, тревоги и беспокойства,
угнетает его активность, деформирует чувства и мысли,
порождает подавленность или агрессивность как ведущие
Дети, которые
втянуты в ссоры родителей, попадают в тяжелый «конфликт
лояльности». С одной стороны они по-прежнему любят своих
Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, который резко прерывает его развитие и может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка [7].
Ребенок
переживает из-за малейшей ссоры родителей,
боясь ее последствий и
Шок – это первая
реакция на травматический опыт; он может принимать
различные формы. Это нормальная и понятная
реакция для ребенка. Он объясняется естественными защитными
Часто после того, как проходит первый шок, вспыхивает гнев. Многие дети думают, что родители их предали, что они испортили им жизнь своим решением [22].
Некоторые дети вымещают свой гнев на ближайшем окружении, т.е. на своих друзьях или оставшемся родителе. Они, конечно, понимают, что это вряд ли справедливо, и, скорее всего, чувствуют себя виноватыми [16].
Раттер М. показал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Наоборот, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за вынужденного продолжительного отъезда ил по другим причинам, не отмечается повышение риска психических нарушений [21]. Следует отметить, что вредной является не разлука, а те неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют.
Научные
исследования доказывают, что есть прямая
связь между атмосферой в семье и успеваемостью
Давно известно,
что появление эмоциональных расстройств,
нарушений поведения и других психологических проблем
связано с рядом
Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и вероятности, о том, какой должна быть семья [15].
Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?
1. Дети боятся,
что не смогут больше общаться с
2. Одним из самых больших
опасений детей являются
3. Дети боятся,
что, если они потеряли одного родителя,
то они могут потерять и другого. У детей
возникают опасения, что их могут отдать в детский
дом. Они перестает чувствовать себя в безопасности,
волнуется относительно того, кто будет
заботиться о них, и даже о
4. Споры
и напряженные отношения между
родителями могут привести к тому,
что дети будут чувствовать себя виновными в том, что
произошло. Попытка вовлечь
Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений и многие другие. Иными дополнительными стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд или повторный родительский брак [19].
В каждом возрасте происходят разные реакции детей на развод родителей, но мы рассмотрим реакции, касающиеся только дошкольный возраст.
Для ребенка – дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери [14]. Специалисты изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, и в период развода и через несколько месяцев после него. Дети 2,5 – 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставились с матерью. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними. У наиболее ранимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития. Дети 3,5 – 4,5 лет обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Для одних детей было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [27].
В результате было установлено, что мальчики этого возраста переживают распад семьи более драматично и остро, чем девочки, т. к. у мальчиков не происходит идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери.
У детей 5 – 6 лет наблюдается усиление агрессии и тревоги, а так же раздражительность и неугомонность. Дети этой возрастной группы отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании воссоединить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5 – 6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит [1].
Наиболее уязвим при распаде семьи единственный
ребенок. Те, у кого есть братья и сестры,
намного легче переживают развод: дети
в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг
на друге, что значительно снижает
Дети разведённых родителей, взрослея, испытывают гораздо больше проблем в сфере формирования здоровых и полноценных взаимоотношений с людьми. Наблюдается значительно меньше проблем во взаимоотношениях у выходцев из крепких и благополучных семей.
Расторжение браков неизбежно отражается на способностях детей формировать и поддерживать здоровые взаимоотношения с людьми во взрослом возрасте, а значит, ослабляет и всё общество в целом.
Причины распада семей зависят от разных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Некоторые исследования, привели к целому ряду открытий, прослеживающих взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей. Во-первых, подтвердились высказанные предположения по поводу того, что дети разведенных родителей более склонны к разводу. Во-вторых, было обнаружено, что опасность развода особенно высока, если оба супруга воспитывались в разведенных семьях. Особенно это типично в ситуациях, где развод родителей произошел, когда дети были в возрасте двенадцати лет и младше, или же когда брак детей разведенных родителей продлился недолго. В-третьих, дети из разведенных семей к моменту достижения ими зрелого возраста уже имеют сложившееся мнение и установку - и чаще всего принимают решения, ведущие к распаду их собственной семьи. Например, среди детей разведенных родителей больше случаев ранних браков, а подобные браки дают наибольший процент разводов. Они также более склонны вступать в добрачные отношения с партнером, что, снова, делает развод более вероятным. Наконец, молодые люди, чьи родители были разведены, сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими: они чаще испытывают раздражение, зависть, обидчивость, проблемы в общении, проявляют неверность. Другими словами, в своих родителях они не нашли хорошего примера, как строить здоровые взаимоотношения с окружающими. Именно пример родителей может подтолкнуть их к решению расторгнуть брачные отношения, если в них возникли какие-либо проблемы. Так же дети, пережившие развод своих родителей, имеют более низкие показатели удовлетворённости жизнью, чем их сверстники из благополучных семей.
В любом случае детям необходимы оба родителя. Вдвоем они способны обеспечить ребёнка необходимой эмоциональной поддержкой, показать им пример здорового общения и дать ощущение безопасности и защищенности. Каждый из супругов наделён уникальными составляющими, необходимыми для благополучия семьи а, значит, и для общей удовлетворённости детей, воспитывающихся в этих семьях.
На практике подтверждается мысль о том, что дети постигают искусство создания благополучных семей, наблюдая за своими родителями. Любое проявление неверности со стороны одного из родителей воспринимается детьми как угроза их безопасности. Возникающее в этом случае чувство страха впоследствии всплывает в виде всевозможных проявлений деструктивного поведения. Плюс ко всему этому, личный пример родителей становится той моделью межличностных отношений, согласно которой выстраивается дальнейшее поведение ребёнка. Находясь в окружении, где является нормой посвященность себя всем членам семьи, дети обретают то чувство безопасности, без которого невозможно формирование здоровой и ответственной личности. Очень часто об этом приходится только мечтать; и тогда дети продолжают идти по стопам своих родителей, принимая при этом ещё менее рассудительные решения.
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников.
Как отмечает Целуйко В.М, сталкиваясь с переменами, которые непременно связанными с разводом родителей, дети должны знать, на что могут рассчитывать в это время и чего ждать от матери и отца. Именно поэтому родитель-одиночка должен установить четкие границы дозволенного поведения и режим, при котором ребенок будет чувствовать защищенным. Налаженное (чем скорее, тем лучше) ушедшим из семьи родителем, регулярное общение, идет ребенку только на пользу. Когда в семье происходят перемены, ребенок хочет знать, что его ждет.[30]
Также, автор отмечает, что родителю-одиночке полезно до конца осознать совершившиеся в его жизни перемены, связанные с новой ситуацией и бывшим супругом или супругой. Это значит, что родителю необходимо смириться с переменами, на которые он никак не может повлиять. Поддерживать в себе нереалистичные ожидания в данной ситуации очень вредно, ведь это может привести к стрессу, помимо которого и так хватает проблем. Дополнительная эмоциональная травма совершенно нежелательна. Родитель-одиночка обязательно должен помочь ребенку осознать реальные факты и не надеяться на невозможное [30]. Согласно Целуйко В.М., это легко сделать, если предложить детям ответить три простых вопроса:
Информация о работе Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста