Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить, как влияет ситуация развода родителей на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме психологического влияния развода супругов на ребенка-дошкольника;
2. На основании изученных источников, выявить психологические изменения у детей дошкольного возраста, связанные с разводом родителей.
3.Обобщить и систематизировать рекомендации по воспитанию детей, находящихся в ситуации развода родителей.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника……………
2.1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста………..
2.2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников…
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
4. Список литературы……………………………………………………....

Файлы: 1 файл

РАЗВОД курсовая.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

Ученные высказывают предположение о том, что именно конфликты  в семье, а не ее распад являются источником отрицательного воздействия  на ребенка.

В исследованиях  Б.А. Титова и Л.Т. Машковой анализируется влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации. По мнению этих исследователей, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка – защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу [26, с. 16].

Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или  агрессивность как ведущие черты  личного и социального поведения. При неблагополучных условиях ситуативная  эмоциональная реакция страха может  превращаться в стойкую черту  характера. Боязнь одного из родителей  часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недостающего тепла [26]. Все это формирует искаженный образ «Я» и низкую самооценку ребенка.

Дети, которые втянуты  в ссоры родителей, попадают в тяжелый «конфликт  лояльности». С одной стороны они по-прежнему любят своих родителей, с другой – вынуждены опасаться, что не оправдают их ожиданий, могут  потерять любовь одного из них [28.].

Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, который резко прерывает его развитие и может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка [7].

Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения [Аракелов Г.Г., Шишкова Н]. Потрясения, гнев, грусть, страх,  подавленность – это только  некоторые из тех сильных ощущений, которые испытывают дети после  того, как узнают, что их родители  собираются развестись [12 ]. Напряженность этих чувств зависит от многих  вещей, в особенности от того, как родители сообщили ребенку об этом, насколько напряжена  атмосфера дома, с кем ребенок  будет жить, с кем и когда  видеться.

Шок – это первая реакция на травматический опыт; он может принимать  различные формы. Это нормальная и понятная реакция для ребенка. Он объясняется  естественными защитными реакциями  организма [22, с. 12].

Часто после того, как проходит первый шок, вспыхивает гнев. Многие дети  думают, что родители их предали, что  они испортили им жизнь своим  решением [22].

Некоторые дети вымещают свой гнев на ближайшем окружении, т.е. на своих друзьях или оставшемся родителе. Они, конечно, понимают, что  это вряд ли справедливо, и, скорее всего, чувствуют себя виноватыми [16].

Раттер М. показал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Наоборот, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за вынужденного продолжительного отъезда ил по другим причинам, не отмечается повышение риска психических нарушений [21]. Следует отметить, что вредной является не разлука, а те неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют.

Научные исследования доказывают, что  есть прямая связь между атмосферой в семье и успеваемостью школьников. Исследовались отдельно сильные  и слабые ученики. Лучшие ученики  живут, обычно, в образованных, гармоничных  семьях, в то время как  отстающие ученики живут в семьях, где наблюдается атмосфера постоянных ссор или разложение семейных отношений в целом. В 85% семей отстающих учеников отношения  неблагополучны. Четверть отстающих  учеников живет в неполных семьях. Если родители постоянно раздражены, то у ребенка возникает дефицит  внимания, любви. Дети разрываются между  двумя враждебными лагерями. Им негде  научиться уважению к людям. Их вера в родителей разрушается (1, с. 105).

Давно известно, что появление эмоциональных  расстройств, нарушений поведения  и других психологических проблем  связано с рядом неблагоприятных  событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость, а так же и развод родителей –  являются обстоятельствами, которые травмируют детскую психику [31].

Одно из самых ближайших  последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и вероятности, о том, какой должна быть семья [15].

Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?

1. Дети боятся, что не  смогут больше общаться с отцом  или матерью, с некоторыми друзьями  и  другими членами семьи (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями) [13].

2. Одним из самых больших  опасений детей являются грядущие  изменения. С разводом эти изменения  коснутся многих домашних обязанностей. Детям, скорее всего, придется приспосабливаться к новой домашней работе, к новому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом [4]. Тяжело переживается и расставание с любимым животным.

3. Дети боятся, что, если  они потеряли одного родителя, то они могут потерять и  другого. У детей возникают опасения, что  их могут отдать в детский  дом.  Они перестает чувствовать  себя в безопасности, волнуется  относительно того, кто будет  заботиться о них, и даже о том, кто будет забирать их после школы [9].

4. Споры  и напряженные отношения между  родителями могут привести  к тому, что дети будут чувствовать  себя виновными в том, что  произошло. Попытка вовлечь детей  во взрослый конфликт может  привести к отторжению их от  обоих родителей и к возникновению  чувства одиночества [9 ].

Детские реакции могут  быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени  конфликта между ними, экономических  затруднений и многие другие. Иными дополнительными  стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд  или  повторный родительский брак [19].

В каждом возрасте происходят разные реакции детей на развод родителей, но мы рассмотрим реакции, касающиеся только дошкольный возраст.

Для ребенка – дошкольника  развод родителей – это ломка  устойчивой семейной структуры, привычных  отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и  матери [14]. Специалисты изучали реакции  детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, и в период развода и через  несколько месяцев после него. Дети 2,5 – 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением  познавательных процессов, проявлением  неопрятности, пристрастием к собственным  вещам и игрушкам. Они с большим  трудом расставились с матерью. Отрицательные  симптомы снимались, если родители восстанавливали  заботу и физический уход за ними. У  наиболее ранимых детей через  год оставались депрессивные реакции  и задержки развития. Дети 3,5 – 4,5 лет  обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Для одних детей было характерно проявление чувства  вины за распад семьи. У других развивалось  устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными  состояниями [27].

В результате было установлено, что мальчики этого возраста переживают распад семьи более драматично и  остро, чем девочки, т. к. у мальчиков не происходит идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери.

У детей 5 – 6 лет наблюдается  усиление агрессии и тревоги, а так же раздражительность и неугомонность. Дети этой возрастной группы отчетливо представляют, какие изменения  в их жизни вызывает развод. Они  способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании воссоединить семью. У детей не наблюдалось  ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки  старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном  браке матери с ним, приходили  в состояние крайнего возбуждения  в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5 – 6 лет отличало острое чувство  потери: они не могли говорить и  думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит [1].

Наиболее уязвим при распаде  семьи единственный ребенок. Те, у  кого есть братья и сестры, намного  легче переживают развод: дети в  таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что  значительно снижает эмоциональное  напряжение и уменьшает вероятность  нервных срывов [2].

Дети разведённых родителей, взрослея, испытывают гораздо больше проблем в сфере формирования здоровых и полноценных взаимоотношений с людьми. Наблюдается значительно меньше проблем во взаимоотношениях у выходцев из крепких и благополучных семей.

Расторжение браков неизбежно отражается на способностях детей формировать и поддерживать здоровые взаимоотношения с людьми во взрослом возрасте, а значит, ослабляет и всё общество в целом.

Причины распада семей зависят от разных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Некоторые исследования, привели к целому ряду открытий, прослеживающих взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей. Во-первых, подтвердились высказанные предположения по поводу того, что дети разведенных родителей более склонны к разводу. Во-вторых, было обнаружено, что опасность развода особенно высока, если оба супруга воспитывались в разведенных семьях. Особенно это типично в ситуациях, где развод родителей произошел, когда дети были в возрасте двенадцати лет и младше, или же когда брак детей разведенных родителей продлился недолго. В-третьих, дети из разведенных семей к моменту достижения ими зрелого возраста уже имеют сложившееся мнение и установку - и чаще всего принимают решения, ведущие к распаду их собственной семьи. Например, среди детей разведенных родителей больше случаев ранних браков, а подобные браки дают наибольший процент разводов. Они также более склонны вступать в добрачные отношения с партнером, что, снова, делает развод более вероятным. Наконец, молодые люди, чьи родители были разведены, сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими: они чаще испытывают раздражение, зависть, обидчивость, проблемы в общении, проявляют неверность. Другими словами, в своих родителях они не нашли хорошего примера, как строить здоровые взаимоотношения с окружающими. Именно пример родителей может подтолкнуть их к решению расторгнуть брачные отношения, если в них возникли какие-либо проблемы. Так же дети, пережившие развод своих родителей, имеют более низкие показатели удовлетворённости жизнью, чем их сверстники из благополучных семей.

 В любом случае детям необходимы оба родителя. Вдвоем они способны обеспечить ребёнка необходимой эмоциональной поддержкой, показать им пример здорового общения и дать ощущение безопасности и защищенности. Каждый из супругов наделён уникальными составляющими, необходимыми для благополучия семьи а, значит, и для общей удовлетворённости детей, воспитывающихся в этих семьях.

На практике подтверждается мысль о том, что дети постигают искусство создания благополучных семей, наблюдая за своими родителями. Любое проявление неверности со стороны одного из родителей воспринимается детьми как угроза их безопасности. Возникающее в этом случае чувство страха впоследствии всплывает в виде всевозможных проявлений деструктивного поведения. Плюс ко всему этому, личный пример родителей становится той моделью межличностных отношений, согласно которой выстраивается дальнейшее поведение ребёнка. Находясь в окружении, где является нормой посвященность себя всем членам семьи, дети обретают то чувство безопасности, без которого невозможно формирование здоровой и ответственной личности. Очень часто об этом приходится только мечтать; и тогда дети продолжают идти по стопам своих родителей, принимая при этом ещё менее рассудительные решения.

 

2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников.

        Как отмечает Целуйко В.М, сталкиваясь с переменами, которые непременно связанными с разводом родителей, дети должны знать, на что могут рассчитывать в это время и чего ждать от матери и отца. Именно поэтому родитель-одиночка должен установить четкие границы дозволенного поведения и режим, при  котором ребенок будет чувствовать защищенным. Налаженное (чем скорее, тем лучше) ушедшим из семьи родителем, регулярное общение, идет ребенку только на пользу. Когда в семье происходят перемены, ребенок хочет знать, что его ждет.[30]

       Также, автор отмечает, что родителю-одиночке полезно до конца осознать совершившиеся в его жизни перемены, связанные с новой ситуацией и бывшим супругом или супругой. Это значит, что родителю  необходимо смириться с переменами, на которые он никак не может повлиять. Поддерживать в себе нереалистичные ожидания в данной ситуации очень вредно, ведь это может привести к стрессу, помимо которого и так хватает проблем. Дополнительная эмоциональная травма совершенно нежелательна. Родитель-одиночка обязательно должен помочь ребенку осознать реальные факты и не надеяться на невозможное [30]. Согласно Целуйко В.М., это легко сделать, если предложить детям ответить три простых вопроса:

Информация о работе Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста