Психологическое влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных).
Основными законами влияния являются закон неопределенности отклика, закон неадекватности взаимного восприятия, закон неадекватности самооценки, закон искажения информации, закон самосохранения, закон компенсации.

Содержание работы

Введение 2
1. Сущность, структура и цели влияния 3
1.1 Сущность психологического влияния
1.2. Структура психологического влияния 4
1.3. Цели психологического влияния 5
2. Виды влияния 7
2.1. Общие правила 8
2.2. Техники аргументации 9
2.3. Контраргументация 10
2.4. Техники контраргументации
3. Самопродвижение 12
3.1. Общие правила самопродвижения
3.2. Техники самопродвижения
4. Виды психологического взаимодействия по Грачеву, Мельнику 18
Заключение 24
Литература 25

Файлы: 1 файл

Психологическое влияние.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Психотронное воздействие (парапсихологическое, экстрасенсорное) – влияние других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие. Например, эффект, вызываемый цветовыми пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный V – 666. Вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора ПК (вплоть до смертельного исхода). Принцип его действия основан на «феномене 25-го кадра», содержание которого закладывается при восприятии на подсознательный уровень психики.

Психотропное воздействие  – влияние на психику людей  с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ, в том числе пахучих веществ.

Основные методы психологического воздействия – убеждение, внушение и манипулирование 

Использование радио  и телевидения в интересах  социального влияния представляет чрезвычайно широкие возможности для воздействия на большие, массовые аудитории. Никакое другое средство массово информации не может сравниться с ними по широте охвате аудитории.

Телевидение – одно из наиболее эффективных средств социального  влияния и психологического воздействия. Уже сейчас большинство семей в развитых странах Запада и Востока владеют более чем одним телевизором. Его роль непрерывно растет по мере расширения сети спутникового TV, появления цифрового TV и соединения телевидения с компьютерными сетями Интернета.

Манипуляция - это в первую очередь скрытые способы управления другими. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.

В зависимости от различных оснований выделяют следующие типы психологического воздействия:

1.В зависимости от  стратегии воздействия: субъект-субъектное (адресат как партнер) и субъект-объектное  (адресат как объект воздействия).

2.По планомерности:  произвольное и непроизвольное.

3.По направленности: прямое (ориентировано на конкретного  человека) и косвенное (касается  ситуации).

4.По виду контакта: непосредственное (личный контакт  адресата и инициатора) и опосредованное (ориентация адресата в ситуации  по косвенным признакам, по слухам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Виды психологического взаимодействия по Грачеву, Мельнику:

 

1. Убеждение – сознательное  аргументированное воздействие  на другого человека или на  группу людей с целью изменения  их суждений или решений.

Средствами убеждения  могут быть: предъявление адресату ясных и четких аргументов; принятие сильных и слабых сторон принятого решения; получение согласия на каждом шаге доказательства.

2. Внушение – сознательное  неаргументированное воздействие  на человека с целью изменения  его состояния, отношения к  чему-либо. Средства влияния: личный магнетизм, авторитет; уверенность вербального и невербального поведения; использование условий обстановки.

В. Бойко выделил приемы внушения: через мотивационную сферу  сознания, через идентификацию, с  помощью ссылки на авторитет, через персонификацию и через предубеждения.

3. Заражение – произвольная  и непроизвольная передача своего  состояния или отношения другому  человеку. Средства влияния: высокая  энергетика собственного поведения;  артистизм; использование интриги  при вовлечении партнера в выполнение действий; взгляд «глаза в глаза»; прикосновение и телесный контакт.

4. Побуждение импульса  к подражанию – способность  вызывать желание быть подобным  себе. Средства влияния: публичная  известность воздействующего; демонстрация  высоких образцов мастерства; явление примера доблести, милосердия, служения идее; новаторство; личный магнетизм; призыв к подражанию.

5. Формирование благосклонности  – создание у адресата положительного  отношения к себе. Средства влияния:  проявление воздействующим собственной незаурядности и привлекательности; высказывание благоприятных суждений об адресате, подражание ему, оказание ему услуги.

6. Просьба – обращение  к адресату с призывом удовлетворить  желания воздействующего. Средства  влияния: ясные и вежливые формулировки; признание права адресата отказать в просьбе.

7. Принуждение – требование  выполнять распоряжение инициатора, подкрепленное угрозами, скрытыми  или явными. Средства: объявление  жестко определенных сроков или  способов выполнения работы; наложение  не подлежащих обсуждению запретов; запугивание последствиями; угроза наказания.

8. Деструктивная критика  – высказывание оскорбительных  суждений о личности человека, грубое осмеяние его поступков.  Средства влияния: принижение  личности; высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить – внешности, социального и национального происхождения, голоса и др.; высказывание справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии подавленности неудачей.

9.Игнорирование –  умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру по общению, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности и неловкости, допущенной партнером.

10. Манипуляция – скрытое  от адресата побуждение его  к переживанию определенных состояний,  изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению  действий, необходимых для достижения  целей инициатора. При этом для  манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не навязанными извне и признавал себя ответственным за них. [стр.75, 4]

Роберт Чалдини выявил правила, которые являются основой взаимодействия людей в обществе:

1. Взаимный обмен

В соответствии с этим правилом человек старается определенным образом платить за то, что ему предоставил другой человек. Возлагая на «получателя» обязательство совершить ответный акт в будущем, правило взаимного обмена позволяет одному индивиду давать что-либо другому с уверенностью, что это не будет полностью утрачено. Эта уверенность делает возможным развитие различных видов длительных взаимоотношений, взаимодействий и обменов, которые являются благотворными для общества.

2. Обязательства и  последовательность

Взяв на себя обязательство, т.е. заняв определенную позицию, люди склонны соглашаться с требованиями, которые соответствуют данному обязательству. Поэтому многие «профессионалы уступчивости» стараются побудить людей изначально занять позицию, соответствующую тому поведению, которого они впоследствии будут придерживаться.

Однако не все обязательства  одинаково эффективно порождают  последующие действия в будущем. Наиболее эффективны активные, публичные  обязательства.

Кроме того, обязательства  должны быть внутренне мотивированными, не навязанными извне, и на их выполнение должны затрачиваться определенные усилия.

3. Социальное доказательство

Люди, чтобы решить, чему верить и как действовать в  данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в  аналогичной ситуации другие люди.

Склонность к подражанию обнаружена и у детей, и у взрослых. Эта склонность проявляется при  совершении самых разных действий, таких как принятие решения что-либо купить, пожертвование денег на благотворительные  нужды и освобождение от фобий. Принцип социального доказательства может быть применен с целью побудить человека подчиниться тому или иному требованию.

При этом человеку сообщают, что многие люди (чем больше, тем  лучше) согласились с этим требованием.

4. Благорасположение

Люди предпочитают соглашаться  с теми индивидами, которые им знакомы  и симпатичны. Нам нравятся люди, похожие на нас, и мы более охотно соглашаемся с требованиями именно таких людей, часто неосознанно.

5. Авторитет

Общество в целом  оказывает сильное давление на своих отдельных членов с целью побуждения их к соглашению с требованием авторитета. Тенденция обусловлена многовековой практикой внушения, что повиновение – это правильно. Людям бывает удобно подчиняться приказам истинных авторитетов, т.к. они обычно имеют большой запас знаний, мудрости и силы.

6. Дефицит

Люди в большей степени  ценят то, что менее доступно. Этот принцип часто применяется  с целью извлечения выгоды в таких  методиках достижения уступчивости, как тактика ограничения количества или тактика установления крайнего срока, с помощью которой люди стараются убедить нас, что доступ к тому, что они предлагают, строго ограничен, будь то какая-то продукция или информация.

Кроник А.А., Кроник Е.А. выделили три приема взаимопонимания: формирование нового языка, уступки партнеру, диалог независимых. «Преобладание того или иного приема определяет соответствующую стратегию взаимодействия» [ стр. 130, 8]

В процессе взаимодействия следует учитывать следующие  особенности влияния:

  • Если оно направлено на сферу потребностей, то его результаты сказываются прежде всего на направленности и силе их побуждений
  • Когда оно нацелено на эмоции, это отражается на внутренних переживаниях, межличностных отношениях;
  • Сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
  • В результате влияния на интеллект меняется характер восприятия людьми поступающей информации и картина мира в целом;
  • Влияние на коммуникативно-поведенческую сферу позволяет создавать социально-психологический комфорт или дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими.

Кружкова О.В. и Шахматова  О.Н. выявили следующие принципы реализации психологического взаимодействия:

  • психологическое воздействие в процессе деятельности – предполагает, что в ходе ее реализации влияние на людей может осуществляться менее заметно и более эффективно;
  • опора на положительное и отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет прежде всего того, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию, те или иные характеристики личности или группы могут как способствовать воздействию, так и затруднять его;
  • сочетание высокой интенсивности влияния с учетом специфической характеристики его объекта предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь тогда, когда необходима его корректировка из-за психологических особенностей объектов воздействия;
  • индивидуальный и дифференцированный подход предполагает глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния на конкретных людей с учетом их личностных характеристик; постоянный анализ итогов ПВ; своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей его объектов;
  • единство, согласованность и преемственность – требует наличия единства взглядов всех субъектов ПВ на его задачи; достижение единства во всех элементах и во всем содержании ПВ; использование достижений науки для повышения эффективности ПВ на различные группы или отдельных людей; согласования линии ПВ по отношению к отдельным людям; обобщения опыта достижения согласованности ПВ в различных социальных условиях;

психологическое воздействие  в группе и через коллектив требует определения приоритетов во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы, перспективы развития группы, факторов, объединяющих ее участников, сосредоточения именно на них основного влияния, умелого использования силы группы, мнения в интересах повышения эффективности ПВ, заставляет членов группы подчинять свои личные интересы общим, добиваться единства группы, что облегчает достижение целей ПВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психологическое влияние  – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных).

 При осуществлении  влияния необходимо учитывать  ряд законов, которые действуют вне зависимости от того, знает ли руководитель об их существовании.

 Основными законами  влияния являются закон неопределенности  отклика, закон неадекватности  взаимного восприятия, закон неадекватности  самооценки, закон искажения информации, закон самосохранения, закон компенсации.

 Среди видов психологического  влияния можно выделить убеждение,  самопродвижение, внушение, заражение,  продвижение, формирование благосклонности,  просьбу, принуждение, деструктивную  критику и манипуляцию. 

 Среди видов защиты  от психологического влияния: контраргументация, конструктивная критика, энергетическая мобилизация, творчество, уклонение, психологическая самооборона, игнорирование, конфронтация, отказ, информационный диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО, 2003. 384с.

2. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224с.

3. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: учеб. пособ. для вузов. Екб.: изд-во РГППУ, 2003.168с.: ил.

4. Крысько В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. 567с

5. Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: РЕЧЬ, 2002. 256 с.

6. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000.272 с.

7. В. П. Шейнов "Психологическое влияние"М.: Харвест, 2007. - 640 с.

8. Психологический словарь /ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. М: Педагогика – Пресс, 1999г. 400с.

9. Науменко Т.В. Психологические  методы воздействия на массовые аудитории //Вопросы психологии. №6, 2003г.

Информация о работе Психологическое влияние