Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:53, реферат
Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных).
Основными законами влияния являются закон неопределенности отклика, закон неадекватности взаимного восприятия, закон неадекватности самооценки, закон искажения информации, закон самосохранения, закон компенсации.
Введение 2
1. Сущность, структура и цели влияния 3
1.1 Сущность психологического влияния
1.2. Структура психологического влияния 4
1.3. Цели психологического влияния 5
2. Виды влияния 7
2.1. Общие правила 8
2.2. Техники аргументации 9
2.3. Контраргументация 10
2.4. Техники контраргументации
3. Самопродвижение 12
3.1. Общие правила самопродвижения
3.2. Техники самопродвижения
4. Виды психологического взаимодействия по Грачеву, Мельнику 18
Заключение 24
Литература 25
Психотронное воздействие (парапсихологическое, экстрасенсорное) – влияние других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие. Например, эффект, вызываемый цветовыми пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный V – 666. Вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора ПК (вплоть до смертельного исхода). Принцип его действия основан на «феномене 25-го кадра», содержание которого закладывается при восприятии на подсознательный уровень психики.
Психотропное воздействие
– влияние на психику людей
с помощью медицинских
Основные методы психологического воздействия – убеждение, внушение и манипулирование
Использование радио
и телевидения в интересах
социального влияния
Телевидение – одно из
наиболее эффективных средств
Манипуляция - это в первую очередь скрытые способы управления другими. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.
В зависимости от различных оснований выделяют следующие типы психологического воздействия:
1.В зависимости от
стратегии воздействия:
2.По планомерности: произвольное и непроизвольное.
3.По направленности: прямое (ориентировано на конкретного человека) и косвенное (касается ситуации).
4.По виду контакта:
непосредственное (личный контакт
адресата и инициатора) и опосредованное
(ориентация адресата в
4. Виды психологического взаимодействия по Грачеву, Мельнику:
1. Убеждение – сознательное
аргументированное воздействие
на другого человека или на
группу людей с целью
Средствами убеждения могут быть: предъявление адресату ясных и четких аргументов; принятие сильных и слабых сторон принятого решения; получение согласия на каждом шаге доказательства.
2. Внушение – сознательное
неаргументированное
В. Бойко выделил приемы внушения: через мотивационную сферу сознания, через идентификацию, с помощью ссылки на авторитет, через персонификацию и через предубеждения.
3. Заражение – произвольная
и непроизвольная передача
4. Побуждение импульса
к подражанию – способность
вызывать желание быть
5. Формирование благосклонности
– создание у адресата
6. Просьба – обращение
к адресату с призывом
7. Принуждение – требование
выполнять распоряжение
8. Деструктивная критика
– высказывание оскорбительных
суждений о личности человека,
грубое осмеяние его поступков.
9.Игнорирование – умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру по общению, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности и неловкости, допущенной партнером.
10. Манипуляция – скрытое
от адресата побуждение его
к переживанию определенных
Роберт Чалдини выявил правила, которые являются основой взаимодействия людей в обществе:
1. Взаимный обмен
В соответствии с этим правилом человек старается определенным образом платить за то, что ему предоставил другой человек. Возлагая на «получателя» обязательство совершить ответный акт в будущем, правило взаимного обмена позволяет одному индивиду давать что-либо другому с уверенностью, что это не будет полностью утрачено. Эта уверенность делает возможным развитие различных видов длительных взаимоотношений, взаимодействий и обменов, которые являются благотворными для общества.
2. Обязательства и последовательность
Взяв на себя обязательство, т.е. заняв определенную позицию, люди склонны соглашаться с требованиями, которые соответствуют данному обязательству. Поэтому многие «профессионалы уступчивости» стараются побудить людей изначально занять позицию, соответствующую тому поведению, которого они впоследствии будут придерживаться.
Однако не все обязательства одинаково эффективно порождают последующие действия в будущем. Наиболее эффективны активные, публичные обязательства.
Кроме того, обязательства должны быть внутренне мотивированными, не навязанными извне, и на их выполнение должны затрачиваться определенные усилия.
3. Социальное доказательство
Люди, чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди.
Склонность к подражанию обнаружена и у детей, и у взрослых. Эта склонность проявляется при совершении самых разных действий, таких как принятие решения что-либо купить, пожертвование денег на благотворительные нужды и освобождение от фобий. Принцип социального доказательства может быть применен с целью побудить человека подчиниться тому или иному требованию.
При этом человеку сообщают, что многие люди (чем больше, тем лучше) согласились с этим требованием.
4. Благорасположение
Люди предпочитают соглашаться с теми индивидами, которые им знакомы и симпатичны. Нам нравятся люди, похожие на нас, и мы более охотно соглашаемся с требованиями именно таких людей, часто неосознанно.
5. Авторитет
Общество в целом оказывает сильное давление на своих отдельных членов с целью побуждения их к соглашению с требованием авторитета. Тенденция обусловлена многовековой практикой внушения, что повиновение – это правильно. Людям бывает удобно подчиняться приказам истинных авторитетов, т.к. они обычно имеют большой запас знаний, мудрости и силы.
6. Дефицит
Люди в большей степени
ценят то, что менее доступно.
Этот принцип часто применяется
с целью извлечения выгоды в таких
методиках достижения уступчивости,
как тактика ограничения
Кроник А.А., Кроник Е.А. выделили три приема взаимопонимания: формирование нового языка, уступки партнеру, диалог независимых. «Преобладание того или иного приема определяет соответствующую стратегию взаимодействия» [ стр. 130, 8]
В процессе взаимодействия следует учитывать следующие особенности влияния:
Кружкова О.В. и Шахматова О.Н. выявили следующие принципы реализации психологического взаимодействия:
психологическое воздействие в группе и через коллектив требует определения приоритетов во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы, перспективы развития группы, факторов, объединяющих ее участников, сосредоточения именно на них основного влияния, умелого использования силы группы, мнения в интересах повышения эффективности ПВ, заставляет членов группы подчинять свои личные интересы общим, добиваться единства группы, что облегчает достижение целей ПВ
Заключение
Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных).
При осуществлении влияния необходимо учитывать ряд законов, которые действуют вне зависимости от того, знает ли руководитель об их существовании.
Основными законами
влияния являются закон
Среди видов психологического
влияния можно выделить
Среди видов защиты от психологического влияния: контраргументация, конструктивная критика, энергетическая мобилизация, творчество, уклонение, психологическая самооборона, игнорирование, конфронтация, отказ, информационный диалог.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО, 2003. 384с.
2. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224с.
3. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: учеб. пособ. для вузов. Екб.: изд-во РГППУ, 2003.168с.: ил.
4. Крысько В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. 567с
5. Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: РЕЧЬ, 2002. 256 с.
6. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000.272 с.
7. В. П. Шейнов "Психологическое влияние"М.: Харвест, 2007. - 640 с.
8. Психологический словарь /ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. М: Педагогика – Пресс, 1999г. 400с.
9. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовые аудитории //Вопросы психологии. №6, 2003г.