Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 06:34, реферат

Описание работы

Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей, их поведения под воздействием денег.
Понятие деньги имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только по тому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмента стало для нас сложнее, многограннее.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

 
Введение

 
  Деньги - товар, специальная потребительная стоимость которого делает его всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги являются основным средством обмена в экономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и образования накоплений.

Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей, их поведения под воздействием денег. 
Понятие деньги имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только по тому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмента стало для нас сложнее, многограннее.

Психологические моменты в денежном мире возникли ещё на заре его формирования. Исследования ряда экономистов показали, что первоначально в отношении денег доминировала не столько рациональная, сколько эмоциональная реакция человека. Предположительно, сначала деньги выполняли функции украшения, обозначения статуса. Их коммерческое использование сложилось в более развитом обществе.

Деньги обладают определенной притягательностью. Желание получить как можно больше денег появляется довольно в раннем возрасте, т.к. дети понимают, что деньги позволяют достичь намного больше целей, чем другие средства. Деньги можно обменять на любой товар или услугу и это им придает значение сильного возбудителя.

Вообще отношения  к деньгам в обществе многозначны: деньги являются оценкой успешности деятельности человека и одновременно являются объектом презрения и зла. И именно то, как человек относится к деньгам, влияет на количество денег в его жизни. У малообеспеченного человека в голове множество ограничивающих убеждений, в результате которых человек избегает деньги или не стремится к их получению. В то же время обеспеченный человек по-другому относится к деньгам – он их ценит и, возможно даже больше, чем они того заслуживают.

  1. Человек и деньги, психология денег.

 
1.1 Деньги как объект психологической оценки

 

 

Психологи, считают, что любые суммы  денег, представленные в той или  иной форме, являются объектом психологической  оценки, и она оказывает сильное  влияние на функционирование данной конкретной суммы. Так, восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование. Неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие — с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени.

Психологическая "окраска" денег  связана с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.

Отношение к деньгам зависит  и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое "отмывание" денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.

Различные психологические оттенки  использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).

Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается непредосудительным.

    1. Общие проблемы психологии денег

Деньги появляются на следующем  после натурального обмена этапе  развития общества. Они - порождение и  форма выражения товарного хозяйства, товар, специальная потребительная стоимость которого делает его, с  точки зрения экономики, всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Однако в жизни тезис о всеобщей эквивалентности денег не столь  безупречен. Роль денег как всеобщего  эквивалента в условиях дефицита, инфляции, у людей с разными  ценностями, разных возрастов, разного  воспитания и разных психологических  особенностей не очевидна.

Экономические теории в  основном исходят из "безликости", "одинаковости" денег. Психологи, напротив, считают, что любые суммы  денег, представленные в той или  иной форме, являются объектом психологической  оценки, и она оказывает сильное  влияние на функционирование данной конкретной суммы. В этом аспекте они — объект психологических исследований. Важность денег косвенно отражена тем фактом, что у русских людей наиболее распространенными являются фамилии, так или иначе связанные с деньгами (Рублев, Рубцов, Алтынов, Пятаков, Копейкин, Полушкин и т.д.). Помимо сугубо экономических функций (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления), деньги меняют психику людей, формируя и удовлетворяя потребности выживания, существования, самореализации, занятия определенной ступени в обществе. Психологическая "окраска" денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Деньги являются самой абстрактной, загадочной и не всегда предсказуемой формой хозяйственной жизни. 
  Единой теории психологии денег нет. Тема психологии денег мало разработана даже на Западе, не говоря уже о России, в которой она неоправданно долго была идеологически неактуальной. Есть разрозненные работы о восприятии денег, о поведении, связанном с деньгами, о расходовании, сбережении и пр. Некоторое внимание отношению к деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии, психологии менеджмента, посвященных мотивам трудовой деятельности и материальному стимулированию. Правда, еще В.М.Бехтерев в труде «Коллективная рефлексология» утверждал значимость отношения к деньгам, ценности денег в обществе, и взаимосвязь этой субъективной ценности с устойчивостью финансово-экономического рынка в стране.

Изучение психологии денег  необходимо для прогнозирования  потребительского, сберегательного, предпринимательского поведения, долгов, страхования, использования  кредитов и т.п.

 
1.3.Социокультурные особенности отношения к деньгам

Попытки выявить социокультурные  особенности отношения к деньгам  были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих  обобщающий характер. Наиболее интересными  являются вопросы отношения к  деньгам как к ценности, к деньгам  и работе, к соревновательности, сбережениям. Однако определить влияние  социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно, поскольку превалирующее  значение имеет уровень экономического развития, степень вовлеченности  страны в мировую систему хозяйства, уровень организованности производства и банковской системы — качеств  наднациональных, сминающих социокультурную  специфику во всех сферах.

 

  Английский экономист  Р. Лини обобщил материалы нескольких авторов и обнаружил: 
1.положительную корреляцию между ценностным отношением к деньгам и экономическим ростом страны (чем больше экономический рост, тем больше ценность денег); 
2. отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходом на душу населения (чем больше доход, тем меньше ценность денег).

Выводы из этого очевидны, поскольку при низком доходе на душу населения деньги большей частью предназначены на ежедневные траты. При экономическом росте страны масса денег растет, увеличивается  и число их функций, от чего их ценность возрастает, но не до бесконечности. На этапе насыщения деньгами ценность их в глазах обывателя снижается.

Социокультурные традиции тесно переплетены не только с  экономическим положением, но и с  этическими проблемами. Исследования структуры ценностей среди молодых  людей подтвердили, что в странах  со стабильной экономикой, в частности  в Европе, больше ценятся этические  аспекты труда, мастерство (консервативные ценности), а в странах с экономическим  ростом (Япония, Турция, Тайвань, Бангладеш, Израиль и др.) больше приветствуются конкуренция, мотивация успеха, рост сбережений.

Интересно проявление компенсаторных механизмов. Выявлено, что в странах  с малым доходом на душу населения  купюры и монеты, как правило, большего размера, чем в богатых странах.

Приведенные выше примеры  показывают, что экономический фактор достаточно силен, чтобы разрушить  социокультурные особенности в  восприятии денег. Традиции сохранились  в большей степени там, где  недавно начался экономический  рост, несмотря на изменение структуры  ценностей у молодежи. Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у  народов на протяжении длительного  времени и отразившейся в их менталитете. Даже в Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения  к деньгам. Они копятся для  традиционных, почти культовых поездок. Отлична от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д. Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, сохранился у евреев, многие века вынужденных думать «о черном дне». Склонны прятать деньги белорусы, поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории. У русских (в России) — от бродяги до купца — в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.

Социокультурные особенности  отношения к деньгам проявляются  в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в  чувствах, испытываемых к более богатым  или бедным согражданам, в проблемах  уравнительного распределения.

В традиции многих восточных  народов принято щедро принимать  гостя. Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует  весь семейный клан. Принято из дальних  краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.

Среди ряда европейских  народов, воспитанных в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане  гость сам платит за себя и т. д.

В России, где традиционно  проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии  формального денежного равенства  усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются  его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале  материального благополучия и аффективно относятся к нему. Эта черта  не в полной мере определяется принадлежностью  к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. Социокультурные различия, вызванные  экономическими причинами, проявляются  в сфере отрицательных эмоций — вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих  при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отношение к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это — уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, способствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем больше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам — из-за рисков в экономическом поведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма. Недаром в странах запада, особенно в США, растет спрос на услуги психотерапевтов. Отечественные предприниматели находятся в состоянии постоянного и еще большего психического давления — помимо обычных сопутствующих рыночных экономике психических напряжений, немалое влияние на них оказывает борьба за передел собственности и рынков, неопределенность налогового законодательства и многое другое. Можно предположить, что под комплексным воздействием национальных и экономических причин формируется особый тип предпринимателя. Это подтверждается специальными исследованиями. Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся под влиянием факторов культуры и социальной атмосферы.

На этапах первоначального  накопления капитала, поскольку, захват собственности производится в основном авантюрными людьми, не способными производить товар, есть опасность  превращения денег в самоценность, в единственную ценность и сверхценность. Легко заработанные деньги «по-купецки» тратятся в ресторанах, магазинах, курортах. В этом случае человек впадает  в наиболее дисгармоничное состояние. Деньги должны служить жизни человека, а не его кошельку, глупым прихотям, бахвальству.

С другой стороны, покупатель должен больше думать о своем кошельке, чем о кошельке продавца. Большинство  граждан бывшего СССР, имевших  гарантированный заработок и  небольшие деньги, всегда легко относились к их трате. Меньше торговались, охотнее  давали взаймы, меньше думали о деньгах, почти не имели волнений, связанных с ними. Люди легко верят пирамидам, торговцам воздухом не только потому, что вообще склонны верить в предложения легкого заработка, но и благодаря парадоксальной ситуации, в которой они, с одной стороны, не имели опыта крупномасштабного обмана, а с другой, были убеждены, что государство их обманывает.

Начаты интересные исследования в области социокультурных различий в определении у разных народов  качеств, считающихся первоочередными  для приобретения богатства. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают  с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными в ведении  дел (а не в превращении воздуха  в деньги) оказались так называемые "трудоголики", обладающие обеими группами указанных свойств и  способные посвящать делу все  свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги вкладывая в производство.

Мало изучено влияние личностных особенностей. Оказалось, что устойчивые экстраверты (личности, обращенные больше на окружающий мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты (фиксированные на явлениях собственного внутреннего мира).

С низкой самооценкой и  неуверенностью в себе оказалось  связано и слишком ограничительное поведение и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители.

Информация о работе Психология денег