Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 06:34, реферат

Описание работы

Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей, их поведения под воздействием денег.
Понятие деньги имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только по тому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмента стало для нас сложнее, многограннее.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

2) обогащение – накопление  денежных ценностей как материальных, так и духовных, которые образуют  богатство. Это второй, более высокий  целевой рубеж. Он может ограничиваться  определенным пределом, либо становится  неограниченным. Эти две цели  могут конкурировать, что приводит  к перераспределению денежных  средств индивидом;

3) самовыражение посредством  денег, которые затрачиваются  на создание имиджа как способа  возвышения, самоуважения. При этом  денежное обогащение может стать  одной из главных целей существования.  Это третий, самый высокий целевой  рубеж. Основная доля денежных  ресурсов высокообеспеченных людей  расходуется в основном на  цели самовыражения и обогащения, распределяется между этими целями  в соответствии с индивидуальными  психологически обусловленными  приоритетами.

Денежные цели выражают стратегическую линию денежного поведения человека. Тактические, краткосрочные цели выражаются в мотивах и интересах деятельности людей, приносящей деньги.

Денежная мотивация –  это влияние денежных побудителей  на поведение субъектов экономической  деятельности и возникающие между  ними взаимоотношения. Денежная мотивация  проявляется двояким образом. С  одной стороны, она проявляется  в виде побудительных мотивов  к получению и использованию  денег индивидом для удовлетворения собственных потребностей. К ведущим  мотивам этой группы относятся потребность  в деньгах как средстве покупки  товаров. Оплаты услуг, накопление денег в качестве гарантии благополучия, для оказания помощи близким, стремление к деньгам как к инструменту власти.

С другой стороны, денежная мотивация рассматривается как  побуждение других людей посредством  денежного стимулирования к совершению определенных действий желаемому поведению. К этой группе мотивов можно отнести  денежные поощрения и наказания, предоставление кредитов и субсидий, выплата гонораров, плата за пользование  патентами и т.д. При этом деньги приобретают статус инструмента  социально-экономического управления. Выбирая форму мотивирующего  воздействия, необходимо учитывать  психологическую реакцию объекта  управления на мотивирующее воздействие. Результат мотивации зависит  как от масштаба денежного воздействия, так и от того, способствует ли он к побуждению внутренних мотивов. Неудачно выбранный стимул может быть воспринят  как обидный, порождающий негативную реакцию.

Говоря о денежной мотивации  необходимо различать:

1) истинную мотивацию,  соответствующую подлинным внутренним  желаниям людей, вытекающую из  их целей;

2) декларируемую, показную  мотивацию, используемую для того, чтобы создать впечатление, что  субъект руководствуется законными,  благородными мотивами поведения;

3) скрытую, непровозглашаемую  мотивацию, целью которой является  сокрытие истинных мотивов поведения,  способных породить негативную  реакцию со стороны других  людей.

Под денежными интересами понимают получение денежной выгоды в виде денежных доходов в результате выполнения определенной деятельности. Это может быть получение низкопроцентных  кредитов, применение ресурсосберегающих технологий, снижение нерациональных денежных расходов, вложение денег  в высокопроцентные бумаги и т.д.

Наряду с чисто денежными  мотивами и интересами деятельности рассматриваются производные от них мотивы и интересы, вытекающие из денежных или сопутствующие им. Экономическая деятельность людей  может быть обусловлена социальной, моральной и духовной выгодой, например, стремлением повысить социальный статус или усилить свое влияние.

Денежные цели, мотивы и  интересы тесно переплетаются. Результатом  денежного поведения всех хозяйствующих  субъектов являются деньги в разнообразных  формах – в денежных ценностях, денежной стоимости вещей, благ, услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экспериментально-психологические  исследования феномена денег пока не многочисленны. Применяя специальные  измерительные метод ученые выявили многозначность отношения к деньгам: деньги -- это мерило удачливости и благополучия, оценка успешности деятельности человека; это одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, и объект презрения, даже моральное зло; деньги выступают как способ обеспечения комфорта и, наконец, деньги -- это консервативная коммерческая ценность.

Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. Деньги могут выступать и целью, и  средством. Влияние фактора классовой  принадлежности перекрывает влияние  уровня дохода и культурных различий на отношение к деньгам

Одной из основных проблем  денежного поведения индивидов, организаций, регионов является установление соотношения между денежными  средствами, затрачиваемыми на потребление  и накопление. Это соотношение  выражается психологическим законом  Дж. Кейнса, согласно которому применение денег для удовлетворения текущих потребностей является приоритетным в сравнении с их откладыванием в сбережения или вложением в дело на продолжительный период. Этот закон верно отражает денежную психологию большинства субъектов денежного обращения. Однако он не универсален.

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Корсини, Р., Ауэрбах, Р. А. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, Р. А. Ауэрбах - СПб, «Питер», 2010 г., с. 680.

  1. Дейнека, О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. / О. С. Дейнека — СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2009.

  1. Журавлев, А.Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки / А. Л. Журавлев // Проблемы экономической психологии. - М.: ИП РАН, 2010. С. 5-21.

  1. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. / Дж. М. Кейнс - М., 2010.
  1. Семенов, М.Ю. Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости. / М. Ю. Семенов - Ярославль, 2011.

  1. Фернам, А., Аргайл, М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /под общей редакцией А. Алексеева. - СПб.: прайм-Еврознак, 2010. - 352 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология денег