Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 06:34, реферат

Описание работы

Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей, их поведения под воздействием денег.
Понятие деньги имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только по тому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмента стало для нас сложнее, многограннее.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Люди, придерживающиеся в денежной этике вещизма и накопительства, менее удовлетворены жизнью, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.

1.4 Психологические особенности функционирования денег

Деньги могут быть средством  разворачивания производства, предпринимательской  деятельности, поскольку они служат посредником и стимулом в процессе воспроизводства. В этом случае статус человека определяется его ролью  в производственном процессе.

В рыночной деятельности утрачивается абстрактное отношение к человеку, а понятия заповедей сохраняются  только для лиц, принадлежащих одной  рыночной группе. Подразумевается, что  партнеры должны быть честны друг с  другом. Однако, как показывает практика это не всегда так. Предприниматели  стремятся сбыть свой товар в  любом случае, даже если он некачественный. Поэтому с точки зрения потребителя  рынок аморален изначально, побеждает  то, кто обманет. Как ответная реакция  – борьба потребителей за свои права.

Не обязательная, но типичная и для сегодняшнего дня схема  происхождения капитала: добыча первоначального  капитала криминальным путем -> развитие дела на легитимной экономической основе -> осознание социально-культурной значимости капитала. (бандит-промышленник-меценат).

Конкуренция – наиболее яркая отличительная особенность  бизнеса. Существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как  двигатель экономического прогресса, механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, есть общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции схватку предпринимателей. 
Государственная политика практически всех стран направлена на стимулирование конкуренции для противостояния созданию монополий. Интенсивная конкуренция стимулирует внедрение инноваций, проникновение на новые рынки и производит естественный отбор, оставляя на рынке сильных и удаляя с него «слабых».

 

1.5 Психология бедности и богатства

 

   На протяжении последнего десятилетия в российском обществе произошли кардинальные социально-экономические преобразования, следствием которых явилось значительное усиление имущественной дифференциации различных слоев населения, появление социальных групп, отличающихся по экономическим признакам: богатых и бедных, неимущих. В условиях нестабильности социально-экономической ситуации, противоречивой динамики социальных процессов в стране, интенсивной трансформации социальных отношений и настроений в различных социальных группах для подавляющего большинства людей существенно возросла значимость материальных ценностей, а проблема имущественного неравенства, богатства и бедность стала одним из ключевых аспектов развития современного российского общества. Она обнаруживаются в психологических и социологических исследованиях ценностей. Все чаще среди качеств людей типа «молодой, красивый, умный, добрый», на первое место ставится «богатый». На вопрос о ценностях также все чаще ответы «состояние, должность».

По мере роста богатства  стран и отдельных лиц, осведомленности  большого числа лиц о дисбалансе в доходах все чаще появляются мнения о справедливости их сближения. Значительная часть населения разных стран, как показали результаты ряда исследований, сегодня предпочитает равенство в доходах тому, что  могут предложить свобода и рынок. Главным критерием неравенства  является богатство, деньги. Остальные — власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, которому сопутствовало «подтягивание» жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.

Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает  видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило  особую категорию «паразитов», готовых  жить на пособие всю жизнь. Поэтому  проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному  существованию.

Материальное положение  человека влияет на его образ в  глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Диапазон отношения  к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к  применению социальных программ склонны  большей частью богатые страны и  богатые люди. В бедных странах  с большим количеством нуворишей  отношение к беднякам презрительное  и беспощадное.

Конечно, бедняк бедняку  — рознь. Следует выделять из общей  массы бедняков людей определенного  психического склада: у них нет  потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у  них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется  свобода, они с удовольствием  ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и  психологии, по существу, бомжа, они  готовы уничтожить цивилизованный мир.

Иной тип личности —  мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно  происходит «вымывание» специалистов. Человек знает себе цену и хочет  зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило  — нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий «под фанеру»).

 

  1. «Денежные» Типы личности

 

Попытки описать типы личности и  характерные признаки поведения  в зависимости от того, как люди относятся к деньгам, предпринимались  в клинических исследованиях. Наблюдая за больными людьми и изучая их истории  болезни, клинические психологи  выделили следующие главные символические  факторы, связанные с деньгами:

  • безопасность (у людей, стремящихся к деньгам ради безопасности, страх быть оскорбленным или отвергнутым перерастает в параноический страх быть ограбленным);
  • сила (для людей, ориентированных на силу, деньги есть сила, которой они не имели в детстве, следствие преодоления барьера между собой и угрожающим миром);
  • любовь (для тех, у кого деньги -- символ любви, нарушены процессы обмена в сторону утрирования возможности и необходимости покупать или продавать любовь и дружбу, использования денег как знаков любви);
  • свобода (деньги могут выступать как источник свободы от других и власти над ними).

Были рассмотрены некоторые виды неврозов, связанных с такими формами поведения, как оплата налогов, составление завещания, накопление, использование кредитных карт, а также разработана классификация денежных комплексов и выделены следующие “денежных” типов личности.

“Скряга” копит деньги, что само по себе является увлекательным него. Он часто испытывает страх потери (денег, вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.

“Транжир” демонстрирует компульсивное (навязчивое) и бесконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в момент депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм -- его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.

“Денежный мешок” полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматриваются как лучший способ добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять окружающим миром, и тем более он будет счастлив.

“Торгаш” навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает чувство  превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.

“Игрок” чувствует себя бодрым и  оптимистичным, принимая в.. ощущения власти, которое приносит выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.

Выявленные на клиническом материале  особенности отношения к деньгам  и “денежного” поведения представлены и в норме в виде примерного усиления или акцентуаций отдельных  его характерных черт свидетельствует  об избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным  воздействиям при хорошей устойчивости к другим. Таким образом, в норме не всегда демонстрируется адекватное отношение к деньгам и поведение, оно может быть утрированно, акцентуировано.

Описанные акцентуации “денежного”  типа личности проявляются в различных  контекстах межличностного общения  и прежде всего в семейных отношениях, а также в отношениях между  людьми на работе.

Как нечто конкретное, легко подсчитываемое, деньги и проблемы, вязанные с ними, легко маскируют конфликты и  проблемы психологической природы. Ссоры из-за денег, доходов, расходов, приоритетов в покупках служат защитным барьером от глубинных тревог, страхов, опасений, чувства одиночества, комплексов неполноценности. Споры и ссоры  по поводу денег -- часто отводной клапан для отрицательных эмоций и проблем, особенно тех, которые не впускаются в сознание, чтобы не обдумывать и не обсуждать их.

 

  1. Психологические факторы «денежного поведения»

 

Психологи выявили различия в обращении с деньгами, связанные  с такими факторами, как имущественное  положение, возраст, пол, тип личности. Показано, например, что умение планировать расходы обычно растет вместе с возрастом; что юноши проявляют большую способность к целевым сбережениям, чем девушки; что мужчины придают деньгам большую психологическую ценность и более компетентны в обращении с ними, чем женщины, но больше склонны к денежным рискам, а женщины сильнее мужчин переживают отсутствие денег и чаще завидуют тем, кто богаче; что для экстравертов больше характерно расточительство, а для интровертов — бережливость; что люди, озабоченные накоплением денег, испытывают меньшую удовлетворенность жизнью, чем те, кто жертвует деньгами во имя духовных и социальных ценностей.

В психоаналитической концепции  Фрейда отношение личности к деньгам  связывается с чертами характера, которые начинают складываться еще  в раннем детстве. На протяжении первых трех лет жизни детская сексуальность, согласно Фрейду, проходит оральную, анальную и генитальную стадии. На каждой из них эрогенной становится определенная зона тела. В дальнейшем развитии психики  инфантильная сексуальность трансформируется в нормальное половое влечение, но какие-то компоненты ее в большей  или меньшей мере сохраняются  и у взрослых, что сказывается  в особенностях их характера и  поведения. На формирование отношения  к деньгам особое влияние оказывает  анальная стадия. В ней источником удовольствия для ребенка является процесс дефекации, а фекалии воспринимаются им как некое богатство, которым он обладает и которое доставляет ему радость. Желая увеличить удовольствие, ребенок научается задерживать акт дефекации, сохраняя свое «богатство» в себе. К тому же от родителей он получает одобрение за то, что сумел задержаться и совершить акт своевременно (заодно это дает ему ощущение некоторой власти над родителями, поскольку он своим поведением может влиять на них, вызывая у них радость или раздражение). Позже в процессе взросления детский анальный комплекс вытесняется, а фекалии замещаются другими вещами. Первыми заменителями их становятся жидкая грязь, глина, песок, затем — всякого рода камешки, стекляшки, пластилин и другие материалы, с которыми дети с удовольствием возятся, что-то лепят, строят. С усвоением культуры в ряду замещений, наконец, появляется общий символ материальных ценностей — золото и деньги. Вытеснение анального комплекса в сферу манипулирования материальными благами, деньгами, золотом, властью создает, по Фрейду, наиболее подходящий для успешной экономической деятельности характер. Типичные черты его — бережливость, жадность, аккуратность, упрямство, властность.

Фрейд подчеркивает, что в  одних культурах воспитание детей  содействует формированию «экономического» характера и бережного отношения  к деньгам, а в других, наоборот, не развивает необходимых для  этого качеств личности. В Европе, особенно в зажиточных семьях, принято  приучать детей к регулярному  отправлению естественных надобностей, дисциплине, аккуратности, настойчивости, что играет важную роль в выработке  типа европейского буржуа со свойственными  ему стремлениями к накопительству, богатству, власти. В культуре африканских  народов проявления детской сексуальности  контролируются и ограничиваются не столь жестко, и вытеснение инфантильных комплексов не связано с образованием развитой системы культурных, символических  замещений. Отсюда, по мнению Фрейда, проистекает  слабая заинтересованность в рациональном ведении хозяйства, предпринимательстве, обогащении и неприятие буржуазного  образа жизни.

В рыночной экономике деньги выступают в качестве общего условного  стимула, который обеспечивает получение  множества безусловных стимулов — товаров и услуг, которые  можно за них купить. Отсюда вытекает отношение к деньгам как поощрительному подкреплению «правильного» экономического поведения, вознаграждению за него. Деньги, таким образом, являются средством  нормирования экономического поведения. Люди научаются — одни лучше, другие хуже — экономически наиболее целесообразно  мыслить и действовать. И, с одной  стороны, преуспеть в этом больше шансов имеют те, для кого деньги служат более мощным стимулом, а с другой — те, кто преуспел и располагает большими деньгами, могут с их помощью получать большие доходы, т. е. они движимы большими по величине стимулами.

  1. Денежное поведение субъектов хозяйственной деятельности

Отношение к денежным средствам  можно рассматривать исходя не только из их назначения, функций, но и из психологии субъектов экономической деятельности в лице отдельного человека, организации  государства. Их финансовое поведение  регулируется денежными целями, мотивами и интересами.

Денежное поведение  индивидов регулируется следующими целями:

1) жизнеобеспечение –  приобретение жизненно необходимых  благ, товаров, услуг, обеспечение  жизненных потребностей и качества  жизни. Получение количества денег,  необходимого и достаточного  для достижения этой цели представляет  собой первый, нижний рубеж денежных  целей индивида;

Информация о работе Психология денег