Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:37, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Определение понятия «девиантное погведение».
2. Характеристика подрасткового возраста.
3. Психологические особенности девиантного поведения
4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению и методы психорокоррекции девиантного поведения.
Введение.
Глава I. Проблема отклоняющегося поведения.
1. Понятие «девиантное поведение».
2. Основные виды отклоняющегося поведения.
Глава II. Психология девиантного поведения подростка.
1. Психологические особенности школьников в подростковом возрасте.
2. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющемся поведением школьника.
3. Характеристика психологической дезадаптации и психолого-педагогическая поддержка социально-дезадаптированных подростков.
Глава III. Методы психокоррекции девиантного поведения в теории и на практике.
1. Основные методы психокоррекции девиантного поведения.
2. Работа школьного психолога.
2.1. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
2.2. Коррекционная программа.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Глоссарий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФВЕДЕРАЦИИ
ФБГОУВПО АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
кафедра психологии
Курсовая работа
по психологии
Психология девиантного поведения
Выполнена
студенткой
301 группы
исторического факультета
юридического отделения
Гатауллиной Кристиной
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры психологии
Машавец Л. М.
Армавир 2012
Содержание
Введение.
Глава I. Проблема отклоняющегося поведения.
Глава II. Психология девиантного поведения подростка.
Глава III. Методы психокоррекции девиантного поведения в теории и на практике.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Глоссарий.
Введение.
Проблема отклоняющегося поведения в подростковом периоде и в периоде ранней юности считается малоизученной и весьма актуальной проблемой педагогической психологии. Причины и формы проявления отклоняющегося повеления исследовались, в основном, в клинике детской и возрастной психологии, рассматривались в связи с нервозами и пограничными психологическими расстройствами довольно широко и подробно (В. В. Ковалев и М. И. Буянов, К. С. Лебединская, О. А. Трифонов, Н. И. Феменская, Г. К. Умаков).
Отклоняющееся поведение занимает собственную нишу в ряду психологических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматривались с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье – предболезнь – болезнь». Отклоняющееся поведение личности, по мнению психологов, трудно рассматривать с точки зрения психопатологии. Девиантное поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация – изоляция».
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект – подростковая девиация –изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление. Поэтому изучение данной проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропологические теории П. Келли, Э. Кречмера, К. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Статленда; теория социального научения А. Бандуры; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, возрастает объем и расширяется феноменология социальной дезадаптации: при всем этом наблюдаются разнообразные виды социальногого и антисоциального, отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подростков требует с себе особого подхода с учетом психологических, социальных и персональных (личностных) факторов, действующих как на общественном, так и на социально-психологическои и индивидуальных уровнях.
Задачи курсовой работы:
Объект ислледования – изучение причин и условий, детерминирующих развитие девиантного поведения.
Предметом исследования является психолого-педагогические концепции девиантного поведения и методы анализа.
Цель работы – акцентирование внимания на данной проблеме и проведение психологической профилактики.
Основными методами данного психологического исследования являются:
Глава I. Проблема отклоняющегося поведения.
В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи — различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые — социальное творчество.
Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся
поведение — это «такое поведение,
которое идет вразрез с
Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие — аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» (Б.А. Урванцев, 1991).
Поскольку девиантным признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежные, нормы, правила поведения «истеблишмента» и «богемы» и т.п.), постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а следовательно, относительно (релятивно) и девиантное поведение. Исходя из этих первых, самых общих представлений девиантного поведения, определим его как: 1) поступок, действия человека и 2) социальное явление.
Для того чтобы найти адекватные
подходы к современной
Как видно, зарубежные психологи и
социологи имели некоторую
Как уже упоминалось, исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются различные уки: правоведение и медицина, психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностика предрасположенности к девиантному поведению и др., девиантное поведение как процесс изучается, прежде всего, психологией.
Девиантное поведение имеет причины, общие для всех поведенческих форм, включая конформное, нормопослушное поведение. Также девиантное поведение обусловлено общими закономерностями развития общества, как и все прочие социальные и психологические явления и процессы (и это тоже верно). Но, несомненно, здесь одно: «поведение каждой личности индивидуально, по преимуществу, иногда даже индивидно, но всегда личностно».
Однако есть и более конкретные факторы, обусловливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм. По нашему мнению, неоднозначность в трактовке содержания понятий «социальные отклонения», «девиантное поведение» не учитывает того факта, что «социальные отклонения» — более широкое, общее понятие, нежели девиантное поведение, являющееся более узким, частным проявлением социальных отклонений. Однако различные представления и воззрения, конкурирующие друг с другом, до сих пор не вывели нас на теоретическую парадигму, которая давала бы достаточно полное объяснение понятию «девиантное поведение». Примером этого служат теории девиантного поведения, существующие и в зарубежной, и в отечественной психологии, педагогике и социологии, рассмотрение которых для нас является небезынтересным.
У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм (труд «Самоубийство», 1912).
Существенно развил и модифицировал
этот термин Р.К. Мертон. С его точки
зрения, аномия представляет собой
результат конфликта или
Учитывая всестороннюю критику которой была подвергнута эта теория, заслуга анемической теории Мертона состоит в обосновании положения, что эмпирически установленные нормы девиантного поведения тесно связаны с положением девиантной личности в рамках социальной структуры исследуемого общества.
Т. Парсонс расширил типологию анемических приспособлений Мертона и сформулировал восемь типов девиантного поведения. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению.
Г. Беккер утверждал, что некоторая степень безнормности имеет место в любом обществе из-за «несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств».
Ж.-Н. Фишер определяет девиантное поведение типом культуры, действующей в данной социальной системе: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации также видоизменяется. При этом он утверждает, что девиация — это сконструированная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, но может содержать структурирующие элементы и, составлять потенциальный фактор социального изменения. «Конструкцию» феномена девиации Фишер рассматриваете трех направлениях: а) девиация как дезадаптация (имеет два аспекта: отторжение девиантной личности; социально-психологическая иммунизация); б) положение девиантной личности; в) отклонение и меньшинство.