Психология девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Определение понятия «девиантное погведение».
2. Характеристика подрасткового возраста.
3. Психологические особенности девиантного поведения
4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению и методы психорокоррекции девиантного поведения.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Проблема отклоняющегося поведения.
1. Понятие «девиантное поведение».
2. Основные виды отклоняющегося поведения.
Глава II. Психология девиантного поведения подростка.
1. Психологические особенности школьников в подростковом возрасте.
2. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющемся поведением школьника.
3. Характеристика психологической дезадаптации и психолого-педагогическая поддержка социально-дезадаптированных подростков.
Глава III. Методы психокоррекции девиантного поведения в теории и на практике.
1. Основные методы психокоррекции девиантного поведения.
2. Работа школьного психолога.
2.1. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
2.2. Коррекционная программа.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Глоссарий.

Файлы: 1 файл

курсовая псиология.docx

— 157.26 Кб (Скачать файл)

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические» психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. Поэтому и классификация концепций причин девиантного поведения может иметь следующий вид: существуют концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам);

Концепции, делающие акцент на психологических  факторах, и социологические концепции, объясняющие девиантное поведение исключительно социальными причинами. Рассмотрим  эти подходы.

Биологическая трактовка природы  и причин девиантного поведения имеет давнюю историю, однако классические научные труды этого направления появились лишь в прошлом веке. Прежде всего, это работы итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо, в которых он обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие «врожденный преступник», которого можно определить по ряду физических, анатомо-антропологических признаков, включающих, в частности, массивную, выдвинутую вперед нижнюю челюсть, сплющенный нос, редкую бороду, приросшие мочки уха, низкий лоб и т.п. Наиболее радикальная теоретическая критика учения Ломброзо была осуществлена французским социальным психологом Г. Тардом в конце XIX в.

В XX в. также предпринимались попытки  объяснять девиантное поведение биологическими факторами. В частности, У. Шелдон обосновывал связь между типами физического строения человека и формами поведения.

У. Пирс в результате генетических исследований в середине 60-х годов  пришел к выводу, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию. X. Айзенк (1970), изучая заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интраверты, а это, в свою очередь, детерминировано на генетическом уровне.

Однако в целом биологические  концепции девиантного поведения мало популярны в современном научном мире. Забегая вперед, отмечу, что это относится и к психологическим теориям девиантного поведения. Большинство специалистов разделяют социологический подход к объяснению природы и детерминации девиантного поведения.

Социологический подход. Исследования социологов конца XIX — начала XX в. Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати, М. Вебера, Л. Леви-Брюля и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Вместе с тем социологи того времени, выявив связь между социально-экономическими условиями существования общества и девиантным поведением, не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу этих отклонений.

Э. Дюркгейм, в частности, считал, что  некий оптимальный уровень девиаций неизбежно присущ человеческому  обществу, как температура человеческому  телу. И необходимо заботиться не столько  об ее искоренении, сколько о поддержании  этого некоего оптимального уровня, предупреждая лишь «всплески», рост различных  форм девиантного поведения.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии Э. Дюркгеймом. Он использовал  эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства (1897).

В рамках социологического подхода  можно выделить интеракционистское направление и структурный анализ. Первого придерживаются Ф. Танненбаум, И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер. Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо социальному поведению, а следствие социальной оценки (стигмации, «клеймения») определенного поведения как девиантного. Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям (стратам) определенные стандарты. Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т.е. исследованием того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам. 

Структурный анализ предлагает три  объяснения причин девиации:

— первое — культурологическое, когда  причиной девиации являются конфликты  между нормами субкультуры и  господствующей культуры, на основании  того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные, политические и другие группы с несовпадающими или противоречащими ценностями. Это обстоятельство является объективной  основой для девиации (С. Селлин, С.Турк);

—второе — сложилось в рамках теории конфликта (К.Маркс, Р. Квинин, И. Тейлор, П. Уолтон и Д. Янг). Девиация в данном случае выступает результатом противодействия нормам капиталистического общества и обусловлена социально-экономической природой капитализма;

—третье предлагает Р. Мертон в теории «социальной аномии». По его мнению, девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными Дайной культурой целями и институционализированными средствами их достижения.

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения в основном объясняются двумя причинами:

а) несовпадением требований нормы  с требованиями жизни, с одной  стороны, и б) несоответствием требований жизни интересам данной личности — с другой. Это вызвано противоречивостью  развития общества. Видимо, основным здесь  является противоречие между стабильностью  и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует  индивида на конформное поведение, что  является условием социальной стабильности, а с другой — объективно требует  от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому  социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и неконформное поведение.

Некоторые исследователи считают, что главной причиной всех социальных отклонений служит социальное неравенство. Оно порождает противоречие между  относительно равномерно растущими  потребностями и неравномерными возможностями их удовлетворения в  зависимости от того, к какой социальной группе относится индивид, какой  социальный статус он имеет.

Психологический подход. На анализе  этого подхода мы намерены остановиться более подробно.

Посмотрим, каким образом подходят к проблемам определения и  причин возникновения отклонение представители  различных психологических школ.

Если вслед за В. Скоттом попытаться разобраться в критериях нормы  психического развития, употребляемых  американскими и западноевропейскими  исследователями, то в качестве наиболее популярного, основного и в то же время общего критерия выступает  способность субъекта к адаптации. Для западной психологии и психотерапии критерий адаптивности является наиболее универсальным ив то же время высшим. Отечественная психология рассматривает  адаптацию как один из аспектов психического развития, порой теряющего для  человека свое ведущее значение.

По-видимому, это понимание предполагает включение в круг критериев нормы  не только успешное приспособление к  социальной среде, но и прогрессивное, хотя и неравномерное развитие творческих способностей, прежде всего, связанных  с процессом формирования личности. Естественно, что при таком подходе  в этом процессе должны выделяться качественные новообразования.

К этому выводу приходят и некоторые  зарубежные психологи. «Оценка нормы  и аномалии в контексте развития требует знакомства с общими принципами развития при особенном отношении к личности» (М. Герберт, 1974). В качестве организующего «ядра» личности признается «Я-концепция», определенное качество которой рассматривается как ключ к нормальной адаптации. Эта концепция включает как «хорошую» интеграцию личности (в духе Г. Оллпорта) — гармоничную «Я-концепцию» ( при минимуме внутренних противоречий и едином взгляде на жизнь), так и относительную автономию (в смысле способности к независимому, самостоятельному поведению). Автономия связывается с формированием коммуникативных способностей и уверенностью в себе (положительной самооценкой) на их основе. В свою очередь, неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития (М. Герберт, 1974).

Такое представление, сформировавшееся в русле гуманистической психологии, кажется выходящим за рамки традиционного  понимания адаптивного критерия и согласуется с целым рядом  представлений отечественной психологии о важной роли отношения к себе и самосознания в целом в процессе формирования личности.

Большой популярностью в психологии США и Канады пользуется поведенческий  подход к пониманию девиантного поведения. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное научение. Данный подход носит подчеркнуто эмпирический характер и сосредоточивает свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения (Е. Маш, Е. Тердал, 1981).

Среди работ этого направления  заслуживает внимание исследование проблем саморегуляции у детей (П. Кароли, 1981), Сам предмет изучения вынуждает автора выйти за рамки ситуативной, поведенческой парадигмы. Так, указывая на личностно опосредованный характер саморегуляции, автор выделяет ряд необходимых для развития ребенка способностей:

1) активное осознание «близкой»  и «дальней» в пространстве  и во времени стимуляции;

2) формирование внутренней картины  мира;

3) действие в соответствии с  индивидуальным способом кодирования  информации и предпочтениями.

Несколько отличный от поведенческого экологический подход трактует отклонения в поведении как результат  неблагоприятного взаимодействия между  ребенком и социальной средой. Ребенок  рассматривается как субъект  нарушений в той мере, в какой  он оказывается объектом нарушающих воздействий со стороны социальной микросреды. Коррекция здесь понимается как оптимизация этого взаимодействия путем взаимного изменения позиций  и научения ребенка навыкам сотрудничества. Практически сливается с экологическим психодидактический подход, который акцентирует роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978). Представители этого направления выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности.

Весьма популярный в современной  психологии развития и детской психологии гуманистический подход рассматривает  отклонения в поведении как следствие  потери ребенком .согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможность коррекции отклонений в создании специфического для данного подхода контакта учителя с ребенком, дозволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебные ситуации, без традиционной дидактической дивергенции (расхождения) позиций и игнорирования интересов ребенка (П. Роблок, 1973). 

В последние два десятилетия  в западной психологии широкое распространение  получил так называемый эмпирический подход к определению и диагностике  отклонений. Сущность этого подхода  заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название (аутизм, депрессия, виктимность и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию и поэтому использует для описания типов отклонений понятие синдрома как некоторого устойчивого образования в структуре личности. В качестве примера типичной классификации различных форм отклонений в поведении и развитии рассмотрим схему, приведенную в работе Халагана и Кауфман. Путем факторного анализа описания всех элементов девиантного поведения ими были выделены четыре типа синдромов (аномалий):  

1) нарушения поведения;

2) нарушения личности;

3) незрелость;

4) асоциальные тенденции.

Первый тип включает следующие  проявления (симптомы): непослушание, деструктивность, вспыльчивость, безответственность, наглость, ревность, гневливость, навязчивость, путаность.

Второй тип: чувство неполноценности, развитое самосознание, избегание общения, тревожность, плаксивость и т.д.

Третий тип: рассеянность, неуклюжесть, пассивность, нервный смех, мастурбация  и др.

Четвертый тип: наличие плохих товарищей, прогулы, преданность асоциальным  группам.

В данной классификации нет единых критериев ни для выделения типов  отклонений в психическом развитии, ни для различения причин и следствий  этих отклонений. Особенно критически подобные схемы воспринимаются в  свете традиционной отечественной  методологии, которая требует рассмотрения личности ребенка и ее аномалий в  социально обусловленной, развивающейся  жизнедеятельности, в смене отношений  ребенка к окружающей его социальной действительности. Так, симптом или  черта поведения (например, виктимность, тревожность или повышенная сенситивность) в зависимости от своего предметного наполнения и времени проявления может свидетельствовать о прямо противоположных тенденциях в формировании личности. Тревожность у госпитализированного ребенка вовсе не говорит о каком-то отклонении, а повышенная чувствительность дошкольника к правилам социального взаимодействия в ролевой игре говорит о более чем успешном формировании личности. Не менее прогрессивным может быть непослушание или неподчинение родительскому авторитету. Даже совокупность аномальных симптомов негативизма, упрямства, своеволия и т.п. свидетельствует о вполне нормальном кризисе или определенном этапе формирования личности. Лишь затяжной и абсолютно негативный характер этого кризиса может говорить о возникновении отклонения.

Информация о работе Психология девиантного поведения