Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:37, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Определение понятия «девиантное погведение».
2. Характеристика подрасткового возраста.
3. Психологические особенности девиантного поведения
4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению и методы психорокоррекции девиантного поведения.
Введение.
Глава I. Проблема отклоняющегося поведения.
1. Понятие «девиантное поведение».
2. Основные виды отклоняющегося поведения.
Глава II. Психология девиантного поведения подростка.
1. Психологические особенности школьников в подростковом возрасте.
2. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющемся поведением школьника.
3. Характеристика психологической дезадаптации и психолого-педагогическая поддержка социально-дезадаптированных подростков.
Глава III. Методы психокоррекции девиантного поведения в теории и на практике.
1. Основные методы психокоррекции девиантного поведения.
2. Работа школьного психолога.
2.1. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
2.2. Коррекционная программа.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Глоссарий.
В целях увеличения положительного влияния на педагогически запущенного подростка, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:
– доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
– постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
– поддержки проявлений коллективизма – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
– недоверия – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
– отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив застав-ляет переделать работу, мотивируя решение возможностью более качественного ее выполнения;
– осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
– переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства окружающими;
– включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам.
В совокупности педагог использует различное сочетание различных форм, методов, приемов, средств в процессе коррекции поведения ребенка (Приложение 1).
Коллективный характер совместной деятельности - сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе,к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, занятие самосовершенствованием и самовоспитанием.
Без положительного отношения подростка
к необходимости
– мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость работы лично для него;
– активизации целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять работу, оценивать результативность, анализировать ошибки);
– контрастности – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;
– стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка;
– требовательного доверия – подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;
– поощрения – похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.
Таким образом, сочетание индивидуального
и коллективного
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
Согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:
- пьянство и алкоголизм
(в стадии зависимости) – 15-
- наркомания (эпизодическое
и регулярное употребление) от 1/4
до 1/3 до 100% (по Липецкой области
процент наркоманов среди
- сексуальные отклонения – высокая потентность (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;
- бродяжничество (дромомания) – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);
- противоправное поведение - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.
Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.
Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальные семьи.
Г.П. Бочкарёва считает, что есть:
1) семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;
2) семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;
3) семья с нездоровой нравственной атмосферой.
А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:
1) гиперопёка различных степеней;
2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая «кумира» семьи;
4) ситуация, создающая «золушек» в семье.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
2) конфликтные семьи;
3) нравственно неблагополучные семьи;
4) педагогически некомпетентные семьи.
З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1) отсутствие сознательного
воспитательного воздействия
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.
На наш взгляд, важнейшая роль в этом деле социализации и предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.
Во-первых, в школе ребёнок проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы поведения в социуме.
Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через которые транслируются принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т.д.
В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и социальные педагоги) – это специалисты не только в области преподавания определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.
В данной главе рассматриваются основные определения и формы психокоррекционной работы, представлена примерная схема практической работы психолога с девиантными подростками, т.к. именно психолог является главным направляющим в вышеуказанном процессе.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы:
1. Метод общественного
влияния (коррекция активно-
2. Специальные или
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путём
рациональной организации
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:
1. Формулировка социально-
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов,
методик и технологий
6. Разработка программы.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:
- принцип системности
коррекционных,
- единство диагностики
и коррекции, коррекции и
- единство возрастно-
- принцип коррекции «сверху
вниз» (создание зоны
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
- деятельностный принцип осуществления коррекции;
- нравственно-гуманистическая
направленность психолого-
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-
- своевременность психолого-
- принцип возрастания сложности;
- учёт объёма и степени разнообразия материала и др.
Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции.
По содержанию различают коррекцию:
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений:
1) внутригрупповых
2) детско-родительских отношений.
По форме работы различают коррекцию:
- индивидуальную;
- групповую:
1) в закрытой естественной группе (семья, класс);
2) в открытой группе для участников со сходными проблемами;
3) смешанную форму (
По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
По характеру управления корригирующими воздействиями:
- директивную;
- недирективную.
По продолжительности:
- сверхкороткую (сверхбыструю) - несколько минут или часов;