Психология девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Определение понятия «девиантное погведение».
2. Характеристика подрасткового возраста.
3. Психологические особенности девиантного поведения
4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению и методы психорокоррекции девиантного поведения.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Проблема отклоняющегося поведения.
1. Понятие «девиантное поведение».
2. Основные виды отклоняющегося поведения.
Глава II. Психология девиантного поведения подростка.
1. Психологические особенности школьников в подростковом возрасте.
2. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющемся поведением школьника.
3. Характеристика психологической дезадаптации и психолого-педагогическая поддержка социально-дезадаптированных подростков.
Глава III. Методы психокоррекции девиантного поведения в теории и на практике.
1. Основные методы психокоррекции девиантного поведения.
2. Работа школьного психолога.
2.1. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
2.2. Коррекционная программа.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Глоссарий.

Файлы: 1 файл

курсовая псиология.docx

— 157.26 Кб (Скачать файл)

В целях увеличения положительного влияния на педагогически запущенного  подростка, усиления коррекционного воздействия  коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:

–      доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

–      постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

–      поддержки проявлений коллективизма – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

–      недоверия – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

–      отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив застав-ляет переделать работу, мотивируя решение возможностью более качественного ее выполнения;

–      осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

–      переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства окружающими;

–      включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам.

В совокупности педагог использует различное сочетание различных  форм, методов, приемов, средств в процессе коррекции поведения ребенка (Приложение 1).

Коллективный характер совместной деятельности - сильный фактор в  изменении личности и характера  поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе,к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, занятие самосовершенствованием и самовоспитанием.

Без положительного отношения подростка  к необходимости самоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными подростками, на эффективность методов и приемов педагогического воздействия не приходится. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие:

–      мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость работы лично для него;

–      активизации целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять работу, оценивать результативность, анализировать ошибки);

–      контрастности – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

–      стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка;

–      требовательного доверия – подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

–      поощрения – похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Таким образом, сочетание индивидуального  и коллективного педагогического  воздействия, применение различных  форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

  

  1. Работа школьного психолога.

2.1 Основные подходы  к профилактике и коррекции  девиантного поведения подростков

Согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) – 15-20%;

- наркомания (эпизодическое  и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области  процент наркоманов среди подростков  составляет 10,2);

- сексуальные отклонения  – высокая потентность (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;

- бродяжничество (дромомания) – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);

- противоправное поведение  - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.

Поэтому основной задачей  решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

Личность подрастающего  человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его  среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.

Л.С. Алексеева различает  следующие виды неблагополучных  семей: конфликтная, аморальная, педагогически  некомпетентная и асоциальные семьи.

Г.П. Бочкарёва считает, что  есть:

1) семья с неблагополучной  эмоциональной атмосферой, где родители  не только равнодушны, но и  грубы к своим детям;

2) семья, где нет эмоциональных  контактов между её членами;

3) семья с нездоровой  нравственной атмосферой.

А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:

1) гиперопёка различных степеней;

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая «кумира»  семьи;

4) ситуация, создающая «золушек»  в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:

1) семьи с недостатком  воспитательных ресурсов;

2) конфликтные семьи;

3) нравственно неблагополучные  семьи;

4) педагогически некомпетентные  семьи.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного  воспитательного воздействия на  ребёнка;

  1. высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
  2. преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании  из-за несогласия родителей.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

На наш взгляд, важнейшая  роль в этом деле социализации и  предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.

Во-первых, в школе ребёнок  проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми  и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы поведения в социуме.

Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через которые транслируются  принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т.д.

В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи  и социальные педагоги) – это  специалисты не только в области  преподавания определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.

В данной главе рассматриваются  основные определения и формы  психокоррекционной работы, представлена примерная схема практической работы психолога с девиантными подростками, т.к. именно психолог является главным направляющим в вышеуказанном процессе.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный  учёный-педагог В. П. Кащенко ещё  в 30-х годах разработал классификацию  методов коррекции. Он объединил  их в две группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы:

1. Метод общественного  влияния (коррекция активно-волевых  дефектов, коррекция страхов, метод  игнорирования, метод культуры  здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции через  труд.

4. Метод коррекции путём  рациональной организации детского  коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:

1. Формулировка социально-педагогической  и психологической проблемы.

2. Выдвижение гипотез  о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий  коррекционной работы.

5. Использование методов,  методик и технологий коррекционной  работы.

6. Разработка программы.

7. Осуществление этой  программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

В зарубежной и отечественной  науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с  трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:

- принцип системности  коррекционных, профилактических  и развивающих задач;

- единство диагностики  и коррекции, коррекции и развития;

- единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;

- принцип коррекции «сверху  вниз» (создание зоны ближайшего  развития);

- принцип коррекции «снизу  вверх» (тренировка уже имеющихся  способностей);

- деятельностный принцип осуществления коррекции;

- нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

- понимание и сочувствие;

- прагматизм психолого-педагогического  воздействия;

- своевременность психолого-педагогической  помощи и поддержки;

- принцип возрастания  сложности;

- учёт объёма и степени  разнообразия материала и др.

Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции.

По содержанию различают коррекцию:

- познавательной сферы;

- личности;

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов;

- межличностных отношений:

1) внутригрупповых взаимоотношений  (семейных, супружеских, коллективных);

2) детско-родительских отношений.

По форме работы различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

1) в закрытой естественной  группе (семья, класс);

2) в открытой группе  для участников со сходными  проблемами;

3) смешанную форму (индивидуально-групповую).

По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

По характеру  управления корригирующими воздействиями:

- директивную;

- недирективную.

По продолжительности:

- сверхкороткую (сверхбыструю) - несколько минут или часов;

Информация о работе Психология девиантного поведения