Психология девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Определение понятия «девиантное погведение».
2. Характеристика подрасткового возраста.
3. Психологические особенности девиантного поведения
4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению и методы психорокоррекции девиантного поведения.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Проблема отклоняющегося поведения.
1. Понятие «девиантное поведение».
2. Основные виды отклоняющегося поведения.
Глава II. Психология девиантного поведения подростка.
1. Психологические особенности школьников в подростковом возрасте.
2. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющемся поведением школьника.
3. Характеристика психологической дезадаптации и психолого-педагогическая поддержка социально-дезадаптированных подростков.
Глава III. Методы психокоррекции девиантного поведения в теории и на практике.
1. Основные методы психокоррекции девиантного поведения.
2. Работа школьного психолога.
2.1. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
2.2. Коррекционная программа.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Глоссарий.

Файлы: 1 файл

курсовая псиология.docx

— 157.26 Кб (Скачать файл)

4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

- ознакомление с запросом  учителя, родителя на реабилитационную  и абилитационную работу;

- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.

2. Этап первичной диагностики:

- диагностика по методикам  ПДО, СОП, проективная методика  «Несуществующее животное»;

3. Этап коррекции типового  плана и содержания работы.

4. Этап реализации коррекционно-развивающих  мероприятий:

- беседы;

- проблемно-ориентированные  тренинги;

- упражнения по саморегуляции;

5. Заключительный этап:

- итоговая диагностика  подростков;

- выработка рекомендаций  педагогам школы и родителям;

- индивидуальное консультирование  подростков по их запросу;

- индивидуальная работа  с родителями;

- выступление психолога  на педсовете школы;

- подведение итогов, выделение  задач психолого-педагогического  сопровождения проблемных школьников.

Структура тренингового занятия.

Каждое занятие имеет 3 этапа.

Первый этап – разминка 10 минут.

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.

Цель: данный этап занятия  направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая  часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

Третий этап – заключительный – 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного  на занятии, закрепление позитивного  состояния и ритуал прощания. Получение  домашнего задания.

Состав группы

В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

Продолжительность занятий  от 45 до 60 минут.

Занятия проводятся 1 раз  в неделю.

Общее в организации  занятий.

Из-за необходимости адаптации  тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие  имело логически завершённую  структуру. Это даёт возможность  делать значительные перерывы между  встречами.

Каждая встреча, кроме  первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они  отдохнули, что интересного произошло  в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

Затем ведущий объявляет  цель данной встречи и переходит  к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время  на рефлексию (высказывание участниками  своего отношения к происходящему).

Заканчивать занятия лучше  всего упражнением на эмоциональное  единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную  экспресс-диагностику, о состоянии  участников в данный момент, удовлетворённость  происходящим на занятии.

Во время занятия, с  целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется  использовать игры-разминки.

Можно предложить участникам вести  дома дневник, в котором описывать  всё то, что происходит с ним  в группе, свои чувства, мысли, анализировать  причины возникновения тех или  иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия  ведущий предлагает участникам задание  на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей  встрече.

Требования к ведущему группы.

Очень важно, чтобы подобные занятия  в школе проводились опытным  психологом (тренером), который сам  прошёл специальную подготовку и  сам был в роли рядового участника.

В ходе проведения занятий  ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении.

Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет  базироваться. В доступной для  учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно  оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно  у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к  эмоциональным нагрузкам.

Оговаривается и периодичность  дальнейших встреч.

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости  оказания материальной помощи: выделение  помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями и др.

 

Заключение.

В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность  девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

В этой связи на первое место в  решении вопросов профилактики выдвигаются  экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость  повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в  условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей  не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.

Вот почему в числе причин роста  девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия  и уважения разрушают асоциальные  установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны  людям и всему обществу. Хочется  обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное  не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в  достижении своих жизненных целей  будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью  собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к  людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и педагогами - все  это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем  осторожно относиться к своим  и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену  активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть  эти руки будут нежными, разумными  и справедливыми!

 

Список используемой литературы.

  1. Клейберг Ю. А. социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. -192с.
  2. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - Н. Новгород: Изд-во НГМА., 2000
  3. Гр<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-

Информация о работе Психология девиантного поведения