Психология финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:29, доклад

Описание работы

Профессиональное инвестирование — это, как правило, поиск активов с заниженной стоимостью. Вы можете, например, купить их по зани¬женной цене, подождать, пока стоимость возрастет, а затем продать, по¬лучив прибыль.

Файлы: 1 файл

Психология финансов.doc

— 1.85 Мб (Скачать файл)

 

108       Психология финансов

  • Исследование искусственного интеллекта в Институте Тех 
    нологии Карнеги. Герберт Саймон и Аллен Ньювел показали, 
    что компьютеры могут обеспечить логические доказатель 
    ства и расшифровку кодов. Но, если они это могут делать и 
    если это был действительно тот программный код, опреде 
    ливший, как все происходит, тогда почему бы нам не изу 
    чать, как люди "производят логические доказательства и 
    расшифровку кодов"? Почему мы не обращаем на это вни 
    мание, как бихевиористы?
  • Исследования процесса обучения детей в Швейцарии. Жан 
    Льеже объяснял, что дети проходят через несколько отдель 
    ных стадий когнитивного развития. Вначале они имеют чи 
    сто физическое взаимодействие с миром, затем начинают 
    понимать и классифицировать объекты, потом экспери 
    ментировать с формальными логическими операциями. Ес 
    ли у детей есть различные способы обучения в зависимости 
    от возраста, тогда почему мы не пытаемся понять эти разли 
    чия?

Эти и многие другие события способствовали развитию когнитивной психологии как настоящей науки. Однако чаще всего именно Ульрику Нейссеру приписывают ее основание. Он опубликовал на эту тему свою самую важную книгу "Когнитивная психология"(Cognitive Psychology) в 1967 году. Основными областями исследований этого течения:

  • Внимание. Что облегчает или затрудняет действия человека 
    при сосредоточении им внимания на данном предмете? 
    Может ли внимание быть разделено? Каковы требования к 
    вниманию для решения данного типа задачи?
  • Распознавание образов. Как на самом деле работает распоз 
    навание образов? Какие виды когнитивных программ, су 
    ществующих в нашем сознании, позволяют выявить и клас 
    сифицировать информации о мире? Какая информация не 
    обходима для сенсорных и когнитивных систем, для распо 
    знавания образов.

 

Появляются новые школы       109

Знания. Как мы храним в уме и классифицируем "информа 
ционные знания" (знания о предмете) и "процессинговые 
знания" (знания о способности что-либо делать).

Запоминание и забывание. Как мы запоминаем и что проис 
ходит с нашей памятью, когда нам кажется, что мы забыли? 
Как, когда и через какой промежуток времени мы забываем 
различные виды воспоминаний?

Язык. Как происходит овладение языком? Как учатся линг 
вистические правила?

Рассуждение и принятие решений.   Являются ли люди на 
следственно алогичными? Когда мы применяем нелогиче 
ские системы рассуждений?

Школа вскоре развила несколько важных направлений:

Наши чувства (зрение, слух, обоняние и осязание), получа 
ющие входящие сигналы

Нейронный код — занимается кодированием входящих сиг 
налов

Когнитивный код — трансформирует входящие сигналы в 
энергию, в потенциале допускающую погружение в состоя 
ние осведомленности

Память, в которой происходят процессы, занимающиеся 
хранением, вспоминанием и реконструкцией когнитивных 
кодов

"Нейронный код" или "когнитивный код" не альтернативы — это два способа рассмотрения одних и тех же процессов. Однако когнитивные системы обработки информации эквиваленты компьютерной программе, тогда как нейронный код, фиксирующий события, больше подобен жесткому диску компьютера. Некоторые когнитивные коды вводят в состояние осведомленности, в то время как другие не делают этого (это основная проблема самоанализа школы структурализма).

 

110        Психология финансов

краткий обзор Основных Школ мышления в Психологии

Школа         Происхождение Область 

Основные Концепции

 

Структура-  Основана Виль- Исследование



гельмом Макси- сознательного милианом Ван- опыта дом в 80-х годах XIX в.



Основана Джо- Исследование ном  Б.  Ватсо- окружающих ном в 1913 году   условий, которые становятся причиной определенного поведения субъекта



лизм

Функционализм

Бихевиористская психология 

В основном, создана Вильямом Джеймсом в 1890 году, но впервые официально описана Эдвардом Брэдфордом Титчнером в 1898 году 

Исследование разума: как он функционирует или используется при адаптации организма к окружающей обстановке 

 

  • основное   внимание 
    уделяется   менталь 
    ным процессам, за 
    действованным в та 
    ких   областях,    как 
    слух и зрение;
  • использует самоана 
    лиз как исследова 
    тельский подход (оп 
    рос субъектов об их 
    мыслях и чувствах);
  • пытается    изолиро 
    вать отдельные эле 
    менты рассудка для 
    их отдельного изуче 
    ния
  • «Невозможно понять 
    дом,    исследуя   его 
    кирпичи, необходи 
    мо понимать его за 
    мысел»

 

  • не обращает внима 
    ния  на ментальные 
    процессы,   так   как 
    предполагает, что их 
    невозможно   досто 
    верно изучать;
  • людей можно изучать 
    таким   же   образом, 
    как и животных

 

Появляются новые школы        111

Школа        Происхождение Область Основные Концепции

Психоана-   Основана  Зиг- Исследование • большая часть ума - 
лиз мундом   Фрей- психических    подсознание;

дом приблизи- заболеваний и • люди с психически- 
тельно в 1900 подсознания ми расстройствами в 
году основном страдают

от своих подсознательных воспоминаний;

          • личность можно раз 
            делить на три взаи 
            модействующие час 
            ти:  идентификация, 
            эго и суперэго
          • лечение психологи 
            ческих заболеваний 
            следует     проводить 
            через разговор

Гештальд-    В основном со- Исследование, • основное  внимание

екая пси-    здана   Максом как мы экстра-    уделяется памяти и

хология       Вертеймером в полируем     из     процессу   принятия

1912 году входящей  ин-     решений;

формации, ко- • существует «целое» с 
торую мы по- реальными качества- 
лучаем, чтобы ми, помимо того что 
создать более привносит части, со- 
завершенные ставляющие его; 
мыслительные • внутри нас возникает 
образы «динамически орга-

низующий процесс». Этот процесс имеет тенденцию снижать стресс и уровень психической энергии, перемещая ощущения в простейшее и самое обычное психическое состояние

 

112        Психология финансов

Школа       Происхождение   Область Основные Концепции

Гумани- Основана Абра- Исследование, • предполагает, что ра- 
стическая хамом Маслоу в как люди могут зум находится под 
психоло- 1943году восполнять сильным влиянием

гая свои  эмоцио-    определяющих   сил

нальные     по-     общества и находит-требности     и    ся в подсознании; достигать   са- • полагает,   что   люди мопознания         наделены способностью     преодолевать негативные силы посредством своей собственной силы воли и могут, таким образом, развивать свою личную компетентность и самоуважение;

          • полагает, что учиться 
            брать на себя ответст 
            венность за самого се 
            бя — ключ к преодоле 
            нию трудностей;
          • подчеркивает, что об 
            щества и институты 
            могут сознательно соз 
            давать  институцион 
            ную и организацион 
            ную среду, помогаю 
            щую людям воспол 
            нять свои эмоциональ 
            ные потребности и до 
            стигать самопознания

Когни- Основана Улри- Исследование, • основное внимание 
тивная ком Нейссером в как мышление уделяется понима- 
психоло- 1967 году человека конт- нию процесса обра-

гая ролирует    его    ботки информации,

поведение памяти, восприятию,

вниманию, распознаванию образов и принятию решений

 

Появляются новые школы       113

разветвление

Психология — обширная тема, поскольку отчасти охватывает большую часть того, что мы делаем. Следовательно, не удивительно, что она разветвляется на все большее и большее число подобластей, рассматривающих не только такие вопросы, как мысли, поведение, восприятия и чувства, но и такие дисциплины, как менеджмент, педагогика, спорт, маркетинг, торговля и финансы. Следующая глава введет вас в области, где психология играет важную роль в финансах.

 

Глава 9

Психология встречается с финансами

Общепринятое допущение в экономике состоит в том, что люди ведут себя, как разумные индивидуумы. Проникновение в психологию толпы помогает лучше понять поведение финансовых рынков, чем поведение в экономике.

Гордон Пеппер

Тот, кто читал о финансовых рынках в газетах, встречал выражения "массовая психология" или "психология толпы". Психология толпы это не то же самое, что психология, умноженная на количество людей, составляющих эту толпу. Необходимо уметь объяснить, как отдельный человек взаимодействует с другими и как создаются контуры обратной связи и массовые движения. Как отдельное психологическое явление взаимодействует с экономическим феноменом?

Первую попытку применить психологию к экономической науке, по-видимому, предпринял французский психолог Габриэль Тарде. Он использовал эту концепцию в 1881 году и в 1902 году написал на эту тему книгу la Psychologic Economique1. Густав ле Бон2 (французский философ и политик, живший с 1841 по 1931 годы) в 1885 году описал элементы этой концепции в классической

1 Экономическая психология. / Пер. с фр. — Прим. перев.

2 Gustave Le Bon.

 

Психология встречается с финансами        115

книге " Толпа ", опубликованной в 1897 году. За Тарде и Ле Боном последовал Морис Кларк, опубликовавший в 1918 году книгу "Экономика и современная психология" (Economics and Modern Psychology), где писал:

Экономист может пытаться не придавать значения психологии, но абсолютно невозможно не обращать внимания на человеческую природу.

Позднее психология становится важным элементом в теориях австрийских экономистов Хайека, фон Мисесы и Джорджа Ка-тоны3. Последний представил ее американскому экономическому сообществу в 40-х годах XX в. и завоевал у него значительное доверие, используя в качестве основы для своих теорий хорошо документированные, эмпирическим путем собранные данные из реальной жизни. Он был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэкономическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию такие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". Катона годами колебался между терминами "экономическая психология" и "психологическая экономика", пока не остановился на последнем, опубликовав "Психологическую экономику"(PsychologicalEconomics) в 1975 году, но позже принял новый термин "поведенческая экономика". Однако термин "экономическая психология" с тех пор более распространен (и он определенно лучше, так как легче произносится).

общая модель для экономической Психологии

Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. Один из них — ван Райджн — в 1981 году предложил одну из самых широко применяемых стандартных моделей экономической психологии, показанную на Рисунке 9. Модель рассматривает несколько объектов, имеющих отношение к экономическому психологу 3 Hayek, von Mises, George Katona.

 

116       Психология финансов



Рисунок 9 Общая модель экономической психологии. На схеме представлена эталонная модель экономической психологии, предложенная ван Райдженом в 1981 году.

(прямоугольники). Стрелки  между прямоугольниками — это определенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимодействиями между различными субъектами, вписанными в прямоугольники, являются:

A. Как люди воспринимают экономические реалии

B. Восприятия, предпочтения и мнения, соотносящиеся с пове 
дением

C. Удовлетворение и претензии потребителя

D. Спрос и предложение товаров и услуг

E. Дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основан 
ных на удовлетворении требований и опыта участников

F. Как оправданные и неоправданные ожидания изменяют ожи 
дания потребителей рынков и продукции

 

Психология встречается с финансами        117

G. Влияние личности, когнитивного стиля и стиля жизни на

восприятие и классификацию экономической реальности Н. Ситуативные влияния на экономическое поведение I.   Соотношение сферы потребления, экономического удовлетворения и общего благосостояния

Некоторые из этих взаимодействий, особенно взаимоотношения А, В, D, Е, F, G и Н, касаются изучаемой нами проблемы (психологии финансов).

релевантные основные Школы Психологии

Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:

Бихевиористская школа (исследование окружающих условий, 
являющихся причиной того или иного поведения человека)

Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем 
получаемую   входящую информацию для создания более за 
вершенных мысленных образов)

Когнитивная психологическая школа (исследование, как че 
ловеческое мышление контролирует поведение)

Психоаналитическая школа (исследование психических забо 
леваний и подсознания)

Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.

Информация о работе Психология финансов