Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:03, реферат
Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения…………………………………………………4
Выдающиеся ученые эпохи Возрождения:
Николай Кузанский………………………………………………………...5
Леон Баттиста Альберти…………………………………………………...6
Леонардо да Винчи ……………………………………...............................7
Пьетро Помпонацци………………………………………………………..8
Бернардино Телезио……………………………………………………….10
Хуан Луис Вивес…………………………………………………………...11
Хуан Уарте……………………………………………………………….....12
Гомес Перейра………………………………………………………….…..14
Джордано Бруно………………………………………………….………...14
Томмазо Кампанелла……………………………………………….……....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…18
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-
ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
По курсу «История психологии»
На тему «Психология эпохи Возрождения»
Подготовила
студентка 3 курса
группы 12 ПС-3
Дхайал Т. А.
Проверил
к.п.н. Демец Е.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Особенности социально-экономического,
политического и культурного
развития периода Возрождения……………………………
Выдающиеся ученые эпохи Возрождения:
Николай Кузанский………………………………………………………
Леон Баттиста Альберти…………………………………………………...
Леонардо да Винчи ……………………………………..........
Пьетро Помпонацци…………………………………
Бернардино Телезио………………………………
Хуан Луис Вивес…………………………………………………………...
Хуан Уарте……………………………………………………
Гомес Перейра………………………………………………………….
Джордано Бруно…………………………………………
Томмазо Кампанелла……………………………………………….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…18
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Ренессанса - Возрождения
(термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари)
- период в культурном и идейном
развитии стран Западной и Центральной
Европы, переходный от средневековой
культуры к культуре Нового времени.
Примерные хронологические
Эпоху Возрождения часто
называют периодом гуманизма, поскольку
он связан с пробуждением всестороннего
интереса к человеку. Существенными
сторонами психологических
Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения
Эпоха Возрождения занимает
в истории Европы особое место. Культура
этого периода тысячами нитей
связана с переменами в жизни
общества, ее усложнением и противоречиями
в условиях начавшегося перехода
от средних веков к раннему
Новому времени. Традиционная система
феодально-общественных отношений
уже переживает кризис и трансформируется;
зарождаются новые формы
Реформация началась в 1517
г. с принятием М. Лютером католической
доктрины на основе "новой теологии".
Евангелизм стал теоретической базой
требований радикального переустройства
католической церкви, важной предпосылкой
развития реформаторских настроений в
Германии и других странах. Это привело
к расколу римской церкви и
возникновению новых
Девизом и основной идеей
культуры Возрождения становится обращение
к "первоисточникам знания", восстановление
во многом утраченных в средние века
связей с культурными традициями
античности – как с христианскими,
так и с языческими; как с
латинскими, так и с древнегреческими.
Античность стала важнейшим ориентиром
новой культуры Возрождения: на античном
фундаменте строились разные области
ренессансной культуры – от системы
гуманитарного знания, образования,
норм литературного творчества до архитектуры
и изобразительного искусства. Проникновению
идей античности в Европу способствовало
изобретение в XV в. И. Гутенбергом
книгопечатания. Благодаря этому
стало возможным тиражирование
и широкое распространение
Выдающиеся ученые эпохи Возрождения
Николай Кузанский
Николай Кузанский (1401-1464) –
мыслитель раннего Возрождения,
предвосхитивший главные черты
научного мышления Нового времени. За
сто лет до Коперника высказал
мысли о геометро-
Процесс познания означает для Николая Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николаем Кузанским признавался разум. По причине того, что “все вещи состоят из противоположностей в различных степенях”, рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно.
Леон Баттиста Альберти
Леон Баттиста Альберти (1404-1472)
осуждает мнение Эпикура о том, что
высшее счастье - "ничегонеделание",
утверждает, что самый большой
порок – безделие, никчемность. Созерцание
без действия оценивается им как
лишенное всякого смысла. Альберти
опирается на идею стоиков: "Человек
природой устроен так, чтобы быть
и мудрым и производящим". Мыслитель
категоричен в своем убеждении:
"человек рождается не для того,
чтобы умереть и сгнить, но для
того, чтобы производить", чтобы "упражняться
в вещах великих и славных…
чтобы использовать совершенства добродетели,
и таким образом добывать счастье".
Основное предназначение человека, его
главное отличие от животного
– в его созидательной
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.
Леонардо да Винчи борется
за восстановление роли и значения
чувственного познания. Он утверждает,
что созданные человеком
В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира. Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, – человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения – изображения (Леонардо показал, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения давалась схема зрачкового рефлекса).
Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания. Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.
Леонардо да Винчи тщательно
изучал анатомию и биомеханику организма,
что объяснялось не только эстетически-познавательными,
но и практическими задачами: изучить
принципы работы живого организма, способного
выполнять недоступные человеку
функции, чтобы воссоздать их в специальной
инженерной конструкции. Движения всех
тел, в том числе и живых, считал
он, осуществляются по законам механики,
следовательно, принципиально не должно
быть препятствий для
Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ века. Он открыл, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции.
Леонардо много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности. Опыт понимался им широко – это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.
Пьетро Помпонацци
С утверждением природной
детерминации души человека выступал
крупный представитель
Психические явления являются продуктом работы нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела, исчезают и все способности души. В равной мере это касается и мышления. Оно является функцией мозга, возникает и умирает вместе с гибелью и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые в свою очередь даны в чувственных формах познания, ощущениях, восприятиях и представлениях.