Психология эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения…………………………………………………4

Выдающиеся ученые эпохи Возрождения:
Николай Кузанский………………………………………………………...5
Леон Баттиста Альберти…………………………………………………...6
Леонардо да Винчи ……………………………………...............................7
Пьетро Помпонацци………………………………………………………..8
Бернардино Телезио……………………………………………………….10
Хуан Луис Вивес…………………………………………………………...11
Хуан Уарте……………………………………………………………….....12
Гомес Перейра………………………………………………………….…..14
Джордано Бруно………………………………………………….………...14
Томмазо Кампанелла……………………………………………….……....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…18

Файлы: 1 файл

Психология эпохи Возрождения.docx

— 20.63 Кб (Скачать файл)

  Но если душа смертна, то в чем смысл человеческого счастья в земной жизни? Это - постижение высших, надындивидуальных благ, т.е. благо всего человечества. Для достижения этой цели человек должен обладать тремя видами разума:

1) созерцательным (для разумного  познания мира);

2) практическим (для различения  добра и зла);

3) действующим (для развития  механических искусств).

Другими словами, только интеллектуального  созерцания недостаточно для достижения цели земной жизни.

Известна также работа Помпонацци "О разуме, свободе  воли и предопределении" (1520), в  которой он отрицает существование  случайных событий (беспричинных). Эта  всеобщая обусловленность происходящего  универсальными причинами и есть фатум. Человеческое поведение включено в общую совокупность причинно-следственных связей. А воля, выбор человека определяется как внешними объектами, так и  самой природой человека. Поведение  человека инициативно и детерминировано. Помпонацци отрицает идею о божественном всеведении, говорит о личной ответственности  человека.

 

Бернардино Телезио

Новую трактовку эмоций и  развития аффектов дал в своей  работе Бернардино Телезио (1509-1588). Его  учение относят к натурфилософским системам эпохи Ренессанса. Известность  мыслителю принесла работа “О природе  вещей в соответствии с ее началами”.

Телезио, сторонник опытного познания, считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться  на ощущения, опыт. Все познание основано, согласно его подходу, на внешнем  опыте – запечатлении и воспроизведении  тонкой материей души внешних воздействий. Из сравнений и связи чувственных  впечатлений складывается разум. Он отстаивал взгляд на личность как  на высшую ценность и, несмотря на свою естественно-научную ориентацию, считал, что одним движением материи  не объяснить особого положения  человека, которого отличает бессмертная  душа, данная ему Богом.

Стремясь объяснить психическое  из природных законов, Телезио организовал  первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью  изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому  на первый план в его концепции  вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных сил  он выделил 2 начала: теплота (расширение, разряжение) и холод (сжатие, конденсация) Эти силы, утверждал Телезио, находятся  во взаимном проникновении, создавая новые  образования, связанные с концентрацией  определенных сил. Борьба противоположных  сил и есть источник всякого развития.

Телезио также считал, что  главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким  образом, можно говорить о том, что  в его концепции впервые появилась  идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется  и развитие психики, а разум и  эмоции регулируют данный процесс. При  этом в положительных эмоциях  проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с  этой точки зрения. Сопоставив эти  взгляды Телезио с положениями  последующих психологических концепций, доказывающих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно  увидеть их родственность, связанную  со стремлением объяснить психическое  его ролью в поддержании жизнедеятельности  организма. Однако если в последующем  в таких объяснениях можно  найти не только достоинства, но и  недостатки, то концепция Телезио  в то время была прорывом к новым  объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.

 

Хуан Луис Вивес

Хуан Луис Вивес (1492-1540) –  известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнсиса Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение  не сущности души (“что есть душа?”), а  индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге “О душе и жизни” (1538) он доказывал, что человеческая природа познается  не из книг, а путем наблюдения и  опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная  “сущность” души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни.

Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных –  индукцию. Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее  детально разработаны Фрэнсисом  Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического  перехода от частного к общему. Основой  такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых  он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений  определяет, по его мнению, природу  памяти. На этой же основе возникают  простейшие понятия, дающие материал для  всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсор ной стороной душевной деятельности важное значение придавалось  и эмоциональной. Вивес одним  из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного  переживания является не его сдерживание  или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

 

Хуан Уарте

Другой мыслитель средневековой  Испании, последователь Х.Л.Вивеса,- врач Хуан Уарте (1530-1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в  познании индуктивный метод, изложенный им в книге “Исследования способностей к наукам”. Это была первая в истории  психологии работа, в которой ставилась  задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения  их пригодности к конкретным профессиям. В книге Уарте, которую можно  назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1. Какими качествами обладает  та природа, которая делает  человека способным к одной  науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования  имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и  науки соответствуют каждому  дарованию в частности? 

4. По каким признакам  можно узнать соответствующее  дарование?

Анализ способностей сопоставлялся  со смесью четырех элементов в  организме (темпераментом) и с различием  в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих  дарований. Основными способностями  признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них  объяснялась определенным темпераментом  мозга, т. е. пропорцией, в которой  смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки  и искусства, X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это  направило мысль Уарте на психологический  анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость  таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются  большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические  факторы, в частности характер питания.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать  качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные  наблюдения о соответствиях между  телесными признаками и способностями  очень наивны (он, например, выделял  в качестве таких признаков жесткость  волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал  последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте  мечтал об организации профессионального  отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая  больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума  и знания, которые открыли бы у  каждого его дарования еще  в нежном возрасте; они тогда заставили  бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит».

 

 

Гомес Перейра

Гомес Перейра (1500-1560) – испанский  врач, предвосхитил на целый век  Рене Декарта, показал, что поведение  животных управляется не душой, а  воздействиями внешней среды  и внутрителесными изменениями. В книге “Антониана Маргарита” он предложил считать организм животного  “апсихическим” телом - своего рода машиной, управляемой внешними воздействиями  и не нуждающейся для своей  работы в участии души.

Перейра предлагал исследовать "действия души" на основании опыта, методов физики и разума. Он отрицал  преклонение перед авторитетами, интуицию и врожденные идеи и, по существу, признавал, что нет разницы между  душой человека и животных. А т.к. душа животных смертна, то смертна и  душа человека. Гомес Перейра предвосхитил также положение Декарта Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую), утверждая; "Познаю, что я познаю что-то. Все, что познает, существует, следовательно, я существую".

 

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1550-1600) в  своем учении развивает материалистически-пантеистические  взгляды Николая Кузанского и  Николая Коперника. Среди его  сочинений наиболее значимыми для  психологического знания явились трактаты: “О бесконечном”, “О сочетании образов  и представлений”, “Изгнание торжествующего животного”, “О монаде, числе и фигуре”. В них Бруно рассуждает о Вселенной  как об огромном животном. Бог в  его системе окончательно “переселяется” в творящую природу, которая сама по себе есть “бог в вещах”. Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: “Мир одушевлен вместе с  его членами”.

“Материя,- пишет ученый,- есть начало, необходимое, вечное и божественное... В самом теле природы следует отличать материю от души, и в последней отличать ... разум от его видов”. Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное восприятие - малонадежный источник познания, т.к. горизонт его весьма ограничен. Ему противопоставляется разум. Интересны мысли ученого о причине выделения человека из животного мира. “Природа души, - рассуждает в Оксфордском университете Дж.Бруно,- одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае. Подумайте в самом деле, что было бы с человеком, будь у него хоть вдвое больше ума, если бы его руки (Бруно называет их “органом из всех органов”) превратились в пару ног.” Другими отличительными признаками человека он называет “понятливость” и память.

В своем дерзком для  эпохи средневековья учении Дж.Бруно  утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека. Его мысль о  развивающихся бесконечных монадах, из которых посредством соединения и разъединения образуется природный  мир и душа как его компонент, была позднее развита Г.Лейбницем.

 

Томмазо Кампанелла

Томмазо Кампанелла (1568-1639) –  итальянский философ и писатель, сторонник учения Б.Телезио. Теория Т.Кампанеллы направлена против представлений  о “формах”, способностях и потенциальных  сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства.

Мыслителем в своих  трудах описывается система психологических  понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и  т.д. Все определения выводятся  из ощущений, которые “есть чувствование возбуждения, сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего  предмета, а не представление о  чистой потенции.” Поэтому остановиться на чувственном познании невозможно, оно нуждается в дополнении рассудком: “Ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения и суждение о предмете, вызывающем возбуждение”. Рассудок, основанный на понятии и  воображении, объединяет чувственные  восприятия и опыт. Общие понятия  присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук.

Вместе с познанием  ученым утверждается существование  веры. Противоречий между верой и  познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение  Бога. Следуя Августину, Т.Кампанелла устанавливает  в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги развития психологии в эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был  однороден по своим достижениям  и содержанию психологических исследований.

Важными особенностями психологических  взглядов эпохи Возрождения явились  утверждение идей гуманизма и  стремление практического использования  результатов научных поисков  в интересах человека. В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, которые  были подняты в античности. Это  связано и с появлением возможности  полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с  возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в  том числе и способности строить  объективную картину мира, осознавав  его как целое.

Информация о работе Психология эпохи Возрождения