Психология как наука о поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование основных идей и принципов психологии как науки о поведении.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать историческую, психологическую и научную литературу по данной теме;
– рассмотреть предмет психологии, её задачи и методы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии как науки…………………..5
Психология, её задачи и методы…………………………………………..7
Основные направления психологии……………………………………..10
ГЛАВА 2. Бихевиоризм – наука о поведении……………………………….13
2.1 Понятие бихевиоризма в психологической науке, его сущность………14
2.2 Современный взгляд на психологию, как науку о поведении. Последователи бихевиористической теории Д. Уотсона……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

Файлы: 1 файл

психология как наука о поведении.docx

— 58.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа «Психология как  наука о поведении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии как науки…………………..5

    1. Психология, её задачи и методы…………………………………………..7
    2. Основные направления психологии……………………………………..10

ГЛАВА 2. Бихевиоризм  – наука о поведении……………………………….13

2.1 Понятие  бихевиоризма в психологической  науке, его сущность………14

2.2 Современный  взгляд на психологию, как науку  о поведении. Последователи бихевиористической  теории Д. Уотсона……………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес  к человеку и его поведению  постоянно возрастал.

Рациональный  подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным  путем, а наблюдаемые явления  вполне объяснимы с научных позиций[3].  Для реализации  такого  подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях  науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем  человека, его творчеством, обучением  и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Человек полностью  зависит от своей среды, и всякая свобода действий,     которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.    Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки. В результате экспериментов было выявлено 16 типов поведения:

– перцептивное поведение,

– защитное,

– индуктивное,

– привычное,

– утилитарное,

– ролевое,

–сценарное,

–моделирующее,

–уравновешивающее,

–освобождающее,

–атрибутивное,

–экспрессивное,

–автономное,

–утверждающее,

–исследовательское,

–эмпатическое[6].   

          Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Актуальность рассмотрения бихевиоризма в рамках курсовой работы обусловлена тем, что основные принципы и методы, которые были предложены в рамках бихевиористического течения, широко используются в современной психологической науке.

Цель  работы – исследование основных идей и принципов психологии как науки о поведении.

Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:

– проанализировать историческую, психологическую и  научную литературу по данной теме;

– рассмотреть  предмет психологии, её задачи и  методы;

– определить понятие бихевиоризма, его сущность;

– обобщить и систематизировать современные  идеи психологов на теорию бихевиоризма.

Объектом  исследования является общая психология, предметом – психология как наука о поведении.

В работе использовались следующие методы: анализ исторической, психологической и научной литературы, обобщение и систематизация информации по теме.

Работа  насчитывает 33 страницы, состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения. Библиографический список насчитывает 16 источников и ссылки на два электронных ресурса.

 

ГЛАВА 1. Теоретические  основы психологии как науки.

 

При делении  наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают  природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением  и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические  явления в значительной мере социально  обусловлены, поэтому психологию принято  относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для  обозначения соответствующей научной  дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей[5]. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Уже в  раннем детстве ребенок говорит  «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти  слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая  себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно  или неосознанно, изучает себя и  свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего  мира во многом определяет то, насколько  человек может понять других людей, насколько успешно может построить  с ними взаимоотношения[8].

Человек —  это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов  с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает  многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства  умеет «читать» по внешним проявлениям  — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние  другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений  о психике людей.

Однако  житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты  и во многом отличаются от научных  знаний. В чем состоит это отличие?

Во – первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия[11,12].

Во – вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы[11,12].

В – третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна[11,12]. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В – четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии[11,12].

 

    1. Психология, её задачи и методы.

 

     Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в[2]. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях[3,11].

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы  и закономерности как специфическая  форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного  субъекта деятельности[11].

В истории  науки сложились разные представления  о предмете психологии:

– душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

– в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

– в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

– согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

– процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

– личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают  социальные субъекты, их жизнедеятельностные  связи и отношения, а также  субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни  и творческой деятельности.

Основные  задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в  различных условиях;

– использование  полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде  чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое  описание понятий «методология», «метод»  и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов  и способов организации научного исследования, определяющая способы  достижения и построения теоретического знания, а также способы организации  практической деятельности. Методология  является основой для построения исследования, отражает мировоззрение  исследователя, его философскую  позицию и взгляды[15].

Метод –  это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной  теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод  реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в  конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает  еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько  сложны и многообразны, настолько  трудны для научного познания, что  на протяжении всего развития психологической  науки ее успехи зависели непосредственно  от степени совершенства применяемых  методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень  часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как  информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены  на три группы:

1) объективные  методы психологии;

2) методы  описания и понимания психологии  человека;

3) методы  психологической практики[14].

 

 

    1. Основные направления психологии.

 

Существуют  следующие основные направления  в психологии: психоанализ. гештальтпсихология, бихевиоризм.

Информация о работе Психология как наука о поведении