Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа
Цель работы – исследование основных идей и принципов психологии как науки о поведении.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать историческую, психологическую и научную литературу по данной теме;
– рассмотреть предмет психологии, её задачи и методы;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии как науки…………………..5
Психология, её задачи и методы…………………………………………..7
Основные направления психологии……………………………………..10
ГЛАВА 2. Бихевиоризм – наука о поведении……………………………….13
2.1 Понятие бихевиоризма в психологической науке, его сущность………14
2.2 Современный взгляд на психологию, как науку о поведении. Последователи бихевиористической теории Д. Уотсона……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32
Курсовая работа «Психология как наука о поведении»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии как науки…………………..5
ГЛАВА 2. Бихевиоризм
– наука о поведении……………………………
2.1 Понятие
бихевиоризма в
2.2 Современный
взгляд на психологию, как науку
о поведении. Последователи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный
подход к познанию мира основывается
на том, что окружающая нас действительность
существует независимо от нашего сознания,
может быть исследована опытным
путем, а наблюдаемые явления
вполне объяснимы с научных позиций[3]
Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки. В результате экспериментов было выявлено 16 типов поведения:
– перцептивное поведение,
– защитное,
– индуктивное,
– привычное,
– утилитарное,
– ролевое,
–сценарное,
–моделирующее,
–уравновешивающее,
–освобождающее,
–атрибутивное,
–экспрессивное,
–автономное,
–утверждающее,
–исследовательское,
–эмпатическое[6].
Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Актуальность рассмотрения бихевиоризма в рамках курсовой работы обусловлена тем, что основные принципы и методы, которые были предложены в рамках бихевиористического течения, широко используются в современной психологической науке.
Цель работы – исследование основных идей и принципов психологии как науки о поведении.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать историческую, психологическую и научную литературу по данной теме;
– рассмотреть предмет психологии, её задачи и методы;
– определить понятие бихевиоризма, его сущность;
– обобщить
и систематизировать
Объектом исследования является общая психология, предметом – психология как наука о поведении.
В работе использовались следующие методы: анализ исторической, психологической и научной литературы, обобщение и систематизация информации по теме.
Работа насчитывает 33 страницы, состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения. Библиографический список насчитывает 16 источников и ссылки на два электронных ресурса.
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии как науки.
При делении
наук на группы по признаку предмета изучения
выделяют естественные, гуманитарные
и технические науки. Первые изучают
природу, вторые — общество, культуру
и историю, третьи связаны с изучением
и созданием средств
Понятие
«психология» имеет как научный,
так и житейский смысл. В первом
случае оно употребляется для
обозначения соответствующей
Уже в
раннем детстве ребенок говорит
«я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти
слова свидетельствуют о том,
что маленький человек, не отдавая
себе отчета в том, чем он занимается,
исследует свой внутренний мир. На протяжении
всей жизни каждый человек, осознанно
или неосознанно, изучает себя и
свои возможности. Следует отметить,
что уровень познания своего внутреннего
мира во многом определяет то, насколько
человек может понять других людей,
насколько успешно может
Человек —
это социальное существо, и он не
может жить вне общества, без контактов
с окружающими. В практике живого
общения каждый человек постигает
многие психологические законы. Так,
каждый из нас уже с детства
умеет «читать» по внешним проявлениям
— мимике, жестам, интонации, особенностям
поведения — эмоциональное
Однако
житейские психологические
Во – первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия[11,12].
Во – вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы[11,12].
В – третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна[11,12]. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.
В – четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии[11,12].
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в[2]. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях[3,11].
Предметом
психологии являются: психика, ее механизмы
и закономерности как специфическая
форма отражения
В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
– душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;
– в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
– в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;
– согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
– процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
– личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.
В качестве
основного объекта психологии выступают
социальные субъекты, их жизнедеятельностные
связи и отношения, а также
субъективные и объективные факторы,
содействующие или
Основные задачи психологии:
– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды[15].
Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы:
1) объективные методы психологии;
2) методы
описания и понимания
3) методы психологической практики[14].
Существуют следующие основные направления в психологии: психоанализ. гештальтпсихология, бихевиоризм.