Психология как наука о поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование основных идей и принципов психологии как науки о поведении.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать историческую, психологическую и научную литературу по данной теме;
– рассмотреть предмет психологии, её задачи и методы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии как науки…………………..5
Психология, её задачи и методы…………………………………………..7
Основные направления психологии……………………………………..10
ГЛАВА 2. Бихевиоризм – наука о поведении……………………………….13
2.1 Понятие бихевиоризма в психологической науке, его сущность………14
2.2 Современный взгляд на психологию, как науку о поведении. Последователи бихевиористической теории Д. Уотсона……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

Файлы: 1 файл

психология как наука о поведении.docx

— 58.61 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы изучить оперантное поведение  в лаборатории, Скиннер придумал на первый взгляд простую процедуру, которая была названа свободным  оперантным методом. Полуголодную крысу  помещали в пустую «свободно-оперантную камеру» (известную как «ящик  Скиннера»), где был только рычаг  и миска для еды. Сначала крыса  демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и т.д. Такие реакции  не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной  деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая шарик пищи, который автоматически доставлялся  в миску под рычагом. Поскольку  реакция нажатия рычага изначально имела низкую вероятность возникновения, ее необходимо считать чисто случайной  по отношению к питанию; то есть мы не можем предсказать, когда крыса  будет нажимать на рычаг, и не можем  заставить ее это сделать. Однако, лишив ее пищи, к примеру, на 24 часа, мы можем убедиться, что реакция  нажима рычага приобретет в итоге  высокую вероятность в данной ситуации. Это делается с помощью  метода, который носит название научения через кормушку, посредством которого экспериментатор дает шарики пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. После этого можно увидеть, что  крыса проводит все больше времени  рядом с рычагом и миской для пищи, а через соответствующий промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага со временем становится наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой депривации. В ситуации оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание.

Можно также  рассмотреть пример ситуации, которая  встречается почти в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно – оперантное научение поведению  плача. Когда маленькие дети испытывают боль, они плачут, и немедленной  реакцией родителей является выражение  внимания и предоставление других позитивных подкреплений. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно  обусловленной. Однако плач может возникать  и тогда, когда боли нет. Хотя большинство  родителей утверждают, что они  способны к различению плача от расстройства и плача, который вызван желанием внимания, все же многие из них упорно подкрепляют последний.

Таким образом, Скиннер признавал два основных типа поведения:

Респондентное поведение – ответ на знакомый стимул;

Оперантное  поведение – поведение, которое  определяется и контролируется результатом, следующим за ним.

Работа  Скиннера почти полностью сконцентрирована на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, влияющий на вероятность  того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует  позитивный результат, стремится повториться, а оперантная реакция, за которой  следует негативный результат, стремится  не повторяться. По Скиннеру, поведение  самым лучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Ключевой  концепцией системы Скиннера является подкрепление (зависимость от прошлого опыта).

Описаны четыре режима подкрепления, в результате которых возникают различные  формы реагирования:

– подкрепление с постоянным соотношением;

– подкрепление с постоянным интервалом;

– подкрепление с вариативным соотношением;

– подкрепление с вариативным интервалом.

Режим подкрепления с постоянным соотношением характеризуется  тем, что организм здесь подкрепляется  по наличию заранее определенного  или постоянного количества соответствующих  реакций. Данный режим является распространенным в повседневной жизни каждого  человека, ему принадлежит огромная роль в процессе контроля над поведением. Так, во многих сферах занятости сотрудникам  платят в соответствии с тем количеством  единиц, которые они производят либо продают (плата за единицу продукции).

Режим подкрепления с постоянным интервалом характеризуется  подкреплением после того, как  твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит со времени  предыдущего подкрепления. На уровне человека такой режим действителен, к примеру, при выплате заработной платы за работу, выполненную за час, неделю либо месяц. Таким же образом, еженедельная выдача ребенку денег  на карманные расходы образует аналогичную  форму подкрепления.

При рассмотрении данного вида подкрепления интересным является тот факт, что он дает низкую скорость реагирования сразу после  того, как получено подкрепление. Данный феномен получил название паузы  после подкрепления.

В режиме подкрепления с вариативным соотношением организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного  числа реакций. Наиболее ярким примером поведения человека, который находится  под влиянием данного вида подкрепления, является захватывающая азартная игра.

Рассмотрим  действия человека, играющего в игральный  автомат, где нужно опускать монетку  или специальной рукояткой вытягивать приз. Эти аппараты запрограммированы  так, что подкрепление (деньги) распределяется в соответствии с числом попыток, за которые человек платит, чтобы  управлять рукояткой. Однако выигрыш  непредсказуем, непостоянен и редко  позволяет получать свыше того, что  вложил игрок. Это объясняет тот  факт, почему владельцы казино получают значительно больше подкреплений, чем  их постоянные клиенты.

Далее, угасание поведения, приобретенного в соответствии с рассматриваемым режимом, происходит очень медленно, так как организм точно не знает, когда будет следующее  подкрепление. Таким образом, игрок  принуждается опускать монеты в прорезь  автомата, несмотря на ничтожный выигрыш (или даже проигрыш), в полной уверенности, что в следующий раз он «сорвет  куш». Такая настойчивость типична  для поведения, вызванного режимом  подкрепления с вариативным соотношением.

Режим подкрепления с вариативным интервалом характеризуется  тем, что организм получает подкрепление поле того, как проходит неопределенный временной интервал. Подкрепление здесь  зависит от времени, однако время  между подкреплениями в данном случае варьирует вокруг какой-либо средней  величины, а не является точно установленным. Как правило, скорость реагирования при подкреплении с вариативным  интервалом является прямой функцией примененной длины интервала: короткие интервалы порождают высокую  скорость, а длинные – низкую. В повседневной жизни режим подкрепления с вариативным интервалом встречается  нечасто, хотя несколько его вариантов  все же можно наблюдать. Так, к  примеру, родители могут хвалить  поведение ребенка достаточно произвольно, рассчитывая на то, что он будет  продолжать вести себя также и  в неподкрепленные интервалы  времени.

Было  также проведено различие между  первичными (безусловными), и вторичными (условными) подкрепляющими стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие  стимулы (деньги, внимание, похвала) оказывают  сильное влияние на поведение  человека. Он также подчеркивал, что  поведение контролируется аверсивными  стимулами, такими как наказание  и негативное подкрепление.

Позитивное  наказание имеет место, когда  за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит  в том, что за реакцией следует  устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного  стимула. Скиннер боролся с применением  аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством  позитивного подкрепления.

Концепции оперантного научения многократно  подвергались экспериментальной проверке. Подход Скиннера к бихевиористическим исследованиям характеризуется  изучением одного субъекта, использованием автоматизированного оборудования, а также четким контролем условий  окружения[9]. В качестве примера можно привести исследование эффективности жетонной системы вознаграждения для улучшения форм поведения в группе госпитализированных пациентов психиатрической клиники.

Широко  применяются принципы оперантного  научения и в настоящее время. Двумя основными областями такого применения являются обучение навыкам  общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основанная на методиках репетиции поведения  и самоконтроля, очень полезна  для того, чтобы люди вели себя более  успешно в различных социальных интеракциях. Оказалось, что тренинг  с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии.

Таким образом, идеи теории Б. Скиннера оказались очень  важными для развития всей психологической  науки и широко применяются также  в настоящее время.

Движение  необихевиоризма возглавили такие  американские психологи как Э. Толмен и К. Холл. Толмен, как и все его предшественники «классические бихевиористы», отстаивал положение о том, что исследования поведения должны проводиться строго объективным методом, без всякого рода допущений о внутреннем мире сознания. Однако он возражал против того, что необходимо ограничиваться при анализе поведения только формулой «стимул-реакция», а также игнорировать те факторы, которые играют крайне важную роль в промежутке между ними. Эти факторы он называет «промежуточными переменными».

К. Холл в основном опирался на учение Павлова  об условных рефлексах и считал, что наиболее важную роль при использовании  этого понятия необходимо придавать  силе навыка[6]. Для проявления этой силы нужны определенные физиологические потребности. Из всех факторов самое большое влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем более высокой будет сила навыка. Таким образом, величина редукции потребности определяется количеством, а также качеством подкреплений. Таким образом, необихевиористы стали добавлять в схему «стимул-реакция» промежуточные переменные (образ, цель, потребность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью работы было исследование основных идей и принципов психологии как науки о поведении. В ходе работы была проанализирована  историческая, психологическая и научная литература по данной теме. Был определён предмет психологии, её задачи и основные методы.

В работе  установлено, что признанным лидером бихевиоризма считается Д. Уотсон. Однако у истоков данного направления в психологии стоял Э. Торндайк. Он создал благодатную почву для возникновения и развития бихевиоризма.

В результате исследования на основе рассмотренных  опытов, проводимых Д. Уотсоном был  сделан вывод, что в качестве предмета психологии выступает поведение, поведенческие  реакции.

Кроме того, обобщён и представлен материал о  современных идеях психологов в теории бихевиоризма. Наиболее известными последователями бихевиоризма являются Э. Толмен, К Холл. Но более существенный вклад в развитие этого направления внёс Б. Скиннер. Он является разработчиком теории «оперантного бихевиоризма», в основе которой лежит системный подход к поведению человека. Его теория нашла применения в таких областях, как обучение навыкам общения и биологическая обратная связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

    1. Американская социологическая мысль: Тексты / под редакцией В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
    2. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
    3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
    4. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2004. – 576 с.
    5. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 128 с.
    6. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. – 144 с.
    7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. - Мн.: Нар. асвета, 1996. – 399 с.
    8. Луковцева А.К., Психология и педагогика. М.: КДУ, 2008г. – 192с.
    9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПБ: Питер, 2008. – 583 с.
    10. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2004. – 544 с.
    11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.
    12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. – 712 с.
    13. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
    14. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 128 с.
    15. Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности. - М.: «КСП+», 1997. - С. 541-613

Информация о работе Психология как наука о поведении