Психология как наука о поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование основных идей и принципов психологии как науки о поведении.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать историческую, психологическую и научную литературу по данной теме;
– рассмотреть предмет психологии, её задачи и методы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии как науки…………………..5
Психология, её задачи и методы…………………………………………..7
Основные направления психологии……………………………………..10
ГЛАВА 2. Бихевиоризм – наука о поведении……………………………….13
2.1 Понятие бихевиоризма в психологической науке, его сущность………14
2.2 Современный взгляд на психологию, как науку о поведении. Последователи бихевиористической теории Д. Уотсона……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

Файлы: 1 файл

психология как наука о поведении.docx

— 58.61 Кб (Скачать файл)

Психоанализ разработан австрийским врачом 3. Фрейдом (1856—1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. В этом направлении психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность души и поведения. С драматической остротой психоанализ поставил вопрос об иррациональном в кажущемся рациональным поведении человека, усмотрев причину все в том же нечто, что не поддается изучению естественно-научными методами. Бихевиористы назвали это «черным ящиком», гештальтисты — «молчаливой организацией», а Фрейд ввел понятие «Ид» — «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия[5].

Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное», причем последнему была отведена особо важная роль в  детерминации человеческого поведения[2]. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, требующая глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины. Конфликт между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами положил начало изучению механизмов психологической защиты.

Судьба  психоаналитического учения в разных странах складывалась по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и  последователей Фрейда и части практикующих врачей, относились к нему весьма прохладно. Пожалуй, ни одно другое направление  психологии не подвергалось столь резкой критике, как психоанализ. Затем  оно нашло сторонников в Германии и Австрии, в других странах Европы и, наконец, в США. Добившись огромного  успеха на обоих континентах, психоанализ  продолжает лидировать во Франции и  Канаде. В остальных странах его  постепенно вытесняют методы других видов психотерапии, в частности  разработанные многочисленными  последователями Фрейда.

Гештальтпсихология (отнем. Gestalt — образ, структура, форма) зародилась в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. Левин (1890—1947) утверждали, что существуют законы формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, которые нельзя объяснить элементарными законами сочетания элементов, как это делала традиционная (ассоцианистская) психология. Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано. Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения, в ходе которых неоднократно убеждались в наличии «молчаливой организации», вносящей собственные коррективы в процессы восприятия[8].

Идеи  гештальтпсихологов сыграли положительную  роль в разработке ряда важных проблем  психологии, в частности таких  категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные  отношения. Они также способствовали внедрению в психологию полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы естественно-научных исследований. На основе этой концепции разрабатывается гештальттерапия, которая сегодня популярна во многих странах мира, в том числе и в России.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. Уотсон (1878— 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение, так как все остальное (сознание, ощущения и т.п.) — «черный ящик», недоступный для исследования естественно – научными средствами. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.

В дальнейшем это должно было помочь в предугадывании и целенаправленном изменении поведения человека. Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается. Они полагали, что вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруживаемые факты и законы на человека и, наоборот, «по – человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби, поскольку они дешево стоили. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Взгляды Уотсона были смягчены его последователями, пытавшимися одновременно и приблизить науку о поведении к действительности, и примирить ее со сложившимся философским пониманием человека.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Бихевиоризм  – наука о поведении.

 

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – это  крупное психологическое направление, началом которого считают статью американского психолога   Д. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г.). В качестве основных причин возникновения бихевиоризма выделяют следующие:

  1. неспособность «академической», интроспективной «психологии

сознания» удовлетворять  требованиям практики;

  1. исследования поведения животных (Э. Торндайк и другие);
  2. психологические и физиологические идеи ученых (И.П. Павлов, В. М.

Бехтерев).

Истинный  смысл событий, связанных с возникновением и быстрым развитием бихевиористического  направления заключается в изменении  понятия о психике.

Одним из пионеров бихевиоризма является Эдвард Торндайк (1874-1949). Он сам называл себя «коннексионистом» (от англ. «коннексия» - связь), а не бихевиористом. Однако об исследователях, а также об их концепциях судят по их роли в развитии познания, а не по тому, как они  себя называют, а работы Торндайка  открыли первую главу именно в  развитии бихевиоризма.

Свои  выводы Торндайк описал в 1898 году в  докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». В собственных исследованиях  он употреблял традиционные термины  – «интеллект», «ассоциативные процессы», но наполнял их совершенно новым, отличающимся от предыдущих взглядов, содержанием. Именно эту работу И.П. Павлов счел новаторской в объективных исследованиях поведения.

 

 

2.1 Понятие  бихевиоризма в психологической  науке, его сущность.

 

Тот факт, что интеллект имеет ассоциативную  природу, было известно еще со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животных к  окружающей среде, стало общепринятым после Спенсера. Но именно опыты  Торндайка впервые показали, что  природа интеллекта и его функция  могут изучаться и оцениваться  без обращения к идеям или  каким-либо другим явлениям сознания. Ассоциация в данном случае означала уже не связь между идеями либо между идеями и движениями, как  в предшествующих ассоциативных  теориях, а между движениями и  ситуациями[4].

Весь  процесс научения описывается Торндайком в объективных терминах. Он использует идею о «пробах и ошибках» как  регулирующем начале поведения, что  имеет глубокие методологические основания. Это означало переориентацию психологической  мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Понятие  «проб и ошибок» составляло одну из предпосылок эволюционного учения Ч. Дарвина. Поскольку возможные  способы реагирования на постоянно  меняющиеся условия внешней среды  не могут быть предусмотрены в  структуре и способах поведения  живого организма, согласование этого  поведения со средой реализуется  только на вероятностной основе.

Э. Торндайк изучал на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха. В экспериментальных  исследованиях с животными Торндайк использовал сконструированные  им «проблемные ящики», которые представляли собой устройства различной сложности. Помещая в проблемный ящик животное (собаку, кошку), Э. Торндайк осуществлял  наблюдение за их двигательными реакциями, связанными с выходом из ящика  и получением подкрепления рефлекса (корма). Он установил, что, добившись  случайного успеха при эвакуации  из неволи, в случае повторения опыта, животное уменьшает количество тех действий, которые не приводят к свободе.

Э. Торндайк сформулировал следующие законы научения:

1. Закон упражнения, в соответствии с которым прочность связи между ситуацией и реакцией на нее обусловлена частотой повторения;

2. Закон эффекта, смысл которого состоит в том, что прочность связи возрастает, если процесс ее установления связан с получением удовольствия;

закон готовности, который подразумевает, что скорость установления связи зависит от особенностей нервной системы субъекта.

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха», согласно Торндайку, объясняет приобретение живыми существами новых форм поведения  на всех уровнях развития. Этот принцип  имеет очевидные преимущества, по сравнению с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его  понимании до Сеченова) означал фиксированное  действие, ход которого определялся  так же строго фиксированными в нервной  системе путями. Этим понятием не представлялось возможным объяснить адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Э. Торндайк исходным моментом двигательного акта считал не внешний импульс, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние  условия, для приспособления к которым  организм не имеет готовой формулы  двигательного ответа, а вынужден построить ее собственными усилиями. Связь «ситуация – реакция» в  отличие от рефлекса (в его механистической  трактовке) характеризовалась следующими признаками:

– исходным пунктом является проблемная ситуация;

– организм противостоит ей как целое;

– он активно действует в поисках выбора;

– организм выучивается путем упражнения.

Прогрессивность данного подхода является очевидной, так как Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии и показал, что она распространяется далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что за пределами  сознания психолога могут интересовать только бессознательные явления, которые  скрываются в «тайниках души». Именно Торндайк значительно изменил ориентацию, в результате чего сферой психологии оказалось взаимодействие между  организмом и средой. Торндайк называет связь между реакцией и ситуацией  коннексией. Если говорить языком последующей  психологии, коннексия – это элемент  поведения. Таким образом, Э. Торндайк в большей степени, чем кто-либо другой, подготовил возникновение бихевиоризма.

Признанным  лидером бихевиоризма является Д. Уотсон. В 1913 г. Уотсон опубликовал статью «Психология  с точки зрения бихевиориста», которая  и положила начало данному направлению  в психологии. Именно выход этой статьи принято считать датой  возникновения бихевиоризма. В своей  работе Д. Уотсон высказал идею о необходимости  проведения поведенческих исследований, предположив, что поведение необходимо рассматривать как реакцию организма  на внешние стимулы.

Уотсон, находясь под влиянием позитивизма, доказывал, что реальным является лишь то, что можно непосредственно  наблюдать. Поэтому, по его плану, все  поведение должно объясняться исходя из отношений между непосредственно  наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его  так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная  формула бихевиоризма «стимул –  реакция» (S-R). Так как единственной реальностью в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических  явлениях их двигательными эквивалентами. Зависимость же психических функций  от двигательной активности в те годы была прочно установлена экспериментальной  психологией (например, зависимость зрительного восприятия от глазных мышц, эмоций – от телесных изменений и т.д.).

Эти факты  Уотсон использовал как доказательство того, что объективные мышечные процессы являются достойной заменой субъективных психических актов. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и  эмоциональными, можно, по его мнению, управлять. Таким образом, исследования психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между  стимулами и возникающими на их основе реакциями.

Исходя  из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит  в основном от социального окружения, от условий жизни, то есть от тех  стимулов, которые поставляются средой. Они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей  развития в определенный возрастной период. Доказательством служили  и их исследования научения у детей  различного возраста, когда при целенаправленном обучении уже 2-3-летние дети научались  не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какой  является среда, такими будут и закономерности развития ребенка[7].

Доказательства  формирования основных психических  процессов были даны Уотсоном в его  экспериментах по формированию эмоций.

Информация о работе Психология как наука о поведении