Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 07:18, контрольная работа
Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.
Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.
В задачи психологов, которые
работают в зоне чрезвычайной ситуации
входит не только оказание экстренной
психологической помощи, но и информационно-
Довольно долго экстренная психологическая помощь развивалась в рамках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года началось активное развитие региональной составляющей, специалисты психологической службы стали чаще выезжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.
В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлениям, которые неразрывно связаны между собой: психологическая диагностика, подготовка, профилактика и реабилитация.
В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью. Такие обследования проводятся как в плановом режиме – раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситуации. Кроме того, существует система социально-психологических исследований, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий различного уровня.
Второе направление работы – это психологическая подготовка сотрудников МЧС России. Когда это направление работы только начинало развиваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, те, на кого направлена система обучения, не имеют базового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в короткое время освоить специалисту достаточно большой объем специфических для него знаний и навыков. Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологической подготовки должен соответствовать двум запросам. Первый – что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, самому остаться здоровым человеком. Второй – что нужно знать и уметь специалисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального взаимодействия. Это и коллеги, с которыми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.
Подготовка личного
состава подразделений ГПС
– специальное первоначальное обучение;
– подготовку личного состава дежурных смен;
– специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава;
– служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;
– повышение квалификации и переподготовку;
– самостоятельную подготовку.
1. Специальное первоначальное
обучение проводится
– индивидуальное обучение;
– курсовое обучение.
Запрещается включать обучаемого в период индивидуального обучения в состав дежурных расчетов и использовать для несения дежурной службы, привлекать к участию в мероприятиях и работах, при которых могут возникнуть в связи с профессиональной неподготовленностью угроза его жизни, жизни и здоровью.
Обучение проводится под руководством одного из заместителей начальника соответствующего отдела (отделения, группы) органа управления, подразделения ГПС и наставника, назначаемых приказом (распоряжением) начальника.
Первый этап:
Индивидуальное обучение проводится:
– лиц, впервые принятых на службу в ГПС на должности среднего или старшего начальствующего состава в течение 3 месяцев по индивидуальному плану обучения, разрабатываемому непосредственным начальником обучаемого;
– пожарных и спасателей, – в течение 8 дней по 6 часов ежедневно (теоретический курс) и 7 дежурств в закрепленной дежурной смене (практический курс) согласно тематического плана;
– радиотелефонистов (диспетчеров) в течение 8 дней по 6 часов ежедневно согласно тематического плана и 5 дежурств в форме стажировки на пункте связи подразделения ГПС или в ЕДДС;
– водителей в течение 10 дней по 6 часов ежедневно и стажировки в течение 5 дежурств для лиц со сменным режимом работы или 10 дней для других должностных категорий;
– старших мастеров (мастеров) ГДЗС в течение 8 дней по 6 часов ежедневно и 5 дежурств в форме стажировки (практический курс) на базе ГДЗС.
По окончании индивидуального обучения обучаемый (стажер) сдает квалификационной комиссии зачеты в объеме изученной программы (плана) индивидуального обучения, а также по правилам охраны труда и практике работы с техническими средствами, приборами и оборудованием с учетом особенностей выполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.
Квалификационная комиссия в составе 3–5 человек создается приказом (распоряжением) начальника.
Результаты работы квалификационной
комиссии оформляются протоколом. На
основании протокола
– работ на высотах,
– в непригодной для дыхания среде;
– в зоне непосредственного контакта с огнем;
– с компрессорами для наполнения газовых баллонов и сосудов;
– с электроустановками пожарных и аварийно-спасательных автомобилей и прицепов;
– выполнения обязанностей постового на посту безопасности ГДЗС;
– осуществления административной практики,
– самостоятельного дежурства во главе дежурной смены и руководства основными (главными) действиями по тушению пожара и проведению АСР,
– выполнения обязанностей начальника оперативного штаба пожаротушения, участка тушения пожара (сектора),
– КПП на пожаре (для среднего и старшего начальствующего состава);
– работ со специальными агрегатами пожарных и аварийно-спасательных автомобилей на пожаре, другой ЧС (для водителей).
Второй этап:
Курсовое обучение рядового и начальствующего состава органов управления и подразделений ГПС, организуется и проводится в пожарно-технических образовательных учреждениях, учебных центрах, учебных пунктах ГПС, имеющих лицензии Министерства образования Российской Федерации на осуществление преподавательской деятельности и разрешения ГУГПС МЧС России на проведение обучения соответствующих категорий слушателей.
В сроки, определяемые разнарядками и Планами-графиками проведения учебных сборов в учебном центре (пункте) ГПС, но не позднее, чем после 6 месяцев со дня завершения индивидуального обучения по месту службы, сотрудники направляются на курсовое обучение.
Если до начала обучения очередной группы в пожарно-техническом образовательном учреждении (учебном центре, учебном пункте ГПС) остается менее 10 дней или если с начала обучения очередной группы прошло не более 10 дней, то допускается направлять вновь принятых на службу лиц непосредственно на курсовое обучение.
Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план и успешно сдавшие выпускные экзамены (зачеты) в учебном центре (пункте), считаются прошедшими специальное первоначальное обучение. Слушателям, не сдавшим экзаменов (зачетов) по какому-либо предмету, продлевается обучение на срок до 10 дней для подготовки и пересдачи.
При получении повторно неудовлетворительных оценок с сотрудниками расторгается контракт (договор) на дальнейшую службу (работу) в ГПС МЧС России.
2. Подготовка личного состава дежурных смен.
Подготовка личного состава дежурных смен – это целенаправленная деятельность должностных лиц органа управления, подразделения ГПС по обучению личного состава ГПС в период дежурства, проведению в плановом порядке системы мероприятий в целях обеспечения постоянной готовности дежурных смен, успешного выполнения служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.
Расчет учебного времени на год
№ п/п |
Наименование учебных предметов |
Всего часов на год |
1. |
Общественно – государственная подготовка |
20 |
2. |
Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. |
86 (44) |
3. |
Пожарно-профилактическая подготовка |
20 (10) |
4. |
Пожарно-техническая
подготовка. Пожарная техника и аварийно- |
22 (10) |
5. |
Пожарно-строевая подготовка |
50 (20) |
6. |
Физическая подготовка |
20 (10) |
7. |
Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка |
22 (16) |
8. |
Охрана труда |
20 (16) |
В С Е Г О: |
260 (126) |
Подготовка личного состава дежурных смен проводится в период дежурства. Начало учебного года – 15 января, окончание – 15 декабря.
Руководителям подразделений ГПС предоставляется право прерывать процесс обучения на срок не более 30 дней для усиления службы, подготовки и совершенствования учебной материально-технической базы, проведения спортивно-массовых мероприятий и бытового устройства личного состава.
Учебная нагрузка должна составлять 2–4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждой дежурной смены, продолжительность учебного часа – 45 минут.
Занятия не проводятся в дни государственных и национальных праздников.
Документы планирования подготовки личного состава дежурных смен:
– план подготовки личного состава дежурных смен на год.
– план-график проведения учебных сборов.
– график совместных занятий личного состава подразделений ГПС, опорных пунктов пожаротушения, региональных специализированных отрядов, специализированных пожарных частей по обучению приемам работы со специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой;
– годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения.
– тематический план занятий на год;
– расписание занятий.
3. Специальная подготовка по должности.
Специальная подготовка по должности
рядового и младшего начальствующего
состава подразделений ГПС
Специальную подготовку проходят:
– начальники дежурных смен, помощники начальников дежурных смен, начальники расчетов, старшие водители пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, старшие мастера связи – на инструкторско-методических занятиях не реже одного раза в полгода по восемь часов.
– младшие инспекторы пожарной профилактики – на постоянно действующем семинаре один раз в квартал по шесть часов.
4. Служебная подготовка
среднего и старшего
Служебная подготовка – система мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков среднего и старшего начальствующего состава органов управления и подразделений ГПС с учетом оперативной обстановки и профиля оперативно-служебной деятельности.
подготовка ответственность профессиональный сотрудник
Примерный расчет часов по разделам служебной подготовки на учебный год
№ п.п |
Разделы обучения |
Количество часов |
1 |
Общественно-государственная подготовка |
20 |
2 |
Специальная подготовка |
8 |
3 |
Основы организации тушения пожаров и проведения АСР |
14 |
4 |
Техническая подготовка.
Пожарная техника и аварийно- |
4 |
5 |
Пожарно-профилактическая подготовка |
4 |
6 |
Уставы |
4 |
7 |
Основы обеспечения защиты государственных интересов |
4 |
8 |
Радиационная, химическая и биологическая защита |
4 |
9 |
Противопожарная служба гражданской обороны |
4 |
10 |
Военная топография |
4 |
11 |
Строевая подготовка |
2 |
12 |
Методическая подготовка |
2 |
13 |
Медицинская подготовка |
6 |
14 |
Охрана труда |
4 |
15 |
Физическая подготовка |
100 |
ВСЕГО: |
184 |