Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 07:18, контрольная работа
Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.
Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.
Психологическое состояние при этом зависит от многих факторов: боеспособности пожарного подразделения, психологической подготовки личного состава, чувства ответственности за судьбы людей, служебного долга и т.п.
Важным фактором в
определении направления
Тушение пожаров и участие в ликвидации аварий пожарными осуществляется в сложных условиях, часто при работе в средствах защиты органов дыхания и кожных покровов. Особенность труда личного состава пожарного наряда характеризуется тем, что пожарные работают в экстремальных условиях (условиях риска), ведущими элементами которых являются:
- значительное нервно-
- большие физические
нагрузки (значительные уровни
- сильное задымление (в зоне пожара наблюдается высокая плотность дыма, ограничивающая видимость и действия личного состава. Загрязнение атмосферы в зоне пожара токсичными аэрозолями может привести к нарушению у пожарных функций дыхания);
- высокие температура
и влажность (напряженная
- снижение концентрации кислорода и наличие токсичных продуктов горения (ядовитые газы, выделяемые при горении химическими веществами и материалами, оказывают отравляющее действие на организм человека).
Кроме того, пожарные всегда на дежурстве находятся в режиме ожидания боевой тревоги. Такое состояние приводит к быстрому утомлению. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая превосходит реакцию, возникающую в период боевых действий.
У пожарных экстремальные условия труда, высокий уровень риска потерять здоровье, собственную жизнь или получить травму.
Поддержка, оказываемая субъекту во время его деятельности в стрессогенных условиях со стороны рабочей группы, препятствует возникновению у данного субъекта проявлений стресса, т.е. активность интегрируется из общественного поведения отдельных людей при стрессе, следует предположить, что реальность стрессовых трансформаций ниже в группе. Но следует заметить, что изменения общения при стрессе могут возникать как при действии на человека физических, физиологических стрессов, так и в результате контактов с людьми, характер общения которых изменен имеющимся у них стрессом. Естественно полагать, что признаки субсиндрома общения при стрессе могут так или иначе проявляться на разных этапах развития стресса как важный элемент адаптационно-защитных ответов индивида на экстремальность ситуации. Взаимодействие совокупности людей при стрессе должно создавать более эффективный защитный потенциал, чем антистрессовый потенциал отдельного человека. Они могут существенным образом, отрицательно или положительно, влиять на психологический климат коллектива, на производительность труда, на успешность преодоления экстремальных ситуаций. Характер и динамика субсиндрома изменения общения при стрессе обусловливаются набором стрессоров, индивидуальными и личностными особенностями людей, на которых действуют эти стрессоры, а также социокультурными нормами, предусматривающими набор средств управления стрессом. При этом может проявиться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей; делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым.
Знания, умения, опыт иногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже, если можно так выразиться, принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальной опасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует человека на активные действия и помогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживает страх. Если же вызванный сознанием опасности приток сил и энергии по тем или иным условиям не находит выхода в активной деятельности, возникает неприятное, тягостное состояние пассивного ожидания, бездействия, а следовательно, и страх. В связи этим «наблюдатели» в опасных и рискованных ситуациях часто проявляют большую нервозность, чем человек, сам подвергающийся опасности или риску.
1 Громова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов.- М.: Юнита-Дана, 2003.- С.46.
2 Батаршев A.B. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения.- М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – С.28.
3 Моторин В.Б., Тимошенко A.A. Социально-психологический анализ человеческого фактора на пожаре // Седьмая Международная конференция «Системы безопасности» СБ - 98, 28 октября 1998. - М., 1998. – С.48.
4 Моторин В.Б., Ткачев П.А., Марченко В.Л., Шелепенысин A.A. Кадровая и воспитательная работа в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России: Альбом схем. - СПб.: СПбИ ГПС МЧС России. 2004 – С.89.
5 Микеев A.K. Пожар. Социальные, экономические, экологические проблемы. - М.: Пожнаука, 1994. – С.53.
6 Исследования условий труда пожарных Крайнего Севера / Марьин М.И., Барсков O.A., Бобринев Е.В., Ситдекова Д.Э. // Научно-техническое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы: Сб. науч. тр.- М.: ВНИИПО, 1997. - С. 207.