Психология как наука. Особенности применения психологического знания в системе МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 07:18, контрольная работа

Описание работы

Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.
Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.

Файлы: 1 файл

ПиП вариант 1 !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Психологическое состояние  при этом зависит от многих факторов: боеспособности пожарного подразделения, психологической подготовки личного состава, чувства ответственности за судьбы людей, служебного долга и т.п.

Важным фактором в  определении направления изменений  отношения к мнению окружающих при  кратковременном стрессогенном  воздействии того или иного рода является исходная, возникшая до стресса  оценка субъектом отношения к  нему. Социальная «полезависимость» при неподтверждении при стрессе имевшихся до него «полесигналов» свертывается (уменьшается), снижается поведенческая активность. При доминировании социально-психологических проявлений стресса (социально-психологического синдрома стресса) обращение субъекта к общественному мнению увеличивается. У экстерналов это может проявляться в виде усиления опоры на окружающих, у интерналов — в попытке увеличения психологического давления на них. При доминировании в экстремальных условиях интеллектуальной активности (как проявления стресса) экстравертивная ее форма увеличивает субъективную значимость общественного мнения, интровертивная форма — снижает. Широко обсуждаются изменчивость и управляемость состояния тревожности6.

Тушение пожаров и  участие в ликвидации аварий пожарными осуществляется в сложных условиях, часто при работе в средствах защиты органов дыхания и кожных покровов. Особенность труда личного состава пожарного наряда характеризуется тем, что пожарные работают в экстремальных условиях (условиях риска), ведущими элементами которых являются:

- значительное нервно-психическое  напряжение (во время боевой работы пожарный должен помнить о постоянно меняющейся обстановке, распределить внимание так, чтобы держать в поле зрения все важные элементы ситуации с целью предупреждения травм и предотвращения гибели);

- большие физические  нагрузки (значительные уровни физических  нагрузок, вызваны высоким темпом  работы при эвакуации пострадавших, разборке конструкций и оборудования, прокладывании рукавных линий, работе с пожарно-техническим вооружением, эвакуации материальных ценностей и т.д.; в этих условиях пожарные работают в специальном снаряжении, вес которого достигает 45 кг; в таком снаряжении личный состав работает в непривычных позах (лежа, ползком) в условиях ограниченного пространства; применение изолирующих противогазов (вес до 15 кг) в непригодной для дыхания среде ограничивает подвижность, обзорность и сопряжено с риском азотисто-углекислого отравления);

- сильное задымление (в зоне пожара наблюдается высокая плотность дыма, ограничивающая видимость и действия личного состава. Загрязнение атмосферы в зоне пожара токсичными аэрозолями может привести к нарушению у пожарных функций дыхания);

- высокие температура  и влажность (напряженная физическая работа в этих условиях вызывает нарушение водно-солевого баланса, терморегуляции организма, ухудшение самочувствия, головные боли, нежелание двигаться, заторможенность реакций);

- снижение концентрации  кислорода и наличие токсичных  продуктов горения (ядовитые газы, выделяемые при горении химическими веществами и материалами, оказывают отравляющее действие на организм человека).

Кроме того, пожарные всегда на дежурстве находятся в режиме ожидания боевой тревоги. Такое состояние приводит к быстрому утомлению. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая превосходит реакцию, возникающую в период боевых действий.

У пожарных экстремальные  условия труда, высокий уровень  риска потерять здоровье, собственную жизнь или получить травму.

Поддержка, оказываемая  субъекту во время его деятельности в стрессогенных условиях со стороны рабочей группы, препятствует возникновению у данного субъекта проявлений стресса, т.е. активность интегрируется из общественного поведения отдельных людей при стрессе, следует предположить, что реальность стрессовых трансформаций ниже в группе. Но следует заметить, что изменения общения при стрессе могут возникать как при действии на человека физических, физиологических стрессов, так и в результате контактов с людьми, характер общения которых изменен имеющимся у них стрессом. Естественно полагать, что признаки субсиндрома общения при стрессе могут так или иначе проявляться на разных этапах развития стресса как важный элемент адаптационно-защитных ответов индивида на экстремальность ситуации. Взаимодействие совокупности людей при стрессе должно создавать более эффективный защитный потенциал, чем антистрессовый потенциал отдельного человека. Они могут существенным образом, отрицательно или положительно, влиять на психологический климат коллектива, на производительность труда, на успешность преодоления экстремальных ситуаций. Характер и динамика субсиндрома изменения общения при стрессе обусловливаются набором стрессоров, индивидуальными и личностными особенностями людей, на которых действуют эти стрессоры, а также социокультурными нормами, предусматривающими набор средств управления стрессом. При этом может проявиться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей; делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым.

Знания, умения, опыт иногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже, если можно так выразиться, принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальной опасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует человека на активные действия и помогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживает страх. Если же вызванный сознанием опасности приток сил и энергии по тем или иным условиям не находит выхода в активной деятельности, возникает неприятное, тягостное состояние пассивного ожидания, бездействия, а следовательно, и страх. В связи этим «наблюдатели» в опасных и рискованных ситуациях часто проявляют большую нервозность, чем человек, сам подвергающийся опасности или риску.

 

Список литературы

 

 

  1. Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности». М., 21 декабря 1994 - 31 с. (с дополнениями и изменениями).
  2. Закон Российской Федерации от 25 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 года № 362 «О деятельности Союза ветеранов Афганистана».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».
  5. Постановление правительства Российской федерации «О дополнительных мероприятиях по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» от 7 декабря 1994 г. № 372.
  6. Постановление Совета Министров РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел».
  7. Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
  8. Приказ МВД России от 30 июня 1994 г. № 221 «Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации».
  9. Приказ МВД РФ от 21. декабря 1992 г. № 467 « Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников МВД России».
  10. Приказ МВД РФ от 19.иоября 1993 г. № 501 «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 29.10.93 г. № 5 км/1 «О состоянии и мерах по совершенствованию воспитательной работы с личным составом ОВД».
  11. Приказ МВД РФ от 30 июня 1995 г. № 250 «О присвоении классной квалификации».
  12. Приказ МВД РФ от 9 апреля 1997 г. № 215 «По утверждению воспитательной программы с курсантами и слушателями образовательных учреждений на весь период обучения».
  13. Приказ МВД РФ от 29 октября 1997 г. № 715 «О дополнительных мерах по укреплению служебной и воинской дисциплины в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России».
  14. Приказ МВД России от 12 апреля 1994 г. № 119; п. 4 « О мерах по обеспечению социальной защиты в системе МВД России граждан из подразделений особого риска».
  15. Приказ МВД России от 3 ноября № 407 « О социальной защите ветеранов и иных категорий в системе МВД России».
  16. Приказ МВД России от13 июля 1998 г. № 429 «О дополнительных мерах по социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и пенсионеров МВД России».
  17. Приказ МВД РФ от 9 июля 1997 г. № 422 «О создании координационно-методического совета по психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел и внутренних войск
  18. Приказ МЧС России от 24 декабря 2001 г. № 549 « О плане основных организационных мероприятий обеспечения деятельности ГПС в системе МЧС России».
  19. Батаршев A.B. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения.- М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 500 с.
  20. Брушлинский H.H. О понятии пожарного риска и связанных с ним понятиях // Пожарная безопасность: Научно-технический журнал. -1999.- № 3. - С. 84.
  21. Громова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов.- М.: Юнита-Дана, 2003.- 415 с.
  22. Исследования условий труда пожарных Крайнего Севера / Марьин М.И., Барсков O.A., Бобринев Е.В., Ситдекова Д.Э. // Научно-техническое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы: Сб. науч. тр.- М.: ВНИИПО, 1997. - С. 206 – 203.
  23. Микеев A.K. Пожар. Социальные, экономические, экологические проблемы. - М.: Пожнаука, 1994. - 171 с.
  24. Моторин В.Б. Риск в профессиональной деятельности: основные факторы и особенности проявления: Монография — СПб.: СПбУ МВД России, 2002. - 240 с.
  25. Моторин В.Б., Тимошенко A.A. Социально-психологический анализ человеческого фактора на пожаре // Седьмая Международная конференция «Системы безопасности» СБ - 98, 28 октября 1998. - М., 1998. -162 с.
  26. Моторин В.Б., Ткачев П.А., Марченко В.Л., Шелепенысин A.A. Кадровая и воспитательная работа в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России: Альбом схем. - СПб.: СПбИ ГПС МЧС России. 2004 - 152 с.

1 Громова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов.- М.: Юнита-Дана, 2003.- С.46.

2 Батаршев A.B. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения.- М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – С.28.

3 Моторин В.Б., Тимошенко A.A. Социально-психологический анализ человеческого фактора на пожаре // Седьмая Международная конференция «Системы безопасности» СБ - 98, 28 октября 1998. - М., 1998. – С.48.

4 Моторин В.Б., Ткачев П.А., Марченко В.Л., Шелепенысин A.A. Кадровая и воспитательная работа в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России: Альбом схем. - СПб.: СПбИ ГПС МЧС России. 2004 – С.89.

5 Микеев A.K. Пожар. Социальные, экономические, экологические проблемы. - М.: Пожнаука, 1994. – С.53.

6 Исследования условий труда пожарных Крайнего Севера / Марьин М.И., Барсков O.A., Бобринев Е.В., Ситдекова Д.Э. // Научно-техническое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы: Сб. науч. тр.- М.: ВНИИПО, 1997. - С. 207.


Информация о работе Психология как наука. Особенности применения психологического знания в системе МЧС России