Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 07:18, контрольная работа
Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.
Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.
Занятия начинаются в органах управления и подразделениях ГПС – в январе, в образовательных учреждениях – одновременно с началом учебного года и продолжаются без перерыва в течение 10 месяцев (по разделу физической подготовки – весь год). Перед началом каждого учебного года проводятся однодневные учебно-методические сборы для лиц, ответственных за организацию и осуществление в подразделениях профессиональной подготовки личного состава.
Служебная подготовка проводится не менее 40 часов в год (без учета физической подготовки) в группах начальников отделов ГПС – с личным составом соответствующих отделов.
Служебная подготовка личного состава органов управления ГПС и напрямую им подчиненных структурных подразделений проводится:
– в общей учебной группе – в объеме 144 часов в год (включая 100 часов физической подготовки);
– в учебных группах – в объеме 40 часов в год.
Служебная подготовка личного состава подразделений ГПС проводится:
– на проводимых одно-двухдневных семинарах с начальниками подразделений ГПС в объеме не менее 28 часов в год (в том числе 8 часов физической подготовки);
– на ежеквартально однодневных учебно-методических сборах в школе повышения оперативного мастерства по должностным категориям среднего и старшего начальствующего состава в объеме не менее 28 часов в год (в том числе 8 часов физической подготовки) для сотрудников каждой должностной категории;
– в учебных группах – в объеме 152 часов в год (в том числе 92 часов физической подготовки).
4. Повышение квалификации и переподготовка.
Повышение квалификации
личного состава ГПС
Освобождаются от повышения квалификации в текущем году сотрудники:
– обучающиеся, в образовательных
учреждениях пожарно-
– со стажем работы в занимаемой должности менее трех лет;
– подлежащие увольнению из ГПС МЧС России в планируемый период;
– женщины, находящиеся в отпусках (по беременности и родам, уходу за ребенком) или имеющие детей в возрасте до трех лет.
Переподготовка проводится
в целях получения новой
Повышения квалификации и переподготовки, проводимых на базе образовательных учебных заведений МЧС России и учебных центров (пунктов) ГПС и определяется Планом МЧС России.
По месту службы повышение квалификации (от 5 дней до 1 месяца) и переподготовка (не менее 3 месяцев) осуществляются под руководством непосредственного начальника обучаемого по индивидуальному плану.
5. Самостоятельная учеба.
Самостоятельная учеба проводится личным составом подразделения ГПС в целях непрерывного, систематического пополнения и углубления своих специальных знаний.
Высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности — норма профессиональной психической деятельности сотрудников спецподразделений. В экстремальных условиях каждый сотрудник спецподразделения испытывает эмоциональное напряжение. Эмоциональное возбуждение рассматривают как проявление готовности к действию. Эмоциональное напряжение рассматривают как состояние активности в связи с конкретным выполнением задания, осуществляемого в условиях экстремальной ситуации. Профессионал, работающий в экстремальных ситуациях, отличается от прочих людей тем, что он может быстро адаптироваться к внешним условиям, он может системно организовать свою психическую деятельность. Его вегетатика и психика могут быть приведены в необходимое для решения проблемной ситуации состояние. Это состояние может продолжаться все время, пока осуществляется операция.
Однако при сверхсиле
и продолжительности
Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. К наиболее мощным объективным стрессорам относятся: угроза собственной жизни, жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (женщин, детей, стариков).
Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха4.
Специалисты выделяют три
вида профессионально-
1. Собственно профессионально-
2. Специально-психологическая подготовка — подготовка, содержание которой обусловлены специфическими, профессиональными и психологическими особенностями осуществления определенных профессиональных действий.
3. Целевая психологическая подготовка — осуществляется непосредственно самым специалистом с целью мобилизации всех своих качеств и способностей для решения конкретной профессиональной задачи.
Цель профессионально-
Таким образом, в каждом
специалисте необходимо развить
профессионально-
Что касается методики, то
ее основа — психологическое моделировани
Обычно адаптационно-
Конечно, наблюдается телесная напряженность, судорожность движений и повышенное соскальзывание к аффективным реакциям. Сохраняется чувство здравого смысла, трудоспособность. Общение с коллегами — товарищеское, в пределах индивидуальной нормы. Однако пожарных тянет к доверительному обсуждению пережитого в кругу своих коллег. Хотя они не жалуются на плохое самочувствие, снижение физических сил и психического состояния, но реально меняется поведение. Наблюдается психическая напряженность в общении и в свободном проявлении.
Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Установлено, что лица с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников ГПС в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой. Сотрудники ГПС со слабой нервной системой достигают более высоких результатов в профилактической работе5.
Профессионально важными для сотрудников ГПС качествами являются также интроверсия и экстраверсия. Экстраверты в наибольшей степени переживают монотонность, подвержены усталости по сравнению с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает однообразие.
Высокотревожные лица более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера. Тревожность непосредственно связана с риском заболевания неврозом. Психологическая устойчивость в большей степени выражена у лиц, мало подверженных тревоге. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие возможности адаптации. Для лиц, тревожных, напротив, типичны ригидность личностных качеств и психических функций, затруднение социальных контактов, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации.
Необходимые психические свойства человека развиваются в процессе его профессиональной деятельности или компенсируются другими свойствами с помощью специальных приемов и способов действия. Лишь в экстремальных и чрезвычайных случаях, к числу которых относятся пожары, требования к отдельным психическим свойствам резко повышаются, в то же время многие механизмы компенсации не срабатывают. И если профессиональная деятельность такова, что экстремальные ситуации возникают в ней довольно часто, появляется необходимость в отсеве людей, не соответствующих по психологическим свойствам требованиям деятельности, или в перераспределении их по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических предпосылок.
При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных - эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску и т.д.
Особый интерес представляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику ГПС сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.
Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной.
Важную роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, Вов внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой.
Для эффективного выполнения своих обязанностей пожарный должен обладать следующими профессионально важными качествами: высоким чувством долга, коллективизмом, исполнительностью, энергичностью, инициативностью, склонностью к разумному риску, смелостью, способностью одновременного выполнения нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности, умением предвидеть возможные изменения обстановки и ожидаемые результаты деятельности, умением принять решение в очень короткие сроки, выносливостью к длительным физическим нагрузкам, умением сохранить работоспособность в условиях аварийной ситуации, дефицита времени, при действии сильных раздражителей и в напряженных ситуациях, высокой эмоциональной устойчивостью.
Переживание опасности, сопровождающееся страхом, обычно неприятно, то есть носит характер отрицательной эмоции. Но просто переживание опасности не всегда неприятно. Порой именно опасность привлекает к решению той или иной задачи, придает ей особый интерес.
Опасные ситуации и рискованные действия могут вызывать разнообразные и при том противоположные эмоциональные отношения и реакции у людей, которые характеризуются как «смелые» или «робкие», имеют различные индивидуально-психологические особенности.
Переживание опасности не всегда вызывает скованность, возникающую под действием страха. Человек с хорошо развитыми волевыми чертами активности, инициативности, смелости может отвечать на опасность подъемом сил, обострением анализирующей и обобщающей способности мышления, жаждой борьбы. Подобные переживания остаются в воспоминании человека как яркие, увлекательные, интересные минуты жизни.
Встречаясь с опасностями, страх может пережить любой, даже самый волевой человек. Но иногда страх нарушает волевые действия человека. Это происходит тогда, когда человек не может преодолеть страх и теряет контроль за своим поведением, своими действиями.
К прибытию пожарного подразделения на место катастроф открывается удручающая картина, вызванная последствиями взрыва: разрушения конструкций зданий, подвижного состава, крики о помощи пострадавших, стоны умирающих людей, обгорелые и расчлененные тела погибших. Все это, несомненно, влияет на психическое состояние личного состава пожарных подразделений и других лиц аварийно-спасательных служб.