Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ предмета психологии, её задач и методов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть предмет психологии, её задачи и функции.

Содержание работы

Введение
1. Особенности психологии как науки.
2. Предмет и основные принципы психологии.
3. Методы психологии.
4. Структура современной психологии.
5. Место психологии в системе научного познания.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология как наука.docx

— 457.82 Кб (Скачать файл)

Московский институт 
энергобезопасности и энергосбережения 
 
 
 
Кафедра гуманитарных 
и социально-экономических дисциплин 

Название темы реферата

 

Психология как наука

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а) ___Кульков И.В. 
Курс, № группы_______БЭз-12 
Оценка____________________ 
 
Ф.И.О. преподавателя Киян И.В. 
Дата______________________  
Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 год

План

 

Введение

1. Особенности психологии как науки.

2. Предмет и основные принципы психологии.

3. Методы психологии.

4. Структура современной психологии.

5. Место психологии в системе научного познания.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

Позднее в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические  процессы и деятельность человека.

Целью данного реферата является анализ предмета психологии, её задач  и методов.

Задачи:

1. Провести отбор литературы  по данной тематике.

2. Рассмотреть предмет  психологии, её задачи и функции.

Предмет исследования: анализ предмета психологии, её задач и методов.

Объект исследования: особенности  предмета психологии, её задач и  методов.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.

Вместе с тем как  система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

 

 

1.Особенности психологии как науки.

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Во-первых, это наука о  самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.1

Во-вторых, в психологии человек  одновременно выступает и как  объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное  сознание человека становится научным  самосознанием.

В-третьих, в психологических  изысканиях особенно остро стоит  трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания  психологии объективной научной  дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно  открыт для познания только ему одному.

Трудности становления и  развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая  наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих  слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.2

Становление психологии как  самостоятельной, действительно научной  дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались  в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении  двух больших областей знаний —  философии и естественных наук, и  до сих пор не определено, считать  ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

У каждого человека есть запас житейских психологических  знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом — одно из важных требований, предъявляемых  к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение  с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими  образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен  глубокий психологический анализ жизненных  ситуаций и мотивов поведения  героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная  психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской  психологии, достаточно для того, чтобы  помочь человеку преодолеть жизненные  трудности, понять других людей и  себя самого? Чтобы ответить н этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия.

По степени обобщения  знаний и формам их представления. Житейские  психологические знания конкретны: они связаны с определенными  людьми, определенными ситуациями и  частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

По способу получения  знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного  наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.

По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской  психологии от одного человека к другому  весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.3

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем  отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

во-первых, опирается на житейский психологический опыт;

во-вторых, извлекает из него свои задачи;

в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Взаимосвязь между научным  и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские  психологи. И то, что вы познакомитесь  с основами научной психологии, еще  не значит, что вы сразу станете  знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных  ситуаций с привлечением знаний, которые  вы получите изучая психологию, поможет  вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной  психологии влияют на житейские представления  людей о психической жизни. В  разговорный язык проникают научные  психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для  описания своих состояний или  особенностей личности. Результатом  возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет  фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более  простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в  формировании общей психологической  культуры общества и привлечении  интереса к психологии как научной дисциплине.

 

 

 

2.Предмет и основные принципы психологии.

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет  психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (Рис. 1):

Рис. 1. Предмет изучения психологии

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. 

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей, психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (Рис. 2).5

Рис. 2 Разновидности психических процессов

На основе психических  процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми.

Например, такое групповое  психическое состояние, как паника, являются причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков. Другое негативное психическое состояние – конфликт, может привести к срыву деловых  переговоров или разрушению семейных отношений. Оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренним психическим переживанием, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых  психологических состояний имеются  и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный  психологический климат внутри организации.

Третья группа психических  явлений являются психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что  в рамках данной классификации можно  дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования - то, что становится результатом развития психики человека. Психические образования формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д. 

Информация о работе Психология как наука