Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:56, реферат
Целью данного реферата является анализ предмета психологии, её задач и методов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть предмет психологии, её задачи и функции.
Введение
1. Особенности психологии как науки.
2. Предмет и основные принципы психологии.
3. Методы психологии.
4. Структура современной психологии.
5. Место психологии в системе научного познания.
Заключение
Список использованной литературы
Согласно другому подходу к определению предмета психологии, им являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности
К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр.
Примером психического закона является закон Вебера-Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения». 6
Другой пример: закон изменения
скорости развития двигательного навыка.
На рисунке внизу виден
Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.
Специфика научного познания
задается предметом научного исследования
и соответствующими ему методами,
которые позволяют раскрыть закономерности
изучаемых явлений. Что составляет
предмет научного познания в психологии?
Наверное, это один из самых сложных
вопросов. На протяжении истории развития
психологической мысли позиции
по нему претерпевали серьезные изменения,
не существует единого мнения на этот
счет и у современных ученых. В
самом общем виде в качестве предмета
психологии как самостоятельной
научной дисциплины могут быть названы
явления, факты и закономерности
психической жизни человека. Под
психическими явлениями понимается
внутренний, субъективный опыт человека.
Фундаментальным свойством
Действительно, научное познание
требует не только описания фактов
и явлений, но и их объяснения, что
в свою очередь предполагает раскрытие
законов и закономерностей, которым
подчиняются факты и явления.
В связи с этим предметом изучения
в психологии становятся не только
психологические факты и
Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;
Принцип единства сознания
и деятельности. Сознание и деятельность
находятся в непрерывном
Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
Уникальность психологической
науки обусловлена как
3.Методы психологии.
Учение о методе составляет
особую область знания — методологию,
которая определяется как система
принципов и способов организации,
построения теоретической и практической
деятельности. Методология психологического
исследования мира представлена несколькими
уровнями. Базовым, создающим основу
для всех последующих уровней, является
философский уровень
Второй уровень методологии
определяется общенаучными принципами,
отражающими специфику научного
познания мира и науки как особой
сферы человеческой деятельности. Третий
уровень составляют конкретно-научные
принципы психологии. Далее следуют
методы исследования, представляющие
собой способы получения
Современная психология обладает
развернутой системой разнообразных
методов и методик
В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;
В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;
В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.
В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя. Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.
Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:7
Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:
Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;
Естественный эксперимент
снимает ограничения
Формирующий эксперимент
предполагает целенаправленное воздействие
на испытуемого в целях
констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.
Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:
Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
Тестирование —
Анализ продуктов деятельности,
основанный на общей предпосылке
о единстве внутренних психических
процессов и внешних форм поведения
и деятельности. Изучая продукты деятельности,
можно получить важную информацию о
психических особенностях ее субъекта.
Продуктами деятельности, подвергающимися
тщательному анализу в