Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ предмета психологии, её задач и методов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть предмет психологии, её задачи и функции.

Содержание работы

Введение
1. Особенности психологии как науки.
2. Предмет и основные принципы психологии.
3. Методы психологии.
4. Структура современной психологии.
5. Место психологии в системе научного познания.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология как наука.docx

— 457.82 Кб (Скачать файл)

Согласно другому подходу  к определению предмета психологии, им являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности  

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр.

Примером психического закона является закон Вебера-Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения». 6

Другой пример: закон изменения  скорости развития двигательного навыка. На рисунке внизу виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре. Сначала результат  растет очень быстро, а затем замедляется

Механизмы психических явлений  наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных  вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции  по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В  самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной  научной дисциплины могут быть названы  явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под  психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что  в свою очередь предполагает раскрытие  законов и закономерностей, которым  подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические  явления, но также закономерности психической  жизни. Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. В качестве основных методологических принципов психологии называют:

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом  исследовании это значит, что психика  обусловлена образом жизни и  изменяется с изменением внешних условий существования;

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической  науки обусловлена как предметом  научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать  изучаемые явления, но и объяснять  их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать  их дальнейшее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Методы психологии.

Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система  принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими  уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские  системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного  знания. В психологии за всю истории  ее развития сложилось несколько  психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.

Второй уровень методологии  определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные  принципы психологии. Далее следуют  методы исследования, представляющие собой способы получения психологических  фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии  представлен конкретными эмпирическими  методиками, с помощью которых  происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных  методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам  психологии относят наблюдение и  эксперимент. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

В зависимости от характера  взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

В зависимости от позиции  наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

В зависимости от характера  контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

В зависимости от условий  осуществления наблюдения: полевое  и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

В зависимости от временной  организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

В зависимости от упорядоченности  организации наблюдения: стандартизированное  и свободное. Стандартизированное  наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное  наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

В психологических исследованиях  широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя. Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Благодаря эксперименту у  психологии появилась возможность  для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением  метода экспериментального исследования она стала развиваться как  самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:7

Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие  от наблюдения, при котором наблюдатель  не может активно вмешиваться в ситуацию;

Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с  целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

Эксперимент позволяет варьировать  количественное соотношение условий  и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

Лабораторный эксперимент  проводится в специально создаваемых  и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях  используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность  получаемых данных. Недостатком этого  вида исследования является трудность  переноса результатов, полученных в  эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность  и абстрактность лабораторных условий  существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;

Естественный эксперимент  снимает ограничения лабораторного  эксперимента. Основное достоинство  данного метода заключается в  сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу Р.Лазурскому;8

Формирующий эксперимент  предполагает целенаправленное воздействие  на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может  иметь обучающий и воспитывающий характеры;

констатирующий эксперимент  выявляет определенные психические  особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных  основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

Беседа (интервью) — получение  информации в процессе непосредственного  общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная  регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

Тестирование — психологическая  диагностика, предполагающая стандартизированные  вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения  различных психических свойств  и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные  и многие др. Их применение требует  профессиональной психологической  подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они  публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием  и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке  о единстве внутренних психических  процессов и внешних форм поведения  и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о  психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися  тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми  формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет  его личности, и контент-анализ, имеющий  своей целью выявление и оценку психологических характеристик  литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной  деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские  рисунки, которые дают возможность  понять эмоциональное состояние  ребенка, его отношение к окружающему  миру, родителям, к самому себе.

Информация о работе Психология как наука