Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ предмета психологии, её задач и методов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть предмет психологии, её задачи и функции.

Содержание работы

Введение
1. Особенности психологии как науки.
2. Предмет и основные принципы психологии.
3. Методы психологии.
4. Структура современной психологии.
5. Место психологии в системе научного познания.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология как наука.docx

— 457.82 Кб (Скачать файл)

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных  данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности  и точности получаемых результатов.

 

 

 

 

4.Структура современной психологии.

В настоящее время психология представляет собой сложную и  разветвленную систему направлений  научных исследований, структуру  которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры  психологии определено влиянием двух факторов:

Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией  ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного  изучения новых психологических реалий;

Во-вторых, развитие самой  науки, ее методов исследований позволяют  постоянно расширять горизонты  психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди  всех направлений занимает общая  психология, объединяющая различные  отрасли в целостное научное  знание. Изучая сущность и общие  закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую  основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических  знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся  процессы развития представлений о  природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято  квалифицировать по разным критериям.

Отрасли психологии, изучающие  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда исследует  психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические  аспекты научной организации труда;

медицинская психология изучает  психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

педагогическая психология рассматривает психологические  закономерности процессов обучения и воспитания;

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую  психические особенности поведения  участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а  также пенитенциарную психологию, изучающую  психологию заключенного в исправительных учреждениях;

инженерная психология анализирует  процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

спортивная психология рассматривает  психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия  и средства их психологической подготовки;

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

Отрасли психологии, изучающие  различные аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе —  ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает  закономерности, происхождение и  развитие психики животных и человека;

психология аномального  развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

Отрасли психологии, изучающие  отношения личности и общества:

социальная психология исследует  психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с  другом;

этнопсихология акцентирует  внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах  и т.д.

Даже упоминание небольшой  части развивающихся в настоящее  время отраслей психологии позволяет  судить о том, насколько многогранна  эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную  дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

 

 

 

 

 

 

 

5.Место психологии в системе научного познания.

Анализ основных тенденций  развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что  первый век третьего тысячелетия  будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в  целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

Возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная  специализация отдельных дисциплин  и их дробление на ряд все более  частных учений;

Современная наука все  более полно охватывает многообразные  связи и отношения человека с  миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника». 9

В системе тех или иных связей человек изучается как  продукт биологической эволюции—  вид Homo sapiens:

Субъект и объект исторического  процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;

основная производительная сила общества — субъект труда; субъект  познания, коммуникации, управления и воспитания.

Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания— специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

Наряду с процессом  дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс  интеграции. Тенденция к объединению  различных наук, аспектов и методов  исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к  возникновению новых пограничных  дисциплин и соединению посредством  их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и  истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным  разделом — моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между  кибернетикой, физиологией, психологией  и педагогикой разрабатывается  теория программированного обучения.

Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.

Преодолеть междисциплинарную  разобщенность в понимании человека, создать общую картину его  мира возможно только рассматривая его  как некую систему. В своей  книге «Человек как предмет познания»  Б.Г.Ананьев указывает: «Человекознание — это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического». 10

Отечественный психолог Б.Ф. Ломов писал,  что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». 11 Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп  можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

 

 

 

Заключение

В последнее время психология становится одной из ведущих наук. К ней все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы, политики и многие другие. Психология является особой наукой, т. к. системой ее знаний владеют немногие, но каждый человек постоянно сталкивается с областью явлений, изучаемых этой наукой: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений.

Психология как наука  имеет свой предмет, объект и задачи исследования. Она изучает закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психология может продвигаться вперед только при условии методичного  исследования механизмов, лежащих в  основе поведения; только применение научного метода позволяет получить такие  сведения и объективно оценить результаты того иди иного воздействия. А  единственную гарантию серьезного проведения такой работы дает солидная подготовка психолога.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Изд. АСТ, Астрель,М. - 2008 г..
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004.
  5. Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности, Изд. Школьная Пресса, М.-2000 г.
  6. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - (Серия "Завтра экзамен")

1 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004, стр. 153

2 2Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1., стр.276

3 Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Изд. АСТ, Астрель,М. , стр. 176

4 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - (Серия "Завтра экзамен"), стр. 15

5 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - (Серия "Завтра экзамен"), стр. 15

6 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - (Серия "Завтра экзамен"), стр. 18

7 Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности, Изд. Школьная Пресса, стр. 315

8 Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности, Изд. Школьная Пресса, стр. 316

9 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., стр. 204-205

10 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., стр. 207

11 Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности, Изд. Школьная Пресса, стр. 317

 


Информация о работе Психология как наука