Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:56, реферат
Целью данного реферата является анализ предмета психологии, её задач и методов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть предмет психологии, её задачи и функции.
Введение
1. Особенности психологии как науки.
2. Предмет и основные принципы психологии.
3. Методы психологии.
4. Структура современной психологии.
5. Место психологии в системе научного познания.
Заключение
Список использованной литературы
Кроме перечисленных методов,
предназначенных для сбора
4.Структура современной психологии.
В настоящее время психология
представляет собой сложную и
разветвленную систему
Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.
Особое положение среди
всех направлений занимает общая
психология, объединяющая различные
отрасли в целостное научное
знание. Изучая сущность и общие
закономерности возникновения, функционирования
и развития психики, она представляет
собой методологическую и теоретическую
основу всех психологических дисциплин.
Важное место в структуре
Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.
Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
психология труда исследует
психологические особенности
медицинская психология изучает
психологические аспекты
педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
юридическая психология подразделяется
на судебную психологию, исследующую
психические особенности
инженерная психология анализирует
процессы информационного взаимодействия
человека и технических устройств,
решение проблем инженерно-
спортивная психология рассматривает
психологические особенности
отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:
возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;
сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.
Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:
социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.
Даже упоминание небольшой
части развивающихся в
5.Место психологии в системе научного познания.
Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:
Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;
Возрастающая дифференциация
научного изучения человека, углубленная
специализация отдельных
Современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника». 9
В системе тех или иных
связей человек изучается как
продукт биологической
Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;
основная производительная сила общества — субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания.
Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания— специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.
Наряду с процессом
дифференциации научного знания о человеке
наблюдается встречный процесс
интеграции. Тенденция к объединению
различных наук, аспектов и методов
исследования человека в те или иные
комплексные системы ведет к
возникновению новых
Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.
Преодолеть междисциплинарную
разобщенность в понимании
Отечественный психолог Б.Ф. Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». 11 Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.
Таким образом, у психологии
сложились тесные связи с научными
дисциплинами всех групп: естественной,
гуманитарной и технической. Анализ
содержания психологических знаний
показывает, что точное определение,
к какой из вышеназванных групп
можно отнести саму психологию, не
представляется возможным. Психология
развивается на пересечении всех
трех направлений научных
Заключение
В последнее время психология становится одной из ведущих наук. К ней все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы, политики и многие другие. Психология является особой наукой, т. к. системой ее знаний владеют немногие, но каждый человек постоянно сталкивается с областью явлений, изучаемых этой наукой: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений.
Психология как наука имеет свой предмет, объект и задачи исследования. Она изучает закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психология может продвигаться вперед только при условии методичного исследования механизмов, лежащих в основе поведения; только применение научного метода позволяет получить такие сведения и объективно оценить результаты того иди иного воздействия. А единственную гарантию серьезного проведения такой работы дает солидная подготовка психолога.
Список использованной литературы
1 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004, стр. 153
2 2Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1., стр.276
3 Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Изд. АСТ, Астрель,М. , стр. 176
4 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - (Серия "Завтра экзамен"), стр. 15
5 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - (Серия "Завтра экзамен"), стр. 15
6 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - (Серия "Завтра экзамен"), стр. 18
7 Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности, Изд. Школьная Пресса, стр. 315
8 Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности, Изд. Школьная Пресса, стр. 316
9 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., стр. 204-205
10 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., стр. 207
11 Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности, Изд. Школьная Пресса, стр. 317