Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:12, контрольная работа
Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым.
1.Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева…………………………………………………………………..2
2.Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................9
3.Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики.………………………………………….………………………18
Список использованной литературы………………………………………….20
Министерство образования и науки РФ Ачинский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»
Кафедра «Гуманитарных дисциплин» Специальность ______________________________ Дисциплина «Психология
и педагогика» Группа __________ЗФА 10 - 01____________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема 1. Психология как наука. Вариант №2.
Н.В. Хацкевич Преподаватель __________________ _____________ Разработал студент __________________ _____________
Ачинск 2013г. |
ПЛАН:
1.Охарактеризуйте основные
положения психологии как науки «о психически
регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова,
И.П. Павлова и В.М. Бехтерева………………………………………………………
2.Проанализируйте вклад
отечественных ученых в
3.Соотнесите направления
отечественной психологии и их характеристики.………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….20
Проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.
“Отец русской физиологии”
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) считается
основоположником отечественной научной
психологии. В 1862 г. он написал свою
знаменитую работу “Рефлексы головного
мозга”, в которой поставил задачу
ввести физиологические основы в
психические процессы и показать,что
психика относится к области
строгого естественнонаучного
Свою основную задачу Сеченов
видел в том, чтобы вывести
психологию из тупика изучения внутреннего
сознания и обратить ее к рассмотрению
внешней детерминации психических
процессов. При этом он исходил из
идеи, что психические процессы протекают
по схеме, аналогичной физиологическим
процессам, т.е. по схеме рефлекса. По
Сеченову, способность воспринимать
внешние влияния в форме
Во-первых, это открытие Сеченовым
так называемых тормозных
Во-вторых, Сеченов дал
новую трактовку и самому понятию
"рефлекс". Для Сеченова рефлекс
не просто некая механическая и чисто
физиологическая реакция - это сложнейший
целостный акт, связывающий организм
со средой и выступающий механизмом
регуляции психической
В-третьих, психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию «психических деятельностей».
В-четвертых, Сеченов показал,
что психическое, имея рефлекторную
природу, неразрывно связано с мышечными
движениями. Таким образом, мышечное
чувство выступает общим
Система взглядов Сеченова
представляла собой оригинальную теоретическую
программу естественно-научной
Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову по-новому посмотреть:
- на предмет психологии как науки;
- исходный методологический принцип изучения психики;
-основной метод психологии и профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики.
Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей - ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли. Психология должна изучать не только область осознаваемых психических процессов (как это предлагал Вундт), но и анализировать все звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено). Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса.
Заслуги Сеченова высоко оценены в мировой психологии. Американский психолог, Э. Боринг констатировал: «Сеченов стал русским пионером рефлексологии… Мы должны, кроме того, помнить что он был далеко впереди западноевропейской мысли в этом вопросе»2. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его программа подводила ученых к изучению целостного поведения, а сеченовские идеи получили развитие в трудах В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.
На объективных методах исследования стремился построить естественнонаучное психологическое учение один из крупнейших представителей науки о структуре и функциях мозга В.М.Бехтерев. Предметом психологии он считал изучение поведения, которое понимал как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных “сочетательных рефлексов”.
Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936) в качестве основного акта поведения выделял условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования.
Начав свою научную деятельность
с изучения процессов кровообращения
и пищеварения, Павлов пришел к заключению,
что они обусловлены как
Благодаря принципу сигнальности
поведение организуется соответственно
возможным благоприятным или
неблагоприятным для организма
ситуациям. Стремясь определить качественное
различие между высшей нервной деятельностью
человека и животных, Павлов разработал
учение о двух сигнальных системах.
Животные в своем поведении
Учение Павлова об условных
рефлексах полностью
Говоря о Бехтереве как об ученом, следует иметь в виду, что главной отличительной особенностью его научной программы были ее системность и комплексность. По существу, комплексность стала тем базовым принципом, который являлся стержнем всего научного творчества ученого, последовательно реализовывался им на всех этапах и уровнях его развития. Заложив основы интегрального целостного исследования человека в системе наук, Бехтерев значительно опередил свое время и как никто из его современников и в теории и в практике приблизился к воплощению идеи создания Института человека.
Человек у него – это и представитель определенного биологического вида, и носитель нервно-психической организации, и продукт внешней (в том числе и социальной) среды.
Безусловно, главным и
доминирующим, начиная с ранних этапов
его творческой деятельности и на
протяжении всей жизни, в разработке
всех направлений и проблем
Целостность научного подхода
ученого отражает попытка рассмотреть
нервно-психические явления в
контексте общей системы
Б.Г.Ананьев выделяет в становлении рефлексологии 5 этапов: экспериментальной психологии, объективной психологии, психорефлексологии, биологически интерпретируемой рефлексологии человека и диалектической рефлексологии.
В целом в истории концепции В.М.Бехтерева выделено пять периодов:
1879-1888 гг. – период анализа возможностей и ограничений субъективной психологии;
1888-1904 гг. – период общей психобиологии;
1904-1910 гг. – период объективной психологии;
1910-1917 гг. – период психорефлексологии;
1917-1927 гг. – период рефлексологии.
В период рефлексологии место нервно-психического процесса как основной единицы анализа актуального взаимодействия со средой занимает рефлекс.
Содержание рефлексологических идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии» (СПб, 1907-1910); «Общие основания рефлексологии» (ПГ, 1918); «Объективное изучение личности» (ПГ, 1923); «Общие основы рефлексологии» (М, ПГ, 1923) и другие.
Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.
Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология.
В его работах "Объективная психология" (1907) и "Внушение в общественной жизни" (1908) были заложены идеи будущей, всесторонне развитой концепции "коллективной рефлексологии", намечено экспериментальное исследование отношений между личностью и коллективом, влияния общения на социальные процессы, зависимости развития личности от организации различных типов коллективов.