Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:12, контрольная работа
Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым.
1.Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева…………………………………………………………………..2
2.Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................9
3.Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики.………………………………………….………………………18
Список использованной литературы………………………………………….20
Особое место в дискуссии
принадлежало В.М.Бехтереву, выдвинувшему
идею в предмет "коллективной рефлексологии"
включаются: поведение коллективов, поведение
личности в коллективе, условия возникновения
социальных объединений, особенности
их деятельности, взаимоотношения их членов.
Такое понимание коллективной рефлексологии
представлялось как преодоление субъективистской
социальной психологии, поскольку все
проблемы коллективов толковались как
соотношение внешних влияний с двигательными
и мимико-соматическими реакциями их членов.
Социально-психологический подход следовало
обеспечить соединением принципов рефлексологии
(механизмы объединения людей в коллективы)
и социологии (особенности коллективов
и их отношения с обществом). Предмет коллективной
рефлексологии определялся так: «...изучение
возникновения, развития и деятельности
собраний и сборищ... проявляющих свою
соборную соотносительную деятельность
как целое, благодаря взаимному общению
друг с другом входящих в них индивидов».3
Бехтерев разводил понятия
организованного и неорганизованного
коллектива (толпы), выделял три основные
причины возникновения коллектива:
- социальный
инстинкт, который заставляет человека
входить в сообщества,
- невозможность
решения большого числа задач в индивидуальной
деятельности
- Механизмы социальгого
отбора и социальной поддержки(слабый
может получить поддержку в коллективе,что
заставляет его подчинять свои интересы
интересам коллектива).
Коллективная рефлексология
была во многом механистичной,
но она предвосхитила многие
современные вопросы
Таким образом, эти люди внесли
вклад в становление психологии
как науки. Пионером психологии как
науки является И.М.Сеченов, который
первым пришел к выводу о том, что
саморегуляция поведения
Чтобы ответить на данный вопрос рассмотрим основные труды таких деятелей Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.
Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский (1896—1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым.
«Трактовка Л.С.Выготским опосредствованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической теории — теории общественно-исторического («культурного»— в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека», — писал А.Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского. Здесь А.Н. Леонтьев назвал как основную идею творчества Л. С. Выготского положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных формах.
Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Первым изложением этого учения явилась статья «Проблема культурного развития ребенка».
Выготский сформулировал
законы развития высших психических
функций. «Первый из этих законов
заключается в том, что само возникновение
опосредствованной структуры
Выготский показал, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности — высшие психические функции.
Это положение о социальном
генезисе психических функций человека
получило название закона развития высших
психических функций. «Каждая высшая
психическая функция появляется
в процессе развития поведения дважды:
сначала как функция
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
- детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
- развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;
- развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.
1. Ученый обосновал закон
развития высших психических
функций. Согласно Л. С.
2. Детское развитие подчиняется
не биологическим, а
3. Человеческое сознание
не сумма отдельных процессов,
а их система, структура. В
раннем детстве в центре
В общем картина возрастного
развития сознания рисовалась как изменение
структуры сознания с последовательным
доминированием разных сфер. «История
развития умственного ребенка учит
нас, что за первой стадией развития
сознания в младенческом возрасте,
характеризующейся
Выготский подчеркивал важную роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени. Эти отношения меняются от возраста к возрасту и составляют «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте». Из исследований психического развития ребенка возник новый подход к изучению отношения между развитием и обучением.
Поскольку высшие психические функции имеют своим источником сотрудничество и обучение, постольку был сделан вывод о ведущей роли обучения в психическом развитии. Это означало, что обучение идет впереди развития. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития. «Зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития».
По мысли Выготского, эти исследования должны быть положены в основу педагогической практики. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л.С. Выготский. Некоторое развитие получило исследование исторического формирования психических процессов.
Так, исходя от Выготского, в советской психологии начало разрабатываться учение о деятельности.
Культурно-историческая концепция деятельности сформировалась на основании общепсихологической (и общефилософской) культурно-исторической концепции, которая разрабатывалась, в том числе, и А.Н.Леонтьевым: « … Представление о культурно-исторической психологии объединяет ученых многих национальных традиций, но обычно связывается с российскими учѐными Алексеем Леонтьевым, Александром Лурией и Львом Выготским. Именно на основе их идей я пришѐл к формулированию культурной психологии. Получившийся в результате подход, для которого я принял название культурно-исторической теории деятельности, даѐт один из продуктивных путей преодоления дихотомии вундтовских двух психологий и одновременного включения культурных процессов в развитие психики…»4.
Некоторыми отечественными
историками А.Н.Леонтьев прямо называется
соавтором культурно-
Собственно говоря, культурно-историческая концепция деятельности как таковая начинается с середины 30-х годов. До этого времени сам А.Н.Леонтьев, как и Л.С.Выготский, говорит еще не о деятельности (предметной деятельности), а о поведении.
В отличие от Л.С.Выготского,
который отводил эту роль гносеологизированному
«вращиванию», леонтьевцы роль такого
механизма отводили внешнему предметному
действию: « … приверженцы
Именно в это время
(в середине тридцатых годов) А.Н.Леонтьев
совершил революционный для себя
пересмотр основания культурно-
Признавая неоднозначное толкование термина «деятельность», сам А.Н.Леонтьев обозначил свое понимание его содержания, которое вместе с его же пониманием предметности убедительно свидетельствует о расширенном толковании самим А.Н.Леонтьевым психологического понятия «деятельность».
Деятельностный подход в советской психологии, с которым непосредственно связана «марксизация» психологии, в Советском Союзе изначально имел два варианта:
ПЕРВЫЙ. Культурно-исторический (объектно-деятельностный). Он был в целом основан на полностью заимствованных положениях марксистской философии, которая, в свою очередь, сама продолжает культурно-историческую традицию немецкой философской и психологической мысли. В данном варианте психика рассматривается как деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
ВТОРОЙ. Социально-динамический (субъектно-деятельностный), основанный на синтезе рефлекторной теории мозга И.М.Сеченова и марксистского понятия «практическая деятельность» – продолжает рассматривать психику как рефлекторную деятельность мозга, а деятельность как социальное условие ее формирования и развития.