Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым.

Содержание работы

1.Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева…………………………………………………………………..2
2.Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................9
3.Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики.………………………………………….………………………18
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что философской  основой деятельностного подхода  в советской психологии декларировался марксизм, разные интерпретации марксизма  привели к тому, что советская  деятельностная психология практически  сразу же начала развиваться в  двух параллельных направлениях.

Одно из них, тесно связанное  с работами И.М.Сеченова и В.М.Бехтерева, разрабатывало традиционные для  российской материалистической физиологии онтологические представления о  рефлекторном характере психики  как деятельности головного мозга.

Таким образом, это был  путь «от материи» (материального  субстрата) к пониманию психики  как онтологической деятельности мозга. В связи с этим, существеннейшим положением субъектно-деятельностной концепции необходимо признать положение об онтологическом статусе человека как субъекта деятельности. 

Второй  путь,  берущий  свое  начало  в психологии  от  Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии, разрабатывал гносеологическую (культурно-историческую) концепцию психического, которая ведѐт своѐ начало от немецкой классической философии: « … Их (Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьев) формулировка культурно-исторической теории и связанная с ней методология никоим образом не были независимым изобретением, выполненным в полной изоляции. Одновременно они сделали (по крайней мере в то время) то, чего не сделали другие: узаконили культурную психологию, которая могла вобрать в себя обе стороны психологии В.Вундта. Принятая ими методология позволяла теоретически осмыслить различные области социальной практики и снискать социальную поддержку»7; « … германская мысль была одним из источников идей российской культурно-исторической школы»8.

Главным в этих  обоих  вариантах деятельностной психологии является главенствующая роль деятельности в формировании и развитии человека и его психики: «Деятельностный  подход,  разработанный  в  психологии российскими  учеными С.Л.Рубинштейном (1889-1960), А.Н.Леонтьевым (1903-1979) и др., опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются. Такая деятельность – один из важнейших уровней взаимодействия человека с реальной действительностью. Созданная Рубинштейном и его учениками (К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским и др.) психологическая теория называется субъектно-деятельностной, поскольку в ней раскры-ваются особенности субъекта и его психики»9.

«… По мнению Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1). Это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2). Деятельность есть  взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая и 4) самостоятельная»10.

В концепции С.Л.Рубинштейна считается, что поскольку внутренним содержанием человеческого индивида является активность, то нельзя всю активность свести к деятельности. Активность гораздо богаче по своему содержанию, нежели деятельность: «в принципе невозможен «деятельностный редукционизм», сводящий всю активность людей лишь к деятельности »11.

Таким образом, главной категорией субъектно-деятельностной концепции  является человек как субъект  активности, деятельность как форма  активности понимается как онтологическое субъект-объектное отношение, которое, тем самым, не может выразить всю  полноту социального бытия человека: « … в подавляющем большинстве  психологических трактовок деятельности основу еѐ определений и категориально-понятийного  аппарата составляют отношения «субъект-объект», схватывающие лишь одну сторону социального бытия человека»12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотнесите  направления отечественной психологии и их характеристики.

Термин психология из психологического словаря В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова:

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний.

Предметом психологии как  науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состоянии.

Термин психология из Краткого словаря психологических терминов:

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру.

Термин общая психология изпсихологического словаря  В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова:

Общая психология - раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Термин общая психология из Краткого словаря психологических  терминов:

Общая психология - область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

В общей психологии основным предметом изучения являются закономерности основных форм психической активности: темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации.

Проанализировав из различных  источников определения и предмет  данных наук, мы можем сделать вывод  о том, что:

- к термину «психология»  относится  характеристика  «наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм»;

- к термину «общая психология»  относится характеристика«фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума».

Соответственно к термину  «духовно-ориентированная психология»  относится характеристика «направление, опирающееся на традиционные  духовные ценности и признающее реальность духовного бытия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы: 

  1. Сеченов И.М. «Избранные философские и психологические произведения». М., 1947.
  2. Boring, Edwin G. ., 1950. P. 636
  3. Бехтерев В.М., Москва «НАУКА», 1994г.
  4. Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М.,1997.
  5. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1985.
  6. Ждан А.Н. История психологии. М.,1997.
  7. Современная психология. М.,1999.
  8. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.,1997. 
  9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с., ил.
  10. Краткий словарь психологических терминов.

1 Сеченов И.М., 1947. С. 251

2Boring E.G., 1950. P. 636

3 Бехтерев, 1994, с.100

4 Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М.,1997.

5 Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1985.

6.  Ждан А.Н. История психологии. М.,1997.

7Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М.,1997.

8 Там же

9Современная психология. М.,1999.

10. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.,1997. 

11 Там же

12 Там же

 


Информация о работе Психология как наука