Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:12, контрольная работа
Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым.
1.Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева…………………………………………………………………..2
2.Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................9
3.Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики.………………………………………….………………………18
Список использованной литературы………………………………………….20
Несмотря на то, что философской
основой деятельностного
Одно из них, тесно связанное с работами И.М.Сеченова и В.М.Бехтерева, разрабатывало традиционные для российской материалистической физиологии онтологические представления о рефлекторном характере психики как деятельности головного мозга.
Таким образом, это был путь «от материи» (материального субстрата) к пониманию психики как онтологической деятельности мозга. В связи с этим, существеннейшим положением субъектно-деятельностной концепции необходимо признать положение об онтологическом статусе человека как субъекта деятельности.
Второй путь, берущий свое начало в психологии от Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии, разрабатывал гносеологическую (культурно-историческую) концепцию психического, которая ведѐт своѐ начало от немецкой классической философии: « … Их (Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьев) формулировка культурно-исторической теории и связанная с ней методология никоим образом не были независимым изобретением, выполненным в полной изоляции. Одновременно они сделали (по крайней мере в то время) то, чего не сделали другие: узаконили культурную психологию, которая могла вобрать в себя обе стороны психологии В.Вундта. Принятая ими методология позволяла теоретически осмыслить различные области социальной практики и снискать социальную поддержку»7; « … германская мысль была одним из источников идей российской культурно-исторической школы»8.
Главным в этих обоих вариантах деятельностной психологии является главенствующая роль деятельности в формировании и развитии человека и его психики: «Деятельностный подход, разработанный в психологии российскими учеными С.Л.Рубинштейном (1889-1960), А.Н.Леонтьевым (1903-1979) и др., опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются. Такая деятельность – один из важнейших уровней взаимодействия человека с реальной действительностью. Созданная Рубинштейном и его учениками (К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским и др.) психологическая теория называется субъектно-деятельностной, поскольку в ней раскры-ваются особенности субъекта и его психики»9.
«… По мнению Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1). Это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2). Деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая и 4) самостоятельная»10.
В концепции С.Л.Рубинштейна считается, что поскольку внутренним содержанием человеческого индивида является активность, то нельзя всю активность свести к деятельности. Активность гораздо богаче по своему содержанию, нежели деятельность: «в принципе невозможен «деятельностный редукционизм», сводящий всю активность людей лишь к деятельности »11.
Таким образом, главной категорией
субъектно-деятельностной концепции
является человек как субъект
активности, деятельность как форма
активности понимается как онтологическое
субъект-объектное отношение, которое,
тем самым, не может выразить всю
полноту социального бытия
Термин психология из психологического словаря В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова:
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний.
Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состоянии.
Термин психология из Краткого словаря психологических терминов:
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру.
Термин общая психология изпсихологического словаря В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова:
Общая психология - раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.
Термин общая психология из Краткого словаря психологических терминов:
Общая психология - область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
В общей психологии основным предметом изучения являются закономерности основных форм психической активности: темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации.
Проанализировав из различных источников определения и предмет данных наук, мы можем сделать вывод о том, что:
- к термину «психология» относится характеристика «наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм»;
- к термину «общая психология»
относится характеристика«фунда
Соответственно к термину
«духовно-ориентированная
Список использованной литературы:
1 Сеченов И.М., 1947. С. 251
2Boring E.G., 1950. P. 636
3 Бехтерев, 1994, с.100
4 Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М.,1997.
5 Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1985.
6. Ждан А.Н. История психологии. М.,1997.
7Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М.,1997.
8 Там же
9Современная психология. М.,1999.
10. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.,1997.
11 Там же
12 Там же