Психология как свойство мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение основных вопросов развития мозга, а также рассмотрение основных психических свойств человека. Для выполнения работы выделяются следующие задачи:
- Рассмотрение развития мозга человека;
- Изучение психических свойств человека (темперамент, способности, мотивации, характер).

Содержание работы

Введение
Глава I. Развитие мозга человека
1.1 Исследование мозга
1.2 Строение мозга
1.3.Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение
Глава II. Психические свойства человека
2.1 Понятие психики
2.2 Психические свойства
2.2.1 Темперамент
2.2.2 Способности
2.2.3 Мотивации
2.2.4 Характер
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология курсовая.docx

— 49.05 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Развитие мозга человека

1.1 Исследование мозга

1.2 Строение мозга

1.3.Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение

Глава II. Психические свойства человека

2.1 Понятие психики

2.2 Психические свойства

2.2.1 Темперамент

2.2.2 Способности

2.2.3 Мотивации

2.2.4 Характер

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Некоторые из современных наук имеют  вполне законченный вид, другие интенсивно развиваются или только становятся. Это вполне понятно, так как наука  эволюционирует, как и природа, которую  она изучает. Одной из перспективных  областей естествознания является изучение человеческого мозга и связи  психических процессов с физиологическими.

При рождении мозг является самым  недифференцированным органом тела. Важно знать, что мозг не функционирует  «правильным образом» до тех пор, пока его развитие не «завершилось». Однако мозг никогда не становится «завершенным», так как он продолжает реинтегрировать себя. Пластичность мозга, то есть его чувствительность к влиянию окружающей среды, является характеристикой, в особенности  присущей человеческому мозгу.

Изучение высшей нервной деятельности возможно физическими, химическими  методами, гипнозом и т. п. Среди тем, интересных с естественнонаучной точки  зрения можно выделить:

1)  непосредственное воздействие  на мозговые центры;

2)  опыты с наркотиками (ЛСД,  в особенности);

3)  кодирование поведения на  расстоянии.

Целью моей работы является изучение основных вопросов развития мозга, а  также рассмотрение основных психических  свойств человека.

Для выполнения работы выделяются следующие  задачи:

-  Рассмотрение развития мозга  человека;

-  Изучение психических свойств  человека (темперамент, способности,  мотивации, характер).

Для написания работы были изучены  и проанализированы различные учебные  источники. Предпочтение отдавалось следующим  авторам: Горелову А.А., Грушевицкой  Т.Г., Садохину А.П., Успенскому П.Д., Маклакову А.Г.

 

 

Глава I. Развитие мозга человека

 

Головной мозг – это та часть  нервной системы, которая эволюционно  возникла на основе развития дистантных рецепторных органов.

Цель изучения мозга - понять механизмы  поведения и научиться ими управлять. Знания о процессах, происходящих в мозгу, необходимы для лучшего использования умственных способностей и достижения психологического комфорта.

Что же знает естествознание о деятельности мозга? Еще в прошлом веке выдающийся русский физиолог Сеченов писал, что физиология располагает данными  о родстве психических явлений  с нервными процессами в теле. Благодаря  Павлову, физиологическому изучению головного  мозга стало доступно все, включая сознание и память.

Мозг рассматривается как центр  управления, состоящий из нейронов, проводящих путей и синапсов (в  мозгу человека 10 связанных между  собой нейронов).

 

1.1 Исследование мозга

Кора головного мозга и подкорковых  структур связана с внешними психическими функциями, с мышлением и сознанием  человека. Именно через нервы, выходящие  из головного и спинного мозга, связана  центральная нервная система  со всеми органами и тканями. Нервы  несут информацию, поступающую из внешней среды в мозг, и приводят ее в обратном направлении к частям и органам.

Ныне существуют технические возможности  экспериментального исследования мозга. На это нацелен метод электрического раздражения, посредством которого изучаются отделы мозга, ответственные  за память, решение задач, распознавание  образов и т. п., причем воздействие  может быть дистанционным. Можно искусственно вызывать мысли и эмоции - вражды, страха, тревоги, наслаждения, иллюзию узнавания, галлюцинации, навязчивые идеи.

 Современная техника может  в буквальном смысле сделать  человека счастливым, воздействуя  непосредственно на центры удовольствия  в мозгу.

Исследования показали, что:

1) Ни один поведенческий акт  невозможен без возникновения  на клеточном уровне отрицательных  потенциалов, которые сопровождаются  электрическими и химическими  изменениями и деполяризацией  мембраны;

2) Процессы в мозгу могут быть  двух видов: возбуждающие и  тормозящие;

3) Память подобна звеньям цепи  и можно, потянув за одну, вытянуть  очень много;

4) Так называемая психическая  энергия представляет собой сумму  физиологической активности мозга  и получаемой извне информации;

5) Роль воли сводится к тому, чтобы привести в действие  уже сложившиеся механизмы.

Особую роль в головном мозге  играют левое и правое полушарие, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная. И.П. Павловым впервые введено понятие анализатора на основе комплекса мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении информации. Он выделил относительно автономную органическую систему, которая обеспечивает переработку специфической информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему.

К достижениям нейрофизиологии  можно отнести и обнаружение  асимметрии в функционировании головного  мозга. Профессор Калифорнийского  технологического института Р. Сперри в начале 50-х годов доказал функциональное различие полушарий мозга при почти полной идентичности анатомии.

Левое полушарие - аналитическое, рациональное, последовательно действующее, более  агрессивное, активное, ведущее, управляющее  двигательной системой.

Правое - синтетическое, целостное, интуитивное; не может выразить себя в речи, но управляет зрением и распознаванием форм. Павлов говорил, что всех людей  можно разделить на художников и  мыслителей. У первых, стало быть, доминирует правое, у вторых - левое  полушарие.

Более ясное представление о  механизмах центральной нервной  системы позволяет решать проблему стресса. Стресс - понятие, характеризующее, по Г. Селье, скорость изнашивания человеческого организма, и связан с деятельностью неспецифического защитного механизма, увеличивающего сопротивляемость к внешним факторам.

Синдром стресса проходит три стадии:

1)  «реакция тревоги», во время  которой мобилизуются защитные  силы;

2)  «стадия устойчивости», отражающая  полную адаптацию к стрессору;

«стадия истощения», которая неумолимо  наступает, когда стрессор оказывается достаточно силен и действует достаточно долгое время, поскольку «адаптационная энергия», или приспособляемость живого существа всегда конечна».

Многое в деятельности мозга  остается неясным. Электрическое раздражение  двигательной зоны коры головного мозга  не способно вызвать точных и ловких движений, присущих человеку, и стало  быть существуют более тонкие и сложные  механизмы, ответственные за движение. Отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, и стало быть неизвестно, что такое сознание как функциональная сущность и что такое мысль как продукт сознания. Можно лишь заключить, что сознание - результат особой организации, сложность которой создает новые, так называемые эмерджентные свойства, которых нет у составных частей.

Спорен вопрос о начале сознания. Согласно одной из точек зрения, до рождения существует план сознания, а не готовое сознание. «Развитие  мозга, - считает X. Дельгадо, - определяет отношение индивидуума к окружающему  еще до того, как индивидуум становится способным воспринимать сенсорную  информацию об окружающем. Следовательно, инициатива остается за организмом».

Существует так называемое «опережающее морфологическое созревание»: еще  до рождения в темноте веки поднимаются  и опускаются. Но новорожденные лишены сознания и лишь приобретенный опыт ведет к узнаванию предметов.

Реакции новорожденных столь примитивны, что их вряд ли можно рассматривать  как признаки сознания.

Да и мозга при рождении еще  полностью нет. Стало быть, человек  по сравнению с другими животными  рождается менее развитым и ему  требуется определенный постнатальный  период роста. Инстинктивная деятельность может существовать даже при отсутствии опыта, психическая - никогда.

Важно отметить, что большое влияние  функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство  в головном мозгу. Это послужило  причиной не только увеличения массы  мозга, но и усложнения его структуры.

Недостаточность сенсорного притока  отрицательно влияет на физиологическое  развитие ребенка. Способность понимать видимое не является врожденным свойством мозга. Мышление не развивается само по себе. Формирование личности, по Пиаже, заканчивается в три года, но деятельность мозга зависит от сенсорной информации в течение всей жизни. «Животными и людям нужна новизна и непрерывный поток разнообразных раздражителей из внешней среды». Уменьшение поступления сенсорной информации, как показали эксперименты, приводит к возникновению через несколько часов галлюцинаций и бреда.

Вопрос о том, насколько непрерывный  сенсорный поток определяет сознание человека, столь же сложен, как и  вопрос о соотношении интеллекта и чувств. Еще Спиноза считал, что «человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся», не отличается от возможностей камня, который «получает  определенное количество движения от какой-нибудь внешней причины». Эту  точку зрения пытаются обосновать современные  бихевиористы. То, что сознание может резко меняться под влиянием внешних причин (причем и в сторону усиления предвидения и образования новых свойств и способностей), доказывает поведение людей, получивших тяжелые травмы черепа. Косвенное (например, средствами рекламы) и прямое (оперативное) воздействие на сознание приводит к кодированию.

Три направления нейрофизиологии  привлекают наибольший интерес:

1)  влияние на сознание посредствами  раздражения определенных центров  мозга с помощью психотропных  и иных средств;

2)  оперативное и медикаментозное  кодирование;

3)  изучение необычных свойств  сознания и их влияния на  социум. Эти важные, но опасные  направления исследований зачастую  засекречиваются.

1.2 Строение мозга

Головной мозг, encephalon (cerebrum), с окружающими его оболочками находится в полости мозгового черепа. Выпуклая верхнелатеральная поверхность головного мозга по форме соответствует внутренней вогнутой поверхности свода черепа. Нижняя поверхность - основание головного мозга, имеет сложный рельеф, соответствующий черепным ямкам внутреннего основания черепа.

Масса мозга взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. На протяжении от 20 до 60 лет масса и объем  остаются максимальными и постоянными  для каждого данного индивидуума (масса мозга в среднем у  мужчин 1394 г, у женщин - 1245 г), а после 60 лет они несколько уменьшаются.

При осмотре препарата головного  мозга хорошо заметны три его  наиболее крупные составные части. Это парные полушария большого мозга, мозжечок и мозговой ствол.

Полушария большого мозга у взрослого  человека - это наиболее сильно развитая, самая крупная и функционально  наиболее важная часть ЦНС. Отделы полушарий  прикрывают собой все остальные  части головного мозга. Правое и  левое полушария отделены друг от друга глубокой продольной щелью  большого мозга, достигающей большой  спайки мозга, или мозолистого тела.

 

1.3.Психика как свойство мозга.

 

Психика есть свойство или функция  головного мозга. А будучи свойством  мозга и завися от качества нервной  системы, психика сама в свою очередь  выполняет несколько функций:

1. Основная функция психики - отражение окружающего мира. При  этом психическое отражение обладает  рядом особенностей: ● отражение носит субъективный характер,● отражение всегда активно, обладает избирательностью, ● отражение носит вневременной характер (возможно отражение прошлого, настоящего и будущего). Иными словами, психика есть субъективный образ объективного мира.

 

По мнению А.Н.Леонтьева, отражение - не просто результат воздействия объекта на субъект, а результат взаимодействия двух процессов: воздействие объекта на субъект и активность субъекта по отношению к воздействующему объекту.

 

2. С отражением связана вторая  функция психики - регулятивная, суть которой в обеспечении  той или иной целенаправленной  и целесообразной деятельности  и поведения.

 

Таким образом, психика – это  отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга.

 

3. И, наконец, только человеческой  психике (сознанию), свойственна  еще одна функция - проективная  (планирование деятельности, прогноз  или предвидение результата). Эта  функция приобретается в процессе  жизни и развития в человеческом  обществе. Предвидение результата  в психологии получило название  опережающего отражения, а образ  предстоящего действия - акцептора  действия.

 

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, опережающее отражение есть высший уровень отражения. Его возникновение он связывает с изменением характера деятельности, а именно с переходом от приспособительной деятельности к деятельности продуктивной (преобразующей), особенность которой заключатся в наличии цели, подчиняющей процесс выполнения деятельности.

 

В своих работах С.Л.Рубинштейн выделил три линии связи психики с миром: 1) по отношению к внешнему миру психика есть его отражение; 2) по отношению к мозгу – его функция; 3) по отношению к поведению – его регулятор на основе отражения внешнего мира и внутренних состояний.

 

В целом основные положения теории отражения, сложившиеся в отечественной  психологии сводятся к следующим (Н.И.Чуприкова):

 

1. Мир – сложная закономерно  развивающаяся система, в которой  прошлое, настоящее и будущее  связаны.

 

2. В мире существуют свойства  и отношения, доступные чувственному  познанию (познанию с помощью  органов чувств) и не доступные,  которые отражаются в мышлении.

 

Информация о работе Психология как свойство мозга